Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Мурманской области (утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 13 декабря 2007 года № 605-ПП)

3.1. Реформа бюджетного процесса и управления
расходами (А)


Основные мероприятия реформы бюджетного процесса и управления расходами:

- перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций;

- совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов;

- обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;

- снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов.

3.1.1. Перевод бюджетных организаций и учреждений,
предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций (А1)

Анализ исходного состояния


О необходимости совершенствования управления государственной собственностью говорится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" и в Концепции оптимизации расходов консолидированного бюджета Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 27.04.2006 № 160-ПП/4.

Одним из возможных механизмов реализации данной задачи является привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг.

Приватизация государственного и муниципального имущества должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.

Развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг в Мурманской области развивается параллельно имеющейся системе государственных бюджетных учреждений. Например, оказание населению социальных услуг в сфере образования осуществляется негосударственными образовательными учреждениями. Предоставление населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг осуществляется через оказание государственной поддержки негосударственных организаций.

На момент принятия программы реформирования органами государственной власти проведена работа по оценке возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных. Как показывает предварительный анализ данных, приведенных в дополнительной таблице А1, абсолютное большинство бюджетных учреждений оказывают социально значимые услуги и их перевод в ближайшее время не прогнозируется. Перевод учреждений в форму негосударственного предприятия приведет к риску возникновения негативных последствий в связи с низким уровнем доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, высокими требованиями к качеству оказываемых услуг.

Комитетом по культуре и искусству Мурманской области рассмотрена возможность перевода учреждений культуры, за исключением библиотек и музыкального училища, перевод которых будет иметь негативные последствия, в новую форму - автономное учреждение с учетом целого ряда факторов:

высокая доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

наличие недвижимого имущества на праве оперативного управления;

наличие предложений об оказании аналогичных предоставляемых областными учреждениями культуры со стороны негосударственных организаций;

низкая востребованность услуг, оказываемых государственными областными учреждениями;

невысокий уровень требований к качеству оказания отдельных видов услуг культуры, предоставляемых учреждениями культуры;

значительное не обусловленное объективными причинами увеличение расходов на содержание учреждений культуры;

минимальный риск возникновения нежелательных последствий перевода государственных областных учреждений культуры в форму негосударственных организаций.

Государственные областные музеи, центры художественных ремесел, дворцы культуры, театры и филармония имеют сравнительно низкий уровень доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме поступлений (от 0,4 до 20%). Услуги (как платные, так и бесплатные) всегда востребованы и всегда пользуются у населения области большим спросом, к качеству услуг предъявляются высокие требования.

Перевод областной филармонии и областного драматического театра в новый тип организаций - автономное учреждение, не может быть осуществлен из-за имущественных вопросов. Недвижимое имущество закреплено за ними по договорам аренды на условиях безвозмездного пользования.

Имеющееся в настоящее время на областном уровне количество бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, только-только удовлетворяет потребности населения, поэтому считаем возможным перевод лишь незначительного количества бюджетных учреждений в форму негосударственных.

Реализация данного направления реформирования может быть осуществлена и в отношении государственных унитарных предприятий.

План реформирования


На первом этапе (до 1 июля 2007 года) будет продолжена работа по проведению оценки возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций и принят нормативно-правовой акт, в котором будет утвержден перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями.

Реализация данного направления будет осуществляться отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями путем группировки подведомственных главному распорядителю средств областного бюджета государственных учреждений по следующим позициям: