Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Законом Мурманской области от 27.12.2004 № 565-01-ЗМО "О мерах по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней на территории Мурманской области", санитарными правилами 3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа", постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2004 № 11 "О подготовке к возможной пандемии гриппа".
Программа является продолжением реализации мероприятий по профилактике инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, начатых в 2000 году в рамках целевых региональных программ "Вакцинопрофилактика".
Принятие новой редакции Программы продиктовано необходимостью уточнения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программных мероприятий, согласования финансовых затрат на очередной год в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 года № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области". Объемы финансирования приведены в соответствие с выделенными ассигнованиями на 2004, 2005 годы согласно закону "Об областном бюджете" на 2004, 2005 годы и прогнозом областного бюджета на 2006 год.
Реализация предыдущих программ позволила достичь рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения контрольный уровень (не менее 95%) охвата детского населения профилактическими прививками против управляемых инфекций, снизить заболеваемость вирусным гепатитом "В" в 2,5 раза. Впервые за все время показатель заболеваемости не превысил среднероссийский - 10,0 на 100 тысяч населения. Заболеваемость дифтерией, коклюшем снижена до спорадической. Случаи кори, полиомиелита не регистрируются.
Изменения эпидемиологической обстановки в области, как и в целом в Российской Федерации, диктуют необходимость внесения корректировки в проводимые мероприятия по профилактике вакциноуправляемых инфекций, направленных на охрану здоровья населения области.
В 2002 году Мурманская область сертифицирована как территория, свободная от полиомиелита. В постсертификационный период после ликвидации полиомиелита необходимо поддерживать постоянно высокий уровень (не менее 95%) охвата детей профилактическими прививками против полиомиелита, начиная с трехмесячного возраста, согласно Национальному календарю профилактических прививок. Однако использование живой полиомиелитной вакцины у детей с иммунодефицитным состоянием может привести к развитию вакцино-ассоциируемого паралитического полиомиелита. Подтверждением этому является ежегодная регистрация в России вакцино-ассоциируемого паралитического полиомиелита у детей с признаками первичного иммунодефицита. Такие события трагичны сами по себе, бросают тень на программу иммунопрофилактики, давая повод родителям отказываться от вакцинации своих детей.
С целью исключения риска возникновения вакцино-ассоциируемого паралитического полиомиелита Всемирной организацией здравоохранения определены приоритетные группы детей, подлежащие комбинированной схеме иммунизации с использованием инактивированной вакцины наряду с живой полиомиелитной вакциной. В настоящее время в связи с отсутствием федерального финансирования на приобретение инактивированной вакцины против полиомиелита в область поступает только живая полиомиелитная вакцина. В связи с вышеизложенным, во избежание появления случаев вакцино-ассоциированного паралитического полиомиелита у детей, целесообразно приобрести инактивированную вакцину для комбинированной вакцинации приоритетных групп детей (с иммунодефицитным состоянием, воспитанников домов ребенка и др.).
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует появление в ближайшее время нового пандемического варианта вируса гриппа, что может привести к развитию крупной пандемии с 4-5-кратным ростом заболеваемости и 5-10-кратным ростом смертности. В Мурманской области, как и в целом в России, на грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) ежегодно приходится свыше 90% от всей инфекционной заболеваемости. Эта группа инфекций наносит огромный ущерб не только здоровью населения, но и экономике региона. Экономический ущерб, причиненный гриппом и ОРВИ, составляет около 86% от всего ущерба, наносимого инфекционными болезнями.
Учитывая высокую вероятность появления особо опасных вирусов, ВОЗ разработала "План подготовки к новой пандемии гриппа", который был направлен во все регионы страны. На заседании областной Санитарно-противоэпидемической комиссии 27.12.2004 одобрен "План подготовки Мурманской области к гриппозной пандемии", разработанный специалистами комитета по здравоохранению Мурманской области. Одним из пунктов плана предусмотрено приобретение вакцины против гриппа для защиты населения.
Единственно эффективным средством защиты от гриппа является специфическая профилактика.
До 2002 года в области вакцинировалось против гриппа до 12% населения, с прекращением поставок вакцины из средств федерального бюджета охват вакцинацией снизился почти в 2,0 раза, в том числе и среди детей.
Естественно, что ежегодная вакцинация против гриппа 80% всего населения невозможна, но если расширить контингент вакцинируемых лиц за счет эпидемиологически значимых групп, которые в силу своего возраста или профессии подвергаются высокому риску заражения вирусом гриппа, а с другой стороны, они же являются основными распространителями вируса гриппа, то можно повлиять и на эпидемию гриппа в целом. К таким группам относятся дети дошкольных учреждений, школ, работники тех профессий, которые имеют частый контакт с другими лицами.
Кроме того, вакцинировать эти контингенты необходимо не выборочно, а массово, охватив профилактическими прививками не менее 60%. Это позволит сдерживать эпидемический процесс, а следовательно, уменьшить распространение инфекции, количество осложнений и летальных исходов.