Основные мероприятия по совершенствованию системы инвестиций:
- мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств;
- совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов.
3.5.1. Мониторинг реализации инвестиционных проектов,
реализуемых за счет бюджетных средств, совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов (Е1, Е2).
Анализ исходного состояния
Правительством Мурманской области предприняты определенные меры, которые можно расценивать как основу для более существенного повышения эффективности инвестиционной деятельности.
В области создана нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность. Основным нормативным документом, в Мурманской области, является Закон Мурманской области от 11.05.2005 № 626-01-ЗМО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Мурманской области".
Основными мерами, регулирования государственных инвестиций в Мурманской области являются условия, предусмотренные в постановлении Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", постановлении Правительства Мурманской области от 24.03.2005 г. № 97-ПП/3 "О порядке разработки, формирования и утверждения адресной инвестиционной программы Мурманской области", а также в региональной целевой программе "Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области" на 2007-2010 годы.
Инвестиционные проекты в Мурманской области реализуются в рамках Программы социально-экономического развития Мурманской области, а также федеральных и региональных целевых программ.
Государственное стимулирование инвестиционной деятельности органами власти Мурманской области осуществляется в поддержке субъектов инвестиционной деятельности при обращении к федеральным органам власти, привлечение инвестиционных кредитов.
Нереализованным звеном, в существующей системе инвестиций, в Мурманской области является отсутствие оценки бюджетной и социальной эффективности, реализуемых инвестиционных проектов, которая затруднена отсутствием единой методики и регламента оценки.
Департамент экономического развития Мурманской области ежеквартально проводит мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств, также готовит отчеты о реализации региональных целевых программ, которые размещаются в сети Интернет.
План реформирования
Совершенствование системы инвестиций в Мурманской области предполагается осуществлять в двух взаимосвязанных направлениях:
1) совершенствование системы мониторинга реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета Мурманской области;
2) совершенствование процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов.
В рамках совершенствования мониторинга реализуемых инвестиционных проектов будет разработан и утвержден порядок оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, а также система критериев, по которым будут оцениваться инвестиционные проекты на предмет наличия оснований для досрочного прекращения (пересмотра) их реализации.
В рамках совершенствования процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов в Мурманской области существует потребность разработки и утверждения запрета для инициации новых инвестиционных проектов в случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект от их реализации и утверждения порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов.
Важной составляющей процесса совершенствования системы инвестиций в Мурманской области являются его открытость и прозрачность. Поэтому на втором этапе реализации Программы (до 1 июля 2008 года) общепринятой практикой станет регулярное опубликование в СМИ и сети Интернет отчетов о реализованных за последний отчетный год инвестиционных проектах, включая оценку бюджетной и социальной эффективности по каждому из проектов.
Результатом внедрения перечисленных выше мер должны стать:
1) отсутствие в расходах областного бюджета Мурманской области расходов на такие инвестиционные проекты, которые бы имели основания для досрочного прекращения их реализации;
2) отсутствие в расходах областного бюджета Мурманской области расходов на новые инвестиционные проекты, по которым эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект от их реализации.
Альтернативы
Альтернативным вариантом могло бы стать ожидание формирования аналогичной нормативной базы на федеральном уровне, однако это будет иметь негативное влияние на темпы реформирования региональных финансов.
Другой альтернативой является полный или частичный отказ от реализации прямых инвестиционных проектов за счет бюджетных средств с переносом акцента на создание условий инвестиционной привлекательности области и самих инвестиционных проектов для частных инвестиций либо реализация совместных проектов с участием, как частных, так и государственных средств. При этом контроль эффективности может производиться совместно с частным инвестором, что в большинстве случаев обеспечит применение наиболее прогрессивных методов управления проектами, обеспечивающих максимальную отдачу от вложенных средств.
Также альтернативой совершенствованию системы инвестиций деятельности Мурманской области может являться отказ от реализации инвестиционных проектов, по которым эксплуатационные расходы превышают положительный финансовый эффект от их реализации.