Основные мероприятия реформы бюджетного процесса и управления расходами:
- перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций;
- совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов;
- обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;
- снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов.
3.1.1. Перевод бюджетных организаций и учреждений,
предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций (А1)
Анализ исходного состояния
О необходимости совершенствования управления государственной собственностью говорится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" и в Концепции оптимизации расходов консолидированного бюджета Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 27.04.2006 № 160-ПП/4.
Одним из возможных механизмов реализации данной задачи является привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг.
Приватизация государственного и муниципального имущества должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.
Развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг в Мурманской области развивается параллельно имеющейся системе государственных бюджетных учреждений. Например, оказание населению социальных услуг в сфере образования осуществляется негосударственными образовательными учреждениями. Предоставление населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг осуществляется через оказание государственной поддержки негосударственных организаций.
На момент принятия программы реформирования органами государственной власти проведена работа по оценке возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных. Как показывает предварительный анализ данных, приведенных в дополнительной таблице А1, абсолютное большинство бюджетных учреждений оказывают социально значимые услуги и их перевод в ближайшее время не прогнозируется. Перевод учреждений в форму негосударственного предприятия приведет к риску возникновения негативных последствий в связи с низким уровнем доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, высокими требованиями к качеству оказываемых услуг.
Комитетом по культуре и искусству Мурманской области рассмотрена возможность перевода учреждений культуры, за исключением библиотек и музыкального училища, перевод которых будет иметь негативные последствия, в новую форму - автономное учреждение с учетом целого ряда факторов:
высокая доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
наличие недвижимого имущества на праве оперативного управления;
наличие предложений об оказании аналогичных предоставляемых областными учреждениями культуры со стороны негосударственных организаций;
низкая востребованность услуг, оказываемых государственными областными учреждениями;
невысокий уровень требований к качеству оказания отдельных видов услуг культуры, предоставляемых учреждениями культуры;
значительное не обусловленное объективными причинами увеличение расходов на содержание учреждений культуры;
минимальный риск возникновения нежелательных последствий перевода государственных областных учреждений культуры в форму негосударственных организаций.
Государственные областные музеи, центры художественных ремесел, дворцы культуры, театры и филармония имеют сравнительно низкий уровень доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме поступлений (от 0,4 до 20%). Услуги (как платные, так и бесплатные) всегда востребованы и всегда пользуются у населения области большим спросом, к качеству услуг предъявляются высокие требования.
Перевод областной филармонии и областного драматического театра в новый тип организаций - автономное учреждение, не может быть осуществлен из-за имущественных вопросов. Недвижимое имущество закреплено за ними по договорам аренды на условиях безвозмездного пользования.
Имеющееся в настоящее время на областном уровне количество бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, только-только удовлетворяет потребности населения, поэтому считаем возможным перевод лишь незначительного количества бюджетных учреждений в форму негосударственных.
Реализация данного направления реформирования может быть осуществлена и в отношении государственных унитарных предприятий.
План реформирования
На первом этапе (до 1 июля 2007 года) будет продолжена работа по проведению оценки возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций и принят нормативно-правовой акт, в котором будет утвержден перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями.
Реализация данного направления будет осуществляться отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями путем группировки подведомственных главному распорядителю средств областного бюджета государственных учреждений по следующим позициям: