ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2007 года № 84-ПП/3


О новой редакции региональной целевой программы
"Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы"



Во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", а также в целях уточнения объемов финансирования Правительство Мурманской области

постановляет:

внести изменения и дополнения в региональную целевую программу "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 28.06.2005 № 256-ПП/8 "О региональной целевой программе "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы" (в редакции от 26.01.2006 № 19-ПП/1), и изложить ее в новой редакции согласно приложению.


Губернатор
                                                  Мурманской области
                                                        Ю. ЕВДОКИМОВ

   


Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 21.02.2007 № 84-ПП/3


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ"


Мурманск
2006


ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы"


Наименование Программы

-

"Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
(наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-




-

постановление Правительства Мурманской области от 23.12.2004 № 379-ПП/12 "О разработке региональной целевой программы "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы";

постановление Правительства Мурманской области от 28.06.2005 № 256-ПП/8 "О региональной целевой программе "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы"

Государственные заказчики

-

-

комитет по образованию Мурманской области;

департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Государственный заказчик - координатор

-

комитет по образованию Мурманской области

Основные разработчики Программы

-

-

комитет по образованию Мурманской области (далее - КОМО);

муниципальные органы управления образованием (далее - МОУО)

Цели и задачи Программы

-



-

основная цель:

создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования Мурманской области

основные задачи:

- совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания;

- развитие системы обеспечения качества образования;

- повышение эффективности управления в системе образования

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

1.











2.

3.

Увеличение к 2010 году:

- коэффициента охвата дошкольным образованием детей старше 5 лет с 89% до 93%;

- коэффициента охвата обучающихся 10-11 классов программами профильного и углубленного обучения с 52% до 65%;

- коэффициента охвата обучающихся и воспитанников образовательных учреждений области различными формами дополнительного образования детей с 78% до 82%;

- коэффициента обновления основных фондов с 1% до 1,5%;

- инвестиций на материально-техническое обеспечение обучающегося (воспитанника) в 2,2 раза.

Обеспечение к 2010 году темпов роста регионального норматива расходов на образование не менее 13% ежегодно.

Снижение к 2010 году доли работников, работающих в сфере образования, с доходами ниже прожиточного минимума с 20,3% до 19,5%

Сроки и этапы реализации Программы

-

период с 2006 по 2010 годы (включительно):

I этап: 2006 - 2007 годы;

II этап: 2008 - 2010 годы

Объемы и источники финансирования

-

средства федерального, областного и местных бюджетов, привлеченные средства,

всего - 1334801,1 тыс.руб., в том числе:

2006 - 473940,8 тыс.руб.;

2007 - 342943,3 тыс.руб.;

2008 - 202853 тыс.руб.;

2009 - 171862 тыс.руб.;

2010 - 143202 тыс.руб.;

федеральный бюджет - 315399,6 тыс.руб.:

2006 - 144584,3 тыс.руб.;

2007 - 154615,3 тыс.руб.;

2008 - 5400 тыс.руб.;

2009 - 5400 тыс.руб.;

2010 - 5400 тыс.руб.;

областной бюджет - 486064,5 тыс.руб.:

2006 - 85112,5 тыс.руб.;

2007 - 88799 тыс.руб.;

2008 - 113709 тыс.руб.;

2009 - 112767 тыс.руб.;

2010 - 85677 тыс.руб.;

местные бюджеты - 532677 тыс.руб.:

2006 - 244164 тыс.руб.;

2007 - 99449 тыс.руб.;

2008 - 83494 тыс.руб.;

2009 - 53445 тыс.руб.;

2010 - 52125 тыс.руб.;

внебюджетные средства  - 660 тыс.руб.:

2006 - 80 тыс.руб.;

2007 - 80 тыс.руб.;

2008 - 250 тыс.руб.;

2009 - 250 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

повышение возможности для населения Мурманской области в получении доступных видов и уровней качественного дошкольного, общего, специального и профессионального образования и конкурентоспособности региона за счет укрепления кадровой составляющей экономики и социальной сферы Мурманской области

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


Региональная политика в области образования в период с 2002 по 2005 год осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, региональной программой "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы".

В 2006 - 2010 годах системе образования Мурманской области предстоит работать в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.

Результатами реализации региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы", других региональных целевых программ стали устойчивая стабилизация и переход к инновационному развитию образовательной системы Мурманской области на основе ее модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.

Сохранена сеть образовательных учреждений Мурманской области, которая позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного общего, начального профессионального образования.

Охват общественным дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 78,5%. С целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования создаются условия для подготовки детей к обучению. В 2004-2005 учебном году лишь 5,1% обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений не получили дошкольной подготовки.

Приняты меры по совершенствованию структуры и содержания дошкольного и общего образования. Преимущественное развитие в области получили дошкольные образовательные учреждения комбинированного и общеразвивающего вида.

Завершен переход общеобразовательных учреждений области на обучение по программе четырехлетней начальной школы. Треть младших школьников обучаются по различным дидактическим системам и учебно-методическим комплектам.

В профильных классах общеобразовательных учреждений области обучаются 39% старшеклассников. Существенные изменения произошли в структуре профильного обучения, более половины профильных классов реализуют программы физико-математической, математико-технологической и естественнонаучной направленности. 60% обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений области получают предпрофильную подготовку, осваивая программы углубленного изучения различных предметов, факультативных курсов и спецкурсов.

Треть общеобразовательных учреждений области реализуют программы повышенного уровня различной направленности.

В целях формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся почти половина обучающихся 2-4-х классов изучают информатику, в том числе в трети классов с использованием компьютерной техники. Завершается переход на обязательное изучение базового курса информатики в основной школе. 92 общеобразовательных учреждения имеют доступ в Интернет. 56% младших школьников изучают иностранные языки. Второй иностранный язык как предмет учебного плана изучают 6,4% обучающихся 5-11 классов.

В учебные планы 67% общеобразовательных учреждений области введен третий час физической культуры на всех ступенях общего образования.

Более дифференцированной стала структура специального (коррекционного) образования, все в большей степени интегрируемого в общеобразовательные школы путем создания в них специальных классов и групп, что способствует адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 7093 детей с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующего назначения 3680 детей, обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, коррекционных классах общеобразовательных школ 3413 детей, половина из них обучается в общеобразовательных учреждениях.

Приняты меры по стандартизации образования. Завершен первый этап апробации проекта регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Разработано и издано программное и учебно-методическое обеспечение проекта стандарта по всем образовательным областям, учебные пособия для обучающихся начальной и основной школы.

Совершенствованию образовательного процесса в значительной степени способствовала экспериментальная работа, организованная на базе региональных экспериментальных площадок по следующим направлениям: совершенствование структуры и содержания общего образования, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, апробация форм и содержания предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов, введение единого государственного экзамена, технологии оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения, апробация учебно-методических комплектов для начальной школы, введение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, формирование психолого-медико-педагогической службы в системе муниципального образования.

Общеобразовательные учреждения области обеспечивают высокое качество образования, что подтверждается результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ). Средний тестовый балл выпускников общеобразовательных учреждений области на уровне и выше среднего балла выпускников школ России. Сохраняется стабильным процент выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении" (5%), из них 92% претендентов на награждение медалью подтверждают свои результаты на едином государственном экзамене. Количество обучающихся, не осваивающих образовательные программы соответствующего уровня, не превышает 0,3%.

Продолжена работа по созданию условий для обучения детей, имеющих повышенные образовательные потребности. Региональные предметные олимпиады школьников организованы по 17 предметам. Ежегодно в рамках реализации мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" проводятся Региональная научная и инженерная выставка "Будущее Севера" и региональное соревнование "Будущее Севера. Юниор". Обеспечена целевая поддержка областной очно-заочной школы дополнительного образования "А-Элита", Центра очно-заочного обучения Академической гимназии Санкт-Петербургского университета.

Остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей. Более половины учреждений дополнительного образования являются многопрофильными, реализующими от 20 до 160 образовательных программ. В кружках занимаются две трети от общей численности обучающихся (по России - 40,1%).

Сохранена система начального профессионального образования (НПО). В 2004 году на 10 тыс. человек, проживающих в Мурманской области, приходится 115 обучающихся. В системе НПО обучается 1063 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, примерно 65% обучающихся составляют дети из малообеспеченных семей.

Созданы условия для получения выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений начального профессионального образования по 9 специальностям (перечень профессий увеличился в 2 раза).

Реальный рост расходов на образование с учетом сложившейся инфляции составил более 15%. Средняя заработная плата работников образования выросла за четыре года в 1,4 раза и составляет 6440 рублей. Действует региональная система социальной поддержки работников образования.

80% учебников приобретается за счет средств бюджетов различных уровней и только 20% - за счет родителей.

К 2004 году оснащены компьютерной техникой все школы и профессиональные училища, на 1 компьютер в среднем приходится 34 обучающихся (по РФ - 40). В 9 сельских школах установлены и функционируют системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам.

За 4 года привлечено дополнительно федеральных и внебюджетных материальных и денежных ресурсов через целевые программы и проекты около 250 млн. рублей.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов.

В 9 из 21 муниципального образования сохраняется очередность на услуги дошкольных образовательных учреждений.

Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ в отдельных муниципальных образованиях и обучающихся учреждений начального профессионального образования ниже, чем в среднем по области.

Сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.

Введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, развитие системы дополнительного образования детей сдерживаются недостаточным ресурсным обеспечением. Не снижаются темпы ветшания материально-технической базы зданий и сооружений образовательных учреждений, их оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.

В области не созданы условия для раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Сохраняется существенная диспропорция по уровням профессионального образования и направлениям подготовки по рабочим специальностям.

Вместе с тем имеющийся потенциал системы образования области позволяет определить приоритетные направления дальнейшего развития. Программа должна стать основой для реализации региональной государственной политики в области образования, обеспечить продолжение предшествующего этапа модернизации региональной системы образования.

Программа определяет общие правовые, экономические и социальные основы развития системы образования Мурманской области, регулирует отношения между Правительством Мурманской области, органами местного самоуправления, организациями и образовательными учреждениями в области образования.

Решение сформулированных в Программе задач программно-целевыми методами направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами системы образования Мурманской области в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования в условиях существующих бюджетных ограничений.

Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих систему образования Мурманской области, предусматривает создание централизованных механизмов, координацию и распространение их на муниципальный уровень.

Расшифровка сокращений, принятых в Программе, приведена в приложении № 1.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ И ЭТАПОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 


Основной целью Программы является создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования Мурманской области.

Для достижения указанной выше цели должны быть решены следующие задачи:

1. Совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания.

2. Развитие системы обеспечения качества образования.

3. Повышение эффективности управления в системе образования.

Сроки реализации Программы: 2006 - 2010 годы.

Этапы реализации:

l. 2006 - 2007 гг. Завершение переходящих мероприятий региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы" и других целевых региональных программ в сфере образования. Разработка программных мероприятий на последующие годы с учетом принципов и целей государственной политики в сфере образования. Реализация мероприятий I - го этапа Программы и апробация их результатов.

ll. 2008 - 2010 гг. Завершение переходящих мероприятий I - го этапа и уточнение плана мероприятий II - го этапа Программы. Реализация мероприятий Программы и распространение результатов. Завершение мероприятий Программы, анализ результатов их реализации и разработка региональной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

Целевые индикаторы и показатели:

Индикаторы, показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Коэффициент охвата дошкольным образованием детей старше 5 лет

89%

89%

91%

93%

93%

Удельный вес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательные учреждения


47,6%


51,3%


52,6%


53,7%


54,7%

Коэффициент охвата обучающихся 10-11 классов программами профильного и углубленного обучения

52%

55%

60%

65%

65%

Соотношение количества выпускников, получивших по результатам ЕГЭ отметки "хорошо" и "отлично" к общему количеству выпускников, сдававших ЕГЭ:




-     математика

45%

45%

-     русский язык

50%

50%

Доля победителей и призеров федеральных окружных, всероссийских, международных олимпиад, конференций от общего числа участников от Мурманской области

55%

56%

56%

57%

57%

Коэффициент охвата  обучающихся и воспитанников образовательных учреждений области различными формами дополнительного образования детей

78%

79%

80%

81%

82%

Доля обучающихся в возрасте от 11 лет и старше, вовлеченных в профилактические антинаркотические  мероприятия , по отношению к общей численности обучающихся этого возраста

15%

17%

20%

25%

30%

Коэффициент обеспеченности обучающихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений компьютерной техникой (человек/компьютер)

15,0

13,2

12,0

11,3

10,7

Соотношение темпов роста регионального норматива расходов системы образования к темпам роста расходов на образование (в % к предыдущему году):

- общий объем финансирования на образование

43%

25%

15%

15%

15%

- региональный норматив  финансирования системы образования

12%

18%

13%

13%

13%

Коэффициент обновления основных фондов образовательных учреждений

1,1%

1,2%

1,3%

1,4%

1,5%

Доля инвестиций на материально-техническое обеспечение обучающегося (воспитанника, студента) в год (руб./чел.)

337

414

508

615

743

Доля образовательных учреждений, имеющих институты общественного гражданского участия

10%

20%

40%

50%

60%

Доля работников, работающих в сфере образования, с доходами ниже прожиточного минимума

20,3%

20,3%

19,9%

19,7%

19,5%

Соотношение средней заработной платы к прожиточному минимуму

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»