ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.03.2006 г. № 91-ПП/3
О новой редакции региональной целевой программы
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в региональную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
А.Селин
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2005-2008 ГОДЫ
Наименование программы | - | "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы (далее - Программа) | |
Дата принятия решения о разработке Программы, | - - | постановление Правительства Мурманской области от 17.08.2004 № 261-ПП "О разработке региональных целевых программ"; | |
Государственный заказчик Программы | - | комитет по здравоохранению Мурманской области | |
Основные разработчики Программы | - - - | комитет по здравоохранению Мурманской области; государственное учреждение здравоохранения "Мурманский областной психоневрологический диспансер"; государственное учреждение здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница" г.Апатиты | |
Цели и задачи Программы | - - | цели: улучшение материально-технической базы психиатрических учреждений области; увеличение продолжительности и повышение качества жизни больных с психическими расстройствами; снижение заболеваемости, инвалидизации, смертности населения Мурманской области от психических болезней; задачи: организация системы профилактики психических расстройств; обеспечение своевременного эффективного лечения больных с психическими расстройствами; подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения и профилактики психических расстройств | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - увеличение охвата диспансерным наблюдением больных в консультативной группе 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 3406 больных 1% 1% 1% 1% - снижение числа госпитализаций больных в круглосуточный стационар 1727 больных 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% - увеличение удельного веса пролеченных в дневном (амбулаторном) стационаре больных 381 проле- ченных больных 1% 1% 1% 1% - увеличение удельного веса больных, выписанных из круглосуточного стационара со стойким улучшением и выздоровлением 1795 выпи- санных больных 1,5% 2% 1,5% 2% | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - 2005 - 2008 годы 1 этап - 2005 год II этап - 2006- 2008 годы | ||
Объемы и источники финансиро- вания | - общее финансирование (тыс. руб.): 2005 год - 10400,00 2006 год - 13128,00 2007 год - 57220,00 2008 год - 55720,00 в том числе: - из областного бюджета (тыс. руб.): 2005 год -10400,00 2006 год - 13128,00 2007 год - 47220,00 2008 год - 39996,00 - из бюджетов городов и районов Мурманской области (муниципальные бюджеты, тыс. руб.): 2005 год - 0 2006 год - 0 2007 год - 10000,00 2008 год - 15724,00. Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | - | повышение качества жизни больных с психическими расстройствами; уменьшение уровня госпитализации психически больных в стационары круглосуточного пребывания; сокращение длительности временной нетрудоспособности больных; уменьшение количества суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными; снижение уровня инвалидизации лиц с психическими расстройствами; обеспечение безопасных условий труда сотрудников психиатрической службы |
Программа разработана во исполнение Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 25.05.1994 № 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", решения коллегии Минздрава России от 21.03.2001 по вопросу "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года" (протокол № 6).
Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия первоочередных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе, тяжелые депрессии и связанные с ними самоубийства.
В 2003 году в психиатрические кабинеты лечебно-профилактических учреждений области обратилось 13% населения. Около 2,5% всего населения области наблюдается в психиатрических кабинетах.
В Мурманской области зарегистрированы 22171 человек, больных психическими расстройствами, из них 8830 человек составляют дети и подростки. На диспансерном учете состоят 8183 больных, в том числе детей и подростков - 1860. В консультативной группе наблюдаются 10490 человек, в том числе детей - 4583, подростков - 905. В эту группу входят больные, страдающие пограничными невротическими расстройствами. 50% из всех больных психическими расстройствами нуждаются в ежедневном приеме лекарственных препаратов.
За последние 5 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло по области на 5% и составляет 4389 человек, из них детей и подростков - 579 человек. При этом 96,6% составляют инвалиды первой и второй групп (по РФ - 80%); 75% инвалидов - это лица трудоспособного возраста. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях.
Отсутствие лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ) при психиатрических учреждениях привело к значительному сокращению объема трудовой терапии и терапии занятостью лиц с психическими расстройствами. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Значительно ухудшилось социальное положение лиц с психическими расстройствами.
Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5% от учащихся всех школ. Не снижается число лиц, признанных не годными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.
Требует внимания укрепление материально-технической базы психиатрических стационаров. Остается неудовлетворительной база стационарных отделений МОПНД (приспособленные помещения), площадь на одну койку составляет 2,7 кв. м (санитарная норма - 7 кв. м). В области отсутствуют дневные стационары, специальные цеха для трудоустройства психически больных, что не позволяет в полном объеме проводить лечебно-реабилитационное и восстановительное лечение. Отсутствуют общежития для психически больных, утративших родственные связи. В области не хватает мест в учреждениях соцобеспечения - домах инвалидов для психохроников. По этой причине 28% коечного фонда областной психиатрической больницы занято больными, нуждающимися в уходе и переводе в эти учреждения. Из-за отсутствия путевок в учреждения соцобеспечения одинокие больные вынуждены находиться длительное время в домашних условиях без ухода.
Крайне напряженное положение складывается в области с врачебными кадрами психиатрических учреждений (штатные должности врачей-психиатров обеспечены физическими лицами только на 56%, судебных психиатров - на 28%, психотерапевтов - на 40%). Из-за отсутствия специалистов по социальной работе, недостаточного числа медицинских психологов, социальных работников, юристов в лечебно-профилактических учреждениях практически отсутствует социально-психологическая служба, необходимая для осуществления предупреждения эмоционально-стрессовых расстройств у пациентов. В результате недостаточной развитости системы социально-трудовой и медицинской реабилитации значительное число больных не может адаптироваться к новым условиям жизни, теряет остаточную трудоспособность и источники средств к существованию.
Ухудшение социального положения психически больных, рост инвалидности среди данного контингента обуславливают рост общественно-опасных действий со стороны лиц с психическими расстройствами. По данным МВД РФ, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших правонарушения, за последние 5 лет увеличилось на 60%. Такая же ситуация сохраняется и в области. В структуре правонарушений преобладают преступления против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования).
Многие больные из-за безысходности, не имея жизненных перспектив и достаточной помощи, заканчивают жизнь самоубийством. За последние 5 лет, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число суицидов увеличилось почти в 2 раза. Неблагоприятная ситуация по числу самоубийств и суицидных попыток складывается и в области. Число завершенных самоубийств по Мурманской области остается высоким. Более 80% суицидентов нуждаются в оказании помощи психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, в связи с чем возникла необходимость развития суицидологической службы и расширения психотерапевтической помощи в Мурманской области.
В области отсутствует судебно-психиатрическое отделение для проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз подстражным и отделение специализированного типа для принудительного лечения психически больных, совершивших правонарушения и по решению суда признанных невменяемыми. В связи с этим данный контингент направляется за пределы области, что требует дополнительных финансовых затрат.
Отсутствие специализированного отделения приводит к нарушению уголовного законодательства (ст.99 Уголовного кодекса) и лишает возможности дифференцированного применения принудительных мер медицинского характера, вынуждает судебно-психиатрических экспертов рекомендовать суду применение, в основном, общего вида принудительного лечения. Однако наиболее часто принудительное лечение должно применяться в психиатрических стационарах специализированного типа.
Открытие данного отделения регламентировано ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Открытие психиатрических отделений в Кольском районе, г.Мончегорске, отделений сестринского ухода в Кандалакшском районе, в г.Североморске приведет к перераспределению коечного фонда в области. Это позволит приблизить стационарное лечение больных с психическими расстройствами к месту их проживания, что повысит эффективность лечения и реабилитации больных, а также улучшит условия пребывания больных в областной психиатрической больнице.
В области имеются трудности в бесплатном обеспечении психически больных профильными лекарственными препаратами. Число таких больных по области составляет 4900 человек.
Основными целями Программы являются:
- дальнейшее развитие и совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Мурманской области;
- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах области;
- расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи;
- совершенствование форм реабилитации больных с психическими расстройствами;
- профилактика психических расстройств.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных с психическими расстройствами.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности и доступности психиатрической помощи населению;
- раннее выявление больных и своевременная диагностика психических заболеваний;
- обеспечение больных современными лекарственными препаратами для купирования психопродуктивной симптоматики и достижения длительной и качественной ремиссии.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели:
№ | Наименование | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Увеличение охвата диспансерным наблюдением больных в консультативной группе | 3406 больных | 1% | 1% | 1% | 1% |
2. | Снижение числа госпитализаций больных в круглосуточный стационар | 1727 больных | 1,5% | 1,5% | 1,5% | 1,5% |
3. | Увеличение удельного веса пролеченных в дневном (амбулаторном) стационаре больных | 381 проле- ченных больных | 1% | 1% | 1% | 1% |
4. | Увеличение удельного веса больных, выписанных из круглосуточного стационара со стойким улучшением и выздоровлением | 1795 выпи- санных больных | 1,5% | 2% | 1,5% | 2% |
Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы.
Этапы реализации Программы:
1 этап - 2005 год
- повышение квалификации специалистов;
II этап - 2006-2008 годы:
- укрепление материально-технической базы (в т.ч. приобретение санитарного транспорта, капитальный ремонт психиатрических учреждений);
- развитие информационных технологий (приобретение оргтехники).
Программой предусмотрен Перечень мероприятий по ее реализации (прилагается), в котором отражены основные направления Программы:
- укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт психиатрических учреждений, приобретение медоборудования и санитарного транспорта;
- реорганизация психиатрической, в том числе психотерапевтической и суицидологической служб, а именно: открытие отделений сестринского ухода, развертывание психосоматических коек, открытие и организация работы суицидологической и психотерапевтической служб для комплексного лечения больных в психиатрических кабинетах и учреждениях области, открытие и организация работы "телефона доверия", открытие отделения специализированного типа для проведения принудительного лечения больных, совершивших правонарушения, на базе МОПБ на 30 коек;
- повышение квалификации специалистов, в том числе проведение выездных обучающих циклов по психиатрии 1 раз в 5 лет. При необходимости направлять врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь населению, на усовершенствование в учреждения последипломного образования;
- обеспечение лекарственными средствами (приложение к Перечню). Для гарантированного обеспечения больных с психическими расстройствами лекарственными средствами и снижения финансовых затрат бюджетов всех уровней необходимо организовать централизованные закупки современных нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов, в соответствии с планом закупок осуществлять распределение централизованно закупленных медикаментов по психиатрическим учреждениям области;
- профилактика психических и невротических расстройств, в том числе постоянное проведение тематических занятий с врачами общелечебной сети ЛПУ области по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии;
- развитие информационных технологий.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета, муниципальных бюджетов городов и районов.