В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2005 году первоочередной мерой в сфере здравоохранения является расширение профилактики заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (т.е. АГ), внесены в Перечень социально значимых заболеваний.
В настоящее время в Мурманской области, как и в Российской Федерации в целом, сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с АГ и её осложнениями. Вследствие неблагоприятного влияния экстремальных природно-климатических условий Крайнего Севера, основные стандартизованные показатели состояния здоровья населения Мурманской области (заболеваемость, смертность и др.) превышают среднероссийские в течение многолетнего периода статистических наблюдений. Болезни системы кровообращения (далее - БСК), в класс которых входит АГ, так же, как и в России, традиционно лидируют в структуре причин общей смертности (в 2005 году их доля составила 53% от всех причин смертности) и инвалидизации работающего населения. Сердечно-сосудистая патология с каждым годом "молодеет", ей подвержена наиболее трудоспособная часть населения, т.е. в возрасте 35-55 лет, что, безусловно, ухудшает демографические и социально-экономические показатели.
Распространенность АГ в Мурманской области, как и в России в целом, носит характер эпидемии; АГ страдают более чем 40% населения. В то же время количество официально зарегистрированных больных АГ в 6-7 раз меньше. Так, в 2005 году в Мурманской области общая заболеваемость АГ составила 58,7 на 1000 населения, т.е. распространенность составляла всего около 6%, что позволяет судить о низком уровне выявления лиц с АГ.
Причинами эпидемии АГ среди населения является значительная распространённость факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (курение, ожирение, малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание и стрессы), а также низкая информированность населения об АГ и её тяжёлых последствиях (мозговой инсульт, инфаркт миокарда).
Охват диспансерным наблюдением больных АГ остаётся крайне низким (менее 40%), в последние годы появилась тенденция к снижению этого показателя: значительная часть больных АГ не в полной мере осознает цели и задачи лечебных и реабилитационных мероприятий, назначаемых лечащими врачами, поэтому лечение таких больных малоэффективно, что не позволяет достичь ощутимого улучшения эпидемиологической ситуации по АГ. Неэффективное лечение приводит к развитию осложнений и, как следствие, инвалидизации работающего населения.
С 2001 года в Мурманской области проводятся мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2001 № 540), приказами Минздрава России от 24.01.2003 № 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации" и № 440 от 16.09.2003 "О разработке системы мониторинга за эпидемиологической ситуацией, связанной с артериальной гипертонией среди населения 19 - 64 лет", решением коллегии Минздрава России от 27.01.2004 "О ходе реализации федеральной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".
Однако для комплексного решения вопросов, связанных с заболеваемостью АГ и предупреждением развития её осложнений, необходимо решить ряд нижеперечисленных проблем, имеющихся на сегодняшний день в организации медицинской помощи населению Мурманской области, страдающему АГ.
Уровень подготовки работников здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике АГ и её осложнений в большинстве случаев оказывается недостаточным. Необходимо обучение (посредством повышения квалификации на выездных циклах, стажировки на рабочем месте и т.д.) по разделам "кардиология", "функциональная диагностика", "ультразвуковая диагностика". Большинство преподавателей ШАГ (врачи, средние медработники) не имеют специальных знаний по методологии обучения пациентов. Слабая материально-техническая база не позволяет в полной мере использовать для повышения квалификации медработников потенциал государственных образовательных учреждений Мурманской области.
Кардиологический центр МОКБ, созданный на базе областной консультативной поликлиники в 2005 году (приказ комитета по здравоохранению Мурманской области от 16.11.2005 № 645), как центральное звено на этапах оказания организационно-методической, диагностической, консультативной помощи пациентам кардиологического профиля, вследствие недостаточного оснащения не в состоянии в полном объеме выполнять возложенные на него задачи.
Из-за нехватки современного диагностического оборудования (например, многоканальных электрокардиографов, бифункциональных холтер-мониторов, стресс-систем анализа электрокардиограмм (далее - ЭКГ), аппаратов дуплексного сканирования сосудов, анализаторов для лабораторной экспресс-диагностики и т.д.), ЛПУ областного уровня (МОКБ, МДЦ) не могут обеспечить больным АГ должную доступность специализированной диагностической помощи.
Отсутствие достоверной медицинской статистики по АГ требует совершенствования системы мониторинга - для качественного сбора и анализа данных необходимо улучшить оснащение МОЦМП современной оргтехникой.
Необходимо создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью ранней профилактики АГ, выработки у больных ответственного отношения к лечению, развитию мотивации к самоконтролю АД.
Программно-целевое планирование по проблеме АГ в виде разработки целевых программ (региональной и муниципальных) и реализации конкретных мероприятий будет соответствовать основным направлениям государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и способствовать комплексному решению проблем заболеваемости АГ в Мурманской области и предупреждению развития её осложнений благодаря улучшению выявляемости АГ, своевременной диагностике и профилактике её осложнений (инфаркт миокарда, мозговой инсульт), повышению доступности и совершенствованию оказания специализированной медицинской помощи, улучшению качества динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с АГ, совершенствованию профилактических мер.
Наряду с оптимизацией расходов на оказание медицинской помощи реализация программных мероприятий должна способствовать сокращению прямых и косвенных потерь общества, связанных с АГ и её осложнениями.