Недействующий

_____________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от  27 июля 2007 года № 354-ПП/13
______________________________________________________________________________


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23.03.2006 г.    № 91-ПП/3


О новой редакции региональной целевой программы
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы




  В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Внести изменения и дополнения в региональную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
 А.Селин



   

Приложение
          к постановлению Правительства
          Мурманской области
          от 23.03.2006 № 91-ПП/3


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2005-2008 ГОДЫ


ПАСПОРТ
региональной целевой программы


Наименование программы

-

"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы,
дата ее утверждения

-

-

постановление Правительства Мурманской области от 17.08.2004  № 261-ПП "О разработке региональных целевых программ";
постановление Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП "О региональной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области" на 2005-2008 годы"

Государственный

заказчик Программы

-

комитет по здравоохранению Мурманской

области

Основные разработчики Программы

-

-

-

комитет по здравоохранению Мурманской области;

государственное учреждение здравоохранения "Мурманский областной психоневрологический диспансер";

государственное учреждение здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница"  г.Апатиты

Цели и задачи

Программы

-







-

цели:

улучшение материально-технической базы психиатрических учреждений области;

увеличение продолжительности и повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;

снижение заболеваемости, инвалидизации,

смертности населения Мурманской области от психических болезней;

задачи:

организация системы профилактики  психических расстройств;

обеспечение своевременного эффективного лечения больных с психическими расстройствами;

подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения и профилактики психических расстройств



Важнейшие целевые

индикаторы и

показатели




- увеличение

охвата диспансерным наблюдением больных

в консультативной

группе

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.



3406

больных

1%

1%

1%

1%


- снижение числа госпитализаций

больных в

круглосуточный

стационар

1727

больных

1,5%


1,5%

1,5%

1,5%



- увеличение

удельного веса

пролеченных в

дневном

(амбулаторном)

стационаре больных


381

проле-

ченных

больных



1%


1%


1%


1%


- увеличение

удельного веса

больных, выписанных

из круглосуточного

стационара со стойким

улучшением и

выздоровлением

1795

выпи-

санных

больных

1,5%

2%

1,5%

2%




Сроки и этапы

реализации Программы



- 2005 - 2008 годы

1 этап  - 2005 год

II этап - 2006- 2008 годы


Объемы и

источники финансиро-

вания


- общее финансирование (тыс. руб.):

2005 год - 10400,00

2006 год - 13128,00

2007 год - 57220,00

2008 год  - 55720,00

в том числе:

- из областного бюджета (тыс. руб.):

2005 год -10400,00

2006 год - 13128,00

2007 год - 47220,00

2008 год  - 39996,00

- из бюджетов городов и районов Мурманской области (муниципальные бюджеты, тыс. руб.):

2005 год - 0

2006 год - 0

2007 год - 10000,00

2008 год - 15724,00.

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической

эффективности

-

-

-

-

-

-

повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;

уменьшение уровня госпитализации психически больных в стационары круглосуточного пребывания;

сокращение длительности временной нетрудоспособности больных;

уменьшение количества суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;

снижение уровня инвалидизации лиц с психическими расстройствами;

обеспечение безопасных условий труда сотрудников психиатрической службы

     

1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа


Программа разработана во исполнение Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 25.05.1994 № 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", решения коллегии Минздрава России от 21.03.2001 по вопросу "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года" (протокол № 6).

Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия первоочередных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе, тяжелые депрессии и связанные с ними самоубийства.

В 2003 году в психиатрические кабинеты лечебно-профилактических учреждений области обратилось 13% населения. Около 2,5% всего населения области наблюдается в психиатрических кабинетах.

В Мурманской области зарегистрированы 22171 человек, больных психическими расстройствами, из них 8830 человек составляют дети и подростки. На диспансерном учете состоят 8183 больных, в том числе детей и подростков - 1860. В консультативной группе наблюдаются 10490 человек, в том числе детей - 4583, подростков - 905. В эту группу входят больные, страдающие пограничными невротическими расстройствами. 50% из всех больных психическими расстройствами нуждаются в ежедневном приеме лекарственных препаратов.

За последние 5 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло по области на 5% и составляет 4389 человек, из них детей и подростков - 579 человек. При этом 96,6% составляют инвалиды первой и второй групп (по РФ - 80%); 75% инвалидов - это лица трудоспособного возраста. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях.

Отсутствие лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ) при психиатрических учреждениях привело к значительному сокращению объема трудовой терапии и терапии занятостью лиц с психическими расстройствами. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Значительно ухудшилось социальное положение лиц с психическими расстройствами.

Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5% от учащихся всех школ. Не снижается число лиц, признанных не годными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.

Требует внимания укрепление материально-технической базы психиатрических стационаров. Остается неудовлетворительной база стационарных отделений МОПНД (приспособленные помещения), площадь на одну койку составляет 2,7 кв. м (санитарная норма - 7 кв. м). В области отсутствуют дневные стационары, специальные цеха для трудоустройства психически больных, что не позволяет в полном объеме проводить лечебно-реабилитационное и восстановительное лечение. Отсутствуют общежития для психически больных, утративших родственные связи. В области не хватает мест в учреждениях соцобеспечения - домах инвалидов для психохроников. По этой причине 28% коечного фонда областной психиатрической больницы занято больными, нуждающимися в уходе и переводе в эти учреждения. Из-за отсутствия путевок в учреждения соцобеспечения одинокие больные вынуждены находиться длительное время в домашних условиях без ухода.

Крайне напряженное положение складывается в области с врачебными кадрами психиатрических учреждений (штатные должности врачей-психиатров обеспечены физическими лицами только на 56%, судебных психиатров - на 28%, психотерапевтов - на 40%). Из-за отсутствия специалистов по социальной работе, недостаточного числа медицинских психологов, социальных работников, юристов в лечебно-профилактических учреждениях практически отсутствует социально-психологическая служба, необходимая для осуществления предупреждения эмоционально-стрессовых расстройств у пациентов. В результате недостаточной развитости системы социально-трудовой и медицинской реабилитации значительное число больных не может адаптироваться к новым условиям жизни, теряет остаточную трудоспособность и источники средств к существованию.

Ухудшение социального положения психически больных, рост инвалидности среди данного контингента обуславливают рост общественно-опасных действий со стороны лиц с психическими расстройствами. По данным МВД РФ, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших правонарушения, за последние 5 лет увеличилось на 60%. Такая же ситуация сохраняется и в области. В структуре правонарушений преобладают преступления против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования).

Многие больные из-за безысходности, не имея жизненных перспектив и достаточной помощи, заканчивают жизнь самоубийством. За последние 5 лет, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число суицидов увеличилось почти в 2 раза. Неблагоприятная ситуация по числу самоубийств и суицидных попыток складывается и в области. Число завершенных самоубийств по Мурманской области остается высоким. Более 80% суицидентов нуждаются в оказании помощи психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, в связи с чем возникла необходимость развития суицидологической службы и расширения психотерапевтической помощи в Мурманской области.

В области отсутствует судебно-психиатрическое отделение для проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз подстражным и отделение специализированного типа для принудительного лечения психически больных, совершивших правонарушения и по решению суда признанных невменяемыми. В связи с этим данный контингент направляется за пределы области, что требует дополнительных финансовых затрат.

Отсутствие специализированного отделения приводит к нарушению уголовного законодательства (ст.99 Уголовного кодекса) и лишает возможности дифференцированного применения принудительных мер медицинского характера, вынуждает судебно-психиатрических экспертов рекомендовать суду применение, в основном, общего вида принудительного лечения. Однако наиболее часто принудительное лечение должно применяться в психиатрических стационарах специализированного типа.

Открытие данного отделения регламентировано ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Открытие психиатрических отделений в Кольском районе, г.Мончегорске, отделений сестринского ухода в Кандалакшском районе, в г.Североморске приведет к перераспределению коечного фонда в области. Это позволит приблизить стационарное лечение больных с психическими расстройствами к месту их проживания, что повысит эффективность лечения и реабилитации больных, а также улучшит условия пребывания больных в областной психиатрической больнице.

В области имеются трудности в бесплатном обеспечении психически больных профильными лекарственными препаратами. Число таких больных по области составляет 4900 человек.

2. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

- дальнейшее развитие и совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Мурманской области;

- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах области;

       - расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи;

- совершенствование форм реабилитации больных с психическими расстройствами;

- профилактика психических расстройств.

Проведение этих мероприятий позволит увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных с психическими расстройствами.

Задачами Программы являются:

- повышение эффективности и доступности психиатрической помощи населению;

       - раннее выявление больных и своевременная диагностика психических заболеваний;

       - обеспечение больных современными лекарственными препаратами для купирования психопродуктивной симптоматики и достижения длительной и качественной ремиссии.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели:

Наименование

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

1.

Увеличение охвата

диспансерным наблюдением

больных в консультативной  группе

3406

больных

1%

1%

1%

1%

2.

Снижение числа госпитализаций

больных в круглосуточный стационар

1727

больных

1,5%

1,5%

1,5%

1,5%

3.

Увеличение удельного веса

пролеченных в дневном

(амбулаторном) стационаре

больных

381

проле-

ченных

больных

1%

1%

1%

1%

4.

Увеличение удельного веса

больных, выписанных из круглосуточного

стационара со стойким

улучшением и выздоровлением

1795

выпи-

санных

больных

1,5%

2%

1,5%

2%

     

Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы.

Этапы реализации Программы:

1 этап - 2005 год

- повышение квалификации специалистов;

II этап - 2006-2008 годы:

- укрепление материально-технической базы (в т.ч. приобретение санитарного транспорта, капитальный ремонт психиатрических учреждений);

- развитие информационных технологий (приобретение оргтехники).

3. Перечень программных мероприятий


Программой предусмотрен Перечень мероприятий по ее реализации (прилагается), в котором отражены основные направления Программы:

- укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт психиатрических учреждений, приобретение медоборудования и санитарного транспорта;

- реорганизация психиатрической, в том числе психотерапевтической и суицидологической служб, а именно: открытие отделений сестринского ухода, развертывание психосоматических коек, открытие и организация работы суицидологической и психотерапевтической служб для комплексного лечения больных в психиатрических кабинетах и учреждениях области, открытие и организация работы "телефона доверия", открытие отделения специализированного типа для проведения принудительного лечения больных, совершивших правонарушения, на базе МОПБ на 30 коек;

- повышение квалификации специалистов, в том числе проведение выездных обучающих циклов по психиатрии 1 раз в 5 лет. При необходимости направлять врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь населению, на усовершенствование в учреждения последипломного образования;

- обеспечение лекарственными средствами (приложение к Перечню). Для гарантированного обеспечения больных с психическими расстройствами лекарственными средствами и снижения финансовых затрат бюджетов всех уровней необходимо организовать централизованные закупки современных нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов, в соответствии с планом закупок осуществлять распределение централизованно закупленных медикаментов по психиатрическим учреждениям области;

- профилактика психических и невротических расстройств, в том числе постоянное проведение тематических занятий с врачами общелечебной сети ЛПУ области по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии;

- развитие информационных технологий.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


         Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета, муниципальных бюджетов городов и районов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»