Анализ ситуации, предпосылки изменения системы оплаты труда
С 1 января 2005 года изменен принцип построения заработной платы работников бюджетных организаций.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (статьи 29, 41), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", (статья 26.14.) органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ.
В Мурманской области вопросы оплаты труда регламентируются следующей нормативной базой:
- Законом Мурманской области от 21.11.1997 № 83-01-ЗМО "О библиотечном деле в Мурманской области";
- областной тарифной сеткой, утвержденной п.1 вышеназванного постановления Правительства Мурманской области.
В Мурманской области сохраняется тенденция снижения количества обучающихся. В 2007 году общая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 87,6 тыс. человек. Темпы снижения численности несколько замедлились и составили в 2007 году 7 % против 9 % в предыдущие годы.
Уменьшение численности обучающихся влияет на сокращение штатной численности работающих в образовании. Ежегодное сокращение численности работающих по группам персонала в указанных учреждениях составляло до 2004 года в среднем 3-4 процента, в 2004 -2005 годах - 7 %, в 2006 году 6 %. Изменение темпов сокращения численности должностей обусловлено введением в регионе нормативного финансирования общеобразовательных учреждений с 2004 года. В 2005-2006 годах в общеобразовательных учреждениях области проведены значительные мероприятия по оптимизации штатных расписаний.
Соотношение между учителями и административно-управленческим персоналом (АУП), учебно-вспомогательным персоналом (УВП), младшим обслуживающим персоналом (МОП) и категориями педагогических работников, не относящихся к учителям, составляет 56 % к 44 %.
Перевод на нормативное финансирование с 2004 года всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений повлиял и на увеличение расходов консолидированного бюджета на общее образование. По сравнению с 2000 годом расходы увеличились практически в 4 раза, в том числе в расчете на одного ученика более чем в 6 раз, составив в 2006 году 34,3 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата работающих в общем образовании в 2006 году составила в среднем 9581 руб., в том числе учителей- 11129 руб., АУП, МОП, УВП - 7086 руб.
Рост заработной платы обусловлен, в основном, введением нормативного финансирования. Утверждение законодательно надтарифного фонда (по группам персонала) позволило повысить его до 25 % (до введения нормативов - надтарифный фонд составлял 8-15 %). Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, поправочным коэффициентом и утверждается сметой.
Кроме того, ежегодное повышение первого разряда областной тарифной сетки также влияет на повышение заработной платы работников сферы образования.
Введение новой системы оплаты труда (НСОТ)
Цель введения НСОТ: повышение средней заработной платы учителей к 2009 году не менее чем на 60 %.
В рамках комплексного проекта модернизации образования Мурманской области на 2007-2009 годы предполагается разработка НСОТ работников общего образования, не допускающей снижения уровня заработной платы учителей по отношению к году начала перехода на НСОТ.
Новая система оплаты труда будет отвечать следующим принципам:
- наличие механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;
- повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
- рост заработной платы учителей;
- разделение фонда оплаты труда и зарплаты работников общеобразовательных учреждений на базовую и стимулирующую части (установление доли стимулирующей части фонда оплаты труда в интервале от 20 % до 40 % общего фонда оплаты труда);
- наличие механизмов нормирования и учета в оплате труда всех видов деятельности учителей (почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и др. виды деятельности, определенные должностными обязанностями);
- введение примерного регионального регламента участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений (совета общеобразовательного учреждения, попечительского совета и др.), профсоюзов, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
Введение НСОТ будет осуществляться в 2 этапа. Первый этап - повышение в 2008 году заработной платы учителей в среднем на 20 % (без учета повышения тарифной ставки) за счет введения коэффициентов за категорийность (наличие второй, первой или высшей категории) и сложность предмета.