Программа разработана во исполнение постановлений Правительства РФ от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2002-2006 годы) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Программа должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, лечения туберкулеза.
В Российской Федерации туберкулез остается одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. С 1991 года заболеваемость в стране возросла в 2,7 раза. В 2001 году показатель заболеваемости составил 88,2 на 100 000 населения, смертности от туберкулеза - 20,1 на 100 000 населения.
В Мурманской области эпидемиологическое благополучие закончилось в 1990 году. Показатель заболеваемости постоянного населения к 2002 году увеличился в 3 раза и составил 45,9 на 100 000 населения против 15,7 в 1990 году. Регистрируются все более тяжелые острозаразные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. 75% таких больных умирают в течении первых двух месяцев после выявления заболевания. Смертность от туберкулеза на территории области по сравнению с 1990 годом возросла в 9,5 раз (1990 г. - 1,2; 2002 г. - 11,5 на 100 000 населения), причем на долю умерших до одного года наблюдения приходится более трети случаев. Ежегодно растет заболеваемость детей (1990 г. - 0,7; 2002 г. - 6,6 на 100 000 детского населения). В 2002 году впервые за последние десятилетия в области зарегистрирована детская смертность от туберкулеза.
Остается высокой заболеваемость туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Мурманской области, несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к стабилизации показателей (СИЗО - 2001 г. - 480,0; 2002 г. - 486,6 на 100 000 осужденных; тюрьмы - 2001 г. - 1861,2; 2002 г. - 1476,0 на 100 000 заключенных).
Особенностью современного периода является рост численности больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. По итогам 2000 года в Российской Федерации среди впервые выявленных бактериовыделителей множественная лекарственная устойчивость была зарегистрирована у 7,2%. Начиная с 1991 года, в Мурманской области увеличилось количество пациентов с заразной формой туберкулеза с 280 до 660 человек. Ежегодно увеличивается удельный вес пациентов с лекарственно-устойчивыми формами (первичная устойчивость в 1991 году - 15%, в 2002 году - 44%; вторичная устойчивость в 1991 году - 57%, в 2002 году - 84%).
На низком уровне осуществляются мероприятия по раннему выявлению туберкулеза. Профилактическими флюорографическими осмотрами охвачено только 50% населения, что приводит к недовыявлению 30% больных и ведет к утяжелению впервые выявленных форм туберкулеза, длительной лекарственной терапии, повышению выхода на инвалидность, росту источников инфекции.
Регулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом и их правильное использование - два ключевых момента, обеспечивающих успех лечения.
На современном этапе лечение больных туберкулезом должно быть комплексным, включающим не менее четырех-пяти противотуберкулезных препаратов основного ряда. Лечение пациентов с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза должно включать не менее пяти-шести противотуберкулезных препаратов резервного ряда.
Закупки лекарственных препаратов на 2005-2008 годы приведены в соответствие с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 N 645 "Об утверждении правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных в амбулаторных условия в Федеральных специализированных медицинских учреждениях".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 (в ред. от 14.02.2002) N 890 и приказом комитета по здравоохранению Мурманской области от 13.05.2005 N 301 правом на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета обладают больные туберкулезом. Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2001 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ" диспансерному наблюдению подлежат и другие категории пациентов: последствия туберкулеза, состояния, подозрительные на туберкулез (дифференциальная диагностика, определение активности процесса), аномальные реакции на туберкулиновую пробу, осложнения от введения вакцины БЦЖ, контакт с туберкулезной инфекцией, данные категории пациентов также получают по показаниям химиотерапию противотуберкулезными препаратами.
На основании постановления Правительства РФ от 17.11.2004 N 645 "к лицам, подлежащим лечению от туберкулеза и получающим в связи с этим бесплатные медикаменты, относятся больные туберкулезом, и лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом".
В соответствии со ст. 14.4. Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и ст. 17.4 Закона Мурманской области от 07.12.2001 N 314-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области "Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области" "лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обеспечиваются лекарственными средствами для лечения туберкулеза бесплатно".
Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" раздел II п.5 "Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом" определяет режим химиотерапии (комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований), а также организационные формы проведения лечения в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.
Так, I, II и III режимы лечения (для больных с лекарственно-чувствительными формами туберкулеза) включают минимум четыре противотуберкулезных препарата с длительностью курса лечения не менее 6 месяцев.
Так, IV режим лечения (для больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза) включает минимум пять противотуберкулезных препаратов с длительностью курса лечения не менее 12 месяцев. При неэффективности терапии курс лечения удлиняется до 24 месяцев на различных фазах.
Федеральные поставки противотуберкулезных препаратов для лечения больных, особенно с устойчивыми формами туберкулеза, осуществляются в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительное финансирование из муниципальных бюджетов. В 2002 году потребность в препаратах резервного ряда была удовлетворена только на 15%.
Значительный резервуар неизвестных источников инфекции сосредоточен в основном в среде социально - неблагополучных категорий населения. В Мурманской области около 60% впервые выявленных больных не имеют постоянного места работы, ежегодно растет число лиц без определенного места жительства, мигрантов.
Высока заболеваемость туберкулезом в тюрьмах, находящихся на территории Мурманской области (2000 год - 1861,2 на 100 000 заключенных).
Большинство пациентов противотуберкулезного диспансера - бывшие заключенные, лица без определенного места жительства и работы, страдающие алкоголизмом. Около 40% больных прерывают назначенное лечение по собственной инициативе. До 50% досрочных выписок из стационара Мурманского областного противотуберкулезного диспансера обусловлено злостными нарушениями режима.
Остро стоит вопрос кадрового обеспечения.
Специальность врача-фтизиатра стала не престижной. Недостаточное количество средств индивидуальной защиты при работе с пациентами, несоблюдение санитарных норм и правил по размещению инфекционных больных ежегодно приводит к заболеванию сотрудников противотуберкулезной службы области.
Здание стационара не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм САНПиН 2.1.3.1375-03.
Условия стационара не позволяют разделить потоки больных с заразными и незаразными, чувствительными и нечувствительными к антибактериальным препаратам формами туберкулеза, что приводит к внутрибольничному инфицированию больных и персонала и увеличению числа пациентов с устойчивыми формами туберкулеза.
С 1997 года на территории области действует международная программа Мурманск - Финляндия "Противотуберкулезный проект по повышению эффективности профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области".
I этап реализации - 1997-2001 годы;
II этап реализации - 2002-2004 годы;
III этап реализации - 2005-2007 годы.
Цели проекта: