Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2006 года № 341-ПП/8


О региональной целевой программе "Бронхиальная астма" на 2007-2009 годы

(с изменениями на 12 декабря 2008 года)
_____________________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
постановления Правительства Мурманской области от 28 ноября 2008 года № 563-ПП/23
____________________________________________________________________________



________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 9 ноября 2007 года № 534-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 12 декабря 2008 года № 617-ПП/24

________________________________________________________________________________

В целях увеличения продолжительности и улучшения качества жизни больных бронхиальной астмой, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 580-01-ЗМО "О лекарственном обеспечении населения Мурманской области", постановлений Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" и от 22.06.2006 № 240-ПП/6 "О разработке региональных целевых программ" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить  прилагаемую региональную целевую программу "Бронхиальная астма" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В. Н.) предусмотреть при формировании консолидированного бюджета области на 2007-2009 годы ассигнования на реализацию Программы.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области разработать муниципальные целевые программы по профилактике и лечению бронхиальной астмы в пределах своих полномочий в сфере охраны здоровья граждан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л. А.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
 Мурманской области
Ю.Евдокимов


   УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 31.08.2006 № 341-ПП/8



РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА"
на 2007-2009 годы

(с изменениями на основании постановления Правительства Мурманской области от 12 декабря 2008 года № 617-ПП/24)


ПАСПОРТ
региональной целевой программы


Наименование программы

-

"Бронхиальная астма" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке
Программы

-


постановление Правительства Мурманской области от 22.06.2006 № 240-ПП/6 "О разработке региональных целевых программ"

Государственный заказчик

-

комитет по здравоохранению Мурманской области

Основные разработчики Программы

-
-
-

комитет по здравоохранению Мурманской области;

ГУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина";

ГУЗ "Мурманский областной консультативно-диагностический центр"

Цель и задачи Программы

(с изменением на основании  постановления Правительства Мурманской области от 9 ноября 2007 года № 534-ПП - см. предыдущую редакцию.)

-



-
















цель:

увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных бронхиальной астмой (далее - БА);

задачи:

раннее выявление больных БА;

обеспечение больных БА современными лекарственными средствами, применяемыми для лечения БА, средствами их введения (спейсеры, небулайзеры и т.д.) и контроля (пикфлоуметры и др.);

своевременная диагностика и профилактика осложнений БА;

повышение доступности и совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным БА;

расширение сети специализированных школ здоровья по обучению больных БА (далее - Астма-школа), совершенствование работы действующих Астма-школ в рамках реализации муниципальных целевых программ по профилактике и лечению БА;

повышение профессиональной квалификации медицинских работников по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике БА и её осложнений, а также по методологии обучения пациентов в Астма-школах;

укрепление материально-технической базы

 ГУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (далее - МОКБ);

обеспечение и совершенствование функционирования Мурманского областного регистра больных БА (далее - МОРБА);

проведение мер первичной профилактики БА (пропаганда среди населения здорового образа жизни и заботы о чистоте окружающей среды, борьба с курением, задымлённостью и другими факторами, способствующими развитию БА);

выработка у больных ответственного отношения к лечению, развитие мотивации к самоконтролю пикфлоуметрии

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

















-














-












-












-

2007 г.
2008 г.
2009 г.


увеличение числа впервые выявленных лиц с БА (чел.) на 2%,
процент к предыдущему периоду

848
100%

856
101%

865
101%


увеличение числа больных БА, состоящих под диспансерным динамическим наблюдением (чел.), на 2%,
процент к предыдущему периоду

7900
100%

7979
101%

8058
101%


увеличение количества больных БА, обученных в Астма-школах (чел.), на 5%,
процент к предыдущему периоду

1500
100%

1538
103%

1575
102%


снижение уровня госпитализации на 1 тыс. больных БА (%) на 2%,
процент к предыдущему периоду

150
100%

149
99%

147
99%

Сроки реализации Программы

-

2007-2009 годы

Объемы и источники финансирования
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 12 декабря 2008 года № 617-ПП/24)

-

средства областного бюджета:

2007-2009 годы - 78775,0 тыс. рублей,

в том числе:

2007 год - 10300,0 тыс. рублей;
2008 год - 34192,0 тыс. рублей;
2009 год - 34283,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-
-

-

-

-

-




-

-

улучшение выявляемости БА и её осложнений;
повышение качества медицинской помощи, оказываемой больным БА;

повышение доступности и совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным БА;

снижение объёмов дорогостоящей стационарной помощи по поводу БА;
выработка у больных ответственного отношения к лечению, развитие мотивации к самоконтролю пикфлоуметрии;
воспитание приверженности населения здоровому образу жизни, заботе о чистоте окружающей среды, борьбе с курением, задымлённостью и другими факторами (поллютанты, аллергены и т.д.), способствующими развитию БА или вызывающими её обострение;
стабилизация демографической ситуации за счёт сохранения здоровья работоспособного населения;
улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных БА

  

1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


БА во всем мире признана острейшей медико-социальной проблемой, комплексное решение которой невозможно без государственной поддержки. БА - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в основе которого лежит развитие обратимой (спонтанно или под действием лечения) бронхиальной обструкции вследствие повышенной при воспалении гиперчувствительности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром.

Во всём мире ежегодно от БА умирают 180 тысяч человек. Россия находится на втором месте после Китая по показателю смертности от БА (28,6 на 100 тыс. населения); средний показатель по данным, полученным из 48 стран мира, составил 7,9 на 100 тыс. населения. Финансовое бремя, связанное с БА, составляет в Европе 17,7 млрд. евро (главный специалист, эксперт-терапевт Минздравсоцразвития России, академик РАН А.Г. Чучалин, 2005). Эпидемиологическая ситуация в Мурманской области, связанная с БА и её осложнениями, сохраняется, как и в России в целом, напряженной и усугубляется неблагоприятным влиянием экстремальных природно-климатических условий Крайнего Севера.

Социально-экономическая необходимость организации оказания эффективной и доступной медицинской помощи больным БА обусловила проведение в Мурманской области с 1996 года мероприятий, направленных на увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных БА, в рамках российского проекта "Улучшение качества жизни при астме и аллергии" под эгидой Всемирной организации здравоохранения и получивших развитие в реализации с 2000 года региональной целевой программы "Бронхиальная астма", утверждаемой Правительством Мурманской области (2000-2001 гг., 2002-2003 гг., 2004-2006 гг.).

Оценка результатов многолетней реализации Программы подтверждает её достаточно высокую социально-экономическую эффективность. Так, за период с 2000 по 2005 год за счет формирования единых подходов к диагностике БА улучшилась ранняя выявляемость данного заболевания: общая заболеваемость увеличилась в 1,5 раза (с 7,0 на 1 тыс. населения в 2000 г. до 10,5 на 1 тыс. населения на начало 2005 г.). Рациональное использование лекарственных препаратов, ступенчатый подход к лечению в зависимости от тяжести заболевания, стопроцентное обеспечение больных препаратами базисной терапии, увеличение охвата диспансерным наблюдением на 5,3% (с 83,2% в 2000 г. до 87,6% на начало 2005 г.) и повышение качества диспансерного наблюдения привело в целом к улучшению лечения на амбулаторном этапе.

Вследствие этого уменьшились объёмы дорогостоящей стационарной помощи: уровень госпитализации больных БА снизился на 34,5% (с 246,5 на тыс. больных в 2000 г. до 161,4 на начало 2005 г.), на 12% сократились сроки лечения в круглосуточном стационаре (с 19,2 дня в 2000 году до 16,9 дня на начало 2005 г.). Уменьшилась доля среднетяжелых и тяжелых форм течения БА, случаи развития астматических статусов стали единичными, в результате чего доля БА в структуре причин летальности (болезни органов дыхания) уменьшилась в 5 раз (с 3% в 2000 г. до 0.6 % на начало 2005 г.), летальность сократилась вдвое (с 0,2% в 2000 г. до 0,1% на начало 2005 г.).

Особое внимание в Программе уделяется обеспечению больных БА современными лекарственными средствами, применяемыми для лечения БА (во исполнение постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 580-01-ЗМО "О лекарственном обеспечении населения Мурманской области", а также средствами их введения (спейсеры, небулайзеры и т.д.) и контроля (пикфлоуметры и др.). По доле в общем объёме финансирования эти программные мероприятия являются ведущими, так как именно грамотно назначенная и обеспеченная современными препаратами, а также средствами их введения и контроля терапия делает течение заболевания управляемым, предотвращает развитие обострений и осложнений, существенно повышая качество жизни больных БА.

Расширилась сеть постоянно действующих Астма-школ. В настоящее время в Мурманской области функционируют 20 таких школ, обучение прошли (на начало 2006 года) 4293 пациента.

Однако для комплексного решения вопросов, связанных с заболеваемостью БА и предупреждением развития её осложнений, необходимо решить ряд нижеперечисленных проблем, имеющихся на сегодняшний день в организации медицинской помощи населению Мурманской области, страдающему БА.

Уровень подготовки работников здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике БА и её осложнений в большинстве случаев оказывается недостаточным. Необходимо обучение (посредством проведения научно-практических конференций, семинаров, циклов, стажировок на рабочем месте и т.д.) по разделам "пульмонология", "аллергология-иммунология". Большинство преподавателей Астма-школ (врачи, средние медработники) не имеют специальных знаний по методологии обучения пациентов.

Первая в Мурманской области Астма-школа, открытая на базе пульмонологического отделения МОКБ, как центральное звено на этапах оказания организационно-методической и практической специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи больным БА, вследствие недостаточного оснащения не в состоянии в полном объеме выполнять возложенные на неё задачи. Отсутствие современной оргтехники затрудняет сбор и анализ данных, учитываемых Мурманским областным регистром больных БА, не позволяет в полной мере использовать потенциал Астма-школы для повышения квалификации медработников, обучению больных БА.

Для обеспечения больным БА доступности современной специализированной медицинской помощи МОКБ нуждается в оснащении портативным спирографическим анализатором с определением показателей «поток-объем-время», аппаратурой для исследования функции внешнего дыхания экспертного класса (стационарный спирограф с функцией бодиплетизмографии и модулями для проведения автоматической серийной бронхопровокации, для исследования эффективности работы дыхательной мускулатуры, для измерения эластичности легочной ткани, для проведения диффузионных исследований), кислородными концентраторами, ультразвуковыми небулайзерами. (в редакции  постановления Правительства Мурманской области от 9 ноября 2007 года № 534-ПП - см. предыдущую редакцию)


Охват диспансерным наблюдением больных БА остаётся сравнительно низким - менее 90%: значительная часть больных БА не в полной мере осознает цели и задачи лечебных и реабилитационных мероприятий, назначаемых лечащими врачами, поэтому лечение таких больных зачастую малоэффективно, что не позволяет достичь ощутимого улучшения эпидемиологической ситуации по БА. Неэффективное лечение приводит к развитию осложнений и, как следствие, увеличению объемов дорогостоящей стационарной помощи, инвалидизации работающего населения.

С учётом значительной распространённости факторов, способствующих развитию БА или вызывающих её обострение (курение, загрязнение окружающей среды, экстремальные климатические условия и т.д.), а также низкой информированности населения о БА и её тяжёлых последствиях необходимо создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью ранней профилактики БА, выработки у больных БА ответственного отношения к лечению, развитию мотивации к самоконтролю пикфлоуметрии.

Программно-целевое планирование по проблеме БА в виде продолжения реализации мероприятий Программы в 2007-2009 годах будет соответствовать основным направлениям государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, позволит сохранить достигнутые положительные изменения в состоянии здоровья населения Мурманской области и будет способствовать дальнейшему улучшению качества и увеличению продолжительности жизни больных БА.

Реализация программных мероприятий будет способствовать комплексному решению проблем заболеваемости БА в Мурманской области, предупреждению развития её осложнений благодаря улучшению выявляемости БА, своевременной диагностике и профилактике её осложнений, повышению доступности и совершенствованию оказания специализированной медицинской помощи, улучшению качества динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с БА (ведение МОРБА), совершенствованию профилактических мер.

Наряду с оптимизацией расходов на оказание медицинской помощи, реализация программных мероприятий должна способствовать сокращению прямых и косвенных потерь общества, связанных с БА и её осложнениями.

2. Основные цели и задачи Программы

Основная цель Программы - увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных БА.

Достижение цели предлагает решение следующих основных задач:

- раннее выявление больных БА;

- обеспечение больных БА современными лекарственными средствами, применяемыми для лечения БА, средствами их введения (спейсеры, небулайзеры и т.д.) и контроля (пикфлоуметры и др.);

- своевременная диагностика и профилактика осложнений БА;

- повышение доступности и совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным БА;

- расширение сети Астма-школ, совершенствование работы действующих Астма-школ в рамках реализации муниципальных целевых программ по профилактике и лечению БА;

- повышение профессиональной квалификации медицинских работников по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике БА и её осложнений, а также по методологии обучения пациентов в Астма-школах;

- укрепление материально-технической базы МОКБ; (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 9 ноября 2007 года № 534-ПП - см. предыдущую редакцию.)

- обеспечение и совершенствование функционирования МОРБА;

- проведение мер первичной профилактики БА (пропаганда среди населения здорового образа жизни, заботы о чистоте окружающей среды, борьба с курением, задымлённостью и другими факторами, способствующими развитию БА);

- выработка у больных ответственного отношения к лечению, развитие мотивации к самоконтролю пикфлоуметрии.     

Целевые индикаторы и показатели


Прогнозируемые целевые индикаторы и показатели Программы на 2007-2009 годы представлены в таблице:


п/п

Наименование

Годы

2007

2008

2009

1.

Увеличение числа впервые выявленных лиц с БА (чел.) на 2%
Процент к предыдущему периоду


848
100%


856
101%


865
101%

2.

Увеличение числа больных БА, состоящих под диспансерным динамическим наблюдением (чел.), на 2%
Процент к предыдущему периоду



7900
100%



7979
101%



8058
101%

3.

Увеличение количества больных БА, обученных в Астма-школах (чел.), на 5%
Процент к предыдущему периоду

1500

100%

1538

103%

1575

102%

4.

Снижение уровня госпитализации на 1 тыс. больных БА (%) на 2%
Процент к предыдущему периоду


150
100%


149
99%


147
99%


Комитет по здравоохранению Мурманской области имеет право ежегодно уточнять значения целевых индикаторов и показателей Программы в зависимости от складывающейся в Мурманской области динамики показателей медицинской статистики по БА.

При оценке выполнения целевых индикаторов и показателей Программы следует учитывать наличие утверждённых муниципальных целевых программ по профилактике и лечению БА, а также эффективность их реализации.

Сроки реализации Программы - 2007-2009 годы.

3. Перечень программных мероприятий


Мероприятия, проводимые на территории Мурманской области, предусмотренные для решения задач Программы и достижения поставленной цели, а также объемы их финансирования отражены в приложении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»