_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 02.04.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 8 июля 2009 года № 297-ПП
_______________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", постановлением Правительства Мурманской области от 24.11.2005 № 441-ПП/14 "О стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года", постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 26.01.2007 N 27-ПП/1 "О разработке региональной целевой программы "Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Мурманской области" на 2007-2010 годы" Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Мурманской области от 26.01.2007 № 27-ПП/1 "О разработке региональной целевой программы "Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Мурманской области" на 2007-2010 годы" заменив по тексту постановления слово "инженерной" словом "коммунальной".
2. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Мурманской области" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области, заинтересованным в реализации Программы, принять участие в ее финансировании за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств и руководствоваться ее положениями при разработке соответствующих муниципальных программ.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.
И.о.первого заместителя
Губернатора Мурманской области
А.Селин
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
Наименование программы | - | "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Мурманской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | |
Государственный заказчик программы | - | департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области |
Основные разработчики программы | - | департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области |
Цель программы | - | обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения |
Задачи программы | - | реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в Мурманской области; |
- | развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; | |
- | создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | ввод жилья с обеспечением государственной поддержки в рамках программы за период с 2008-2011 годы составит 25,7 тыс.м2, в том числе по годам: в 2009 г. - 5,5 тыс.м2 (10,0% от общего ввода по году); в 2010 г. - 8,4 тыс.м2 (15,0% от общего ввода по году); в 2011 г. - 11,8 тыс.м2 (20,0% от общего ввода по году) |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | срок реализации Программы 2007 - 2010 годы, в том числе: 1 этап - подготовительный (2007 год): - обеспечивается разработка нормативно-правовой базы, оказание методической помощи муниципальным образованиям в подготовке заявок на участие в программе, проведение отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой; 2 этап (2008 - 2009 годы): - обеспечивается существенное повышение объема инвестиций, привлекаемых с целью обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства путем предоставления мер государственной поддержки данного процесса; 3 этап (2009 - 2010 годы): - начало строительства жилья за счет застройки земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой с привлечением государственной поддержки; - развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени происходит на рыночных принципах за счет сложившегося кредитно-финансового механизма; продолжается обеспечение государственной поддержки по ранее принятым обязательствам в реализации проектов, начатых во втором этапе; доля гарантий и возмещения части затрат на оплату процентов по кредитам из бюджета в кредитовании новых проектов развития коммунальной инфраструктуры сокращается, изменяются условия участия в программе |
Объемы и источники финансирования программы | - | общий объем финансирования программы на погашение части кредитной ставки из бюджета Мурманской области с 2008 по 2010 годы составит 9,853 млн. рублей, в том числе: в 2008 г. - 1,568 млн. рублей; в 2009 г. - 4,143 млн. рублей; в 2010 г. - 4,143 млн. рублей. Предоставление государственных гарантий Мурманской области по банковским кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, составит по годам: в 2008 году - 15,0 млн. руб.; в 2009 году - 40,0 млн. руб.; в 2010 году - 40,0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | - | увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья. Формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития коммунальной инфраструктуры. Увеличение частных инвестиций в сектор жилищного строительства. Общий объем ввода жилья, в том числе введенного в результате реализации программы составит: в 2009 г. - 55,0 тыс. м(2); в 2010 г. - 56,0 тыс. м(2); в 2011 г. - 59,0 тыс. м(2 ) |
Основными проблемами в сфере жилищного строительства Мурманской области, наряду с недостаточным объемом предложений на рынке жилья, низкими доходами населения и сложной системой выделения участков под застройку, является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья Мурманской области.
Органы местного самоуправления и застройщики отмечают ограниченные возможности использования действующих мощностей коммунального комплекса для наращивания объемов жилищного строительства.
Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.
Предварительный анализ данных о наличии участков под жилищное строительство в населенных пунктах Мурманской области показал, что во всех муниципальных образованиях области имеются свободные (незастроенные) территории под жилищное строительство, при этом расчетная потребность в новом строительстве жилья по отдельным населенным пунктам с учетом демографических изменений неравнозначна.
В большинстве муниципальных образований остро стоит задача переселения граждан из имеющегося ветхого и аварийного жилищного фонда. Поэтому в рамках настоящей Программы в приоритетном порядке предполагается обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных под жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом. Использование таких участков, с одной стороны, позволит снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и частных средств.
Сложившаяся практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения объектов строительства основана на выполнении застройщиками технических условий присоединения к инфраструктурным системам предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и затрудняет освоение новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Органы местного самоуправления районов и городов, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В населенных пунктах области отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства. Банковский сектор не имеет кредитных инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска финансировать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья для конечного покупателя квартиры.
Решение системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства требует со стороны государства программно-целевых действий. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.
Основной целью Программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
- подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в муниципальных районах, городских округах и поселениях Мурманской области, что должно привести к значительному увеличению объёмов жилищного строительства;
- стимулировать муниципальные районы, городские округа и поселения, активно проводящие государственную политику по развитию жилищного строительства, а также обеспечивающие комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.
Выполнение Программы включает три этапа.
1 этап (подготовительный) - 2007 год. Предусматривается:
- разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей условия реализации программы;
- оказание методической помощи органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам (застройщикам или организациям коммунального комплекса) в подготовке инвестиционных проектов;
- проведение отбора муниципальных образований, хозяйствующих субъектов на конкурсной основе для участия в Программе по представленным инвестиционным проектам.
2 этап - 2008-2009 годы. Планируется существенно повысить объем привлекаемых инвестиций в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства путем обеспечения мер государственной поддержки этого процесса. Реализация первой стадии должна обеспечить:
- объем жилищного строительства в 2009 году на уровне 55.0 тыс.м(2);
- подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства, на ближайшую перспективу (2009-2010 годы);
- создание нового банковского кредитного инструмента, позволяющего предоставлять кредиты на развитие коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления, застройщикам и организациям коммунального комплекса.
- развитие территорий, занятых аварийным и ветхим жильем.
Государственная поддержка Мурманской области будет оказана по проектам, предусматривающих обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами - застройщиками или организациями коммунального комплекса.
3 этап - 2009 - 2010 годы. Планируется увеличение объемов строительства и ввода жилья за счет застройки подготовленных земельных участков с учетом государственной поддержки. Дальнейшее развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на рыночных принципах. Доля государственных (муниципальных) гарантий и размеры субсидирования процентов в кредитование новых проектов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства будут сокращаться, будет произведена корректировка условий участия в программе с учетом практики реализации первых двух этапов. При этом все уровни бюджетов будут выполнять ранее принятые на себя обязательства по содействию реализации проектов, принятых в рамках 1-го и 2-го этапов программы.
В целях активизации рыночных процессов с 2009 года основное внимание будет уделяться государственной поддержке проектов, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
В рамках Программы в 2008 - 2010 годы будут реализованы инвестиционные проекты в Мурманской области по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства с привлечением кредитных средств на общую сумму 320,0 млн. рублей, что обеспечит ввод жилья в размере 25,7 тыс.м(2). При этом на втором этапе Программы ввод жилья за счет реализации мер программы составит 5.5 тыс.м(2), или 10% от прогнозируемого ввода жилья, на третьем - 20,2 тыс.м(2) или 17%.
В основу расчета финансовых средств, требуемых на реализацию программы, приняты объемы строительства жилья, предусмотренные "Стратегией развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 24.11.2005 № 441 - ПП/ 14.
Расчет объемов строительства жилья и их финансирования с учетом прогнозного удорожания, ожидаемые результаты выполнения программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" представлены в приложении № 1.
Индикаторы и показатели программы приведены в таблице № 1.
таблица № 1
№ п./п. | показатели | ед. изм. | по годам | Всего 2008-2010 годы | ||
2009 | 2010 | 2011 | ||||
1 | Общий объем вводимого жилья | тыс.м2 | 55,00 | 56,00 | 59,00 | 170,00 |
2 | Объем ввода жилья с учетом государственной поддержки | тыс.м2 | 5,50 | 8,40 | 11,80 | 25,70 |
3 | Прирост ввода жилья с учетом государственной поддержки к предыдущему году | % | - | 152 | 140 |
Мероприятия в рамках Программы будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства и обеспечить условия для адекватного увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства Мурманской области.
В рамках Программы за счет средств бюджета Мурманской области будет предоставлена государственная поддержка в виде субсидии на возмещение затрат по уплате части процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и предоставлению государственных гарантий при выполнении участниками условий, определенных настоящей Программой.
Соответствующие кредиты будут предоставляться на срок не более 3 (трех) лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации программы.
Указанные меры поддержки за счет средств бюджета Мурманской области будут осуществляться на условиях оказания на местном уровне аналогичных мер поддержки инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой (далее - инвестиционные проекты) в соответствии с требованиями, установленными Программой. Объем средств бюджета Мурманской области и размер государственных гарантий Мурманской области, предоставляемых для поддержки реализации инвестиционных проектов в каждом муниципальном образовании, будут не больше объема средств бюджетов муниципальных образований и размера муниципальных гарантий, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов.
Необходимым требованием Программы является использование, как государственных гарантий, так и муниципальных гарантий только для частичного обеспечения каждого из кредитов на финансирование инвестиционного проекта с целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами.