ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 июля 2005 года N 265-ПП
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ SOS НА 2006-2007 ГОДЫ
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 31.03.2006 N 106-ПП, от 29.12.2006 N 541-ПП, от 12.04.2007 N 187-ПП, от 04.12.2007 N 590-ПП}
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ \"О наркотических средствах и психотропных веществах\", Законом Мурманской области от 04.07.2001 N 287-01-ЗМО "Об основах организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 21.06.2005 N 234-ПП "О разработке региональной целевой программы "SOS" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу \"SOS\" (меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006-2007 годы (далее Программа \"SOS\").
2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2006 год и 2007 год предусмотреть расходы на финансирование Программы \"SOS\".
3. Управлению по делам молодёжи Мурманской области (Мостовой Л.Л.) обеспечить координацию действий между исполнителями Программы \"SOS\".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области разработать программы по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, предусмотрев финансирование программ за счёт местных бюджетов.
5. Контроль за выполнением Программы \"SOS\" возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Л. А. Чистову.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А. Селин
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "S O S"
(меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-
инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006 - 2007 годы
ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование | "SOS" |
Дата принятия решения о разработке программы, | постановление Правительства Мурманской области от 21.06.2005 N 234-ПП "О разработке региональной целевой программы "SOS"; |
Заказчики | управление по делам молодежи Мурманской области; |
Заказчик- | управление по делам молодёжи Мурманской области |
Основные разработчики программы | управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Мурманской области; |
Цели и задачи | дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции, в первую очередь среди молодёжи и несовершеннолетних; |
Сроки реализации | 2006 - 2007 годы |
Целевые | сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости наркоманиями:2005 - 20,5; |
Сроки и этапы реализации | 2006 год |
Объёмы и источники | 2006 г. - 3088; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономичес кой | установление контроля над "второй волной" наркоэпидемии в Мурманской области через "снижение спроса" на наркотики: уберечь от экспериментов с наркотиками тех, кто не имеет знакомства с ними, создать мотивацию на отказ от наркотиков у тех, кто потребляет их эпизодически, привлечь к полноценному лечению систематических потребителей; |
I. Характеристика проблемы
Наркоугроза остаётся в Мурманской области серьёзным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодёжи всегда приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов \"B\",\"C\").
Необходимо отметить, что благодаря предыдущим программам "SOS", которые принимались в области каждые два года, начиная с 1998 и до 2005, удалось остановить наркоэпидемию так называемой первой волны и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (диаграмма 1).
Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для программы "SOS" средствами можно воздействовать на динамику незаконного оборота наркотиков. Основными выбранными средствами являлись:
первичная профилактика или информирование подростков, молодёжи об опасности экспериментов с наркотиками;
обучение специалистов, работающих с подростками и молодёжью, методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;
вторичная и третичная профилактика или раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;
обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов;
стимулирование деятельности правоохранительных структур по борьбе с наркоторговлей и незаконным употреблением наркотиков.
Однако за последнее время в областной наркологической ситуации обозначились опасные тенденции.
Во-первых, меняется структура потребляемых и "популярных" в молодёжной среде наркотических веществ (диаграмма 2).
Эти изменения таковы: при снижении выявляемости опийных наркотиков (традиционно героина) наблюдается рост потребления продуктов конопли (марихуана, гашиш). В 2004 году показатель каннабисной группы (28%) даже превысил показатель опийной (19%). При условии, что скрытых потребителей каннабисных наркотиков всегда гораздо больше, чем скрытых потребителей наркотиков прочих групп, соответственно неофициальная распространённость каннабисной наркомании, как и заболеваемость, достигает огромных размеров.
Также из диаграммы следует, что снижается удельный вес наркотиков амфетаминовой группы. Однако, в первую очередь, это касается кустарно изготавливаемых препаратов, потребляемых внутривенно. Что касается синтетических психостимуляторов, известных как "клубные" наркотики (speed, экстази), то по информации, получаемой из различных достоверных источников, злоупотребление ими среди молодёжи приобретает угрожающие размеры.
По-прежнему высоким остаётся и показатель сочетанного употребления различных наркотических и психотропных веществ, что осложняет лечение и реабилитационную работу с такими пациентами.
Во-вторых, в незаконном обороте появился наркотик - синтетический аналог опиатов, который характеризуется высочайшей токсичностью.
В 2004 году этот наркотик (триметилфентанил и его разновидность альфаметилфентанил) унёс жизнь 101 человека, из них 24 - в апреле. Только в г. Мурманске было зафиксировано 2179 вызовов бригад скорой помощи в связи с передозировками. Эти трагические события ещё раз напомнили о разнице между официальной статистикой и количеством неучтённых наркопотребителей.
2004 год отмечен всплеском (после двухгодичного снижения) заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (диаграмма 3).
Этот всплеск свидетельствует о внушительности размеров "теневой" части наркопотребителей, а значит и высоком давлении так называемой "наркогенной субкультуры", носители которой и толкают "новичков" к экспериментам с наркотиками.
В третьих, либерализация федерального законодательства и установление завышенных размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ привели к упрощению уличной "розничной" торговли наркотиками, а значит, их большей доступности.
Обозначенные тенденции позволяют говорить о "второй волне" наркоэпидемии в Мурманской области. Первая характеризовалась вовлечением молодёжи практически сразу в употребление героина. Сейчас вовлечение происходит преимущественно через наркотики каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как "лёгкие", не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости.
Существует высокий риск, что все сегодняшние потребители этих наркотиков в скором времени перейдут на внутривенные опиаты (высочайшая вероятность перехода от так называемых "лёгких наркотиков" к более "тяжёлым" давно доказана). В условиях присутствия на рынке наркотиков фентанилов этот переход станет причиной многих смертей от передозировки. В данной ситуации главным направлением борьбы с наркотиками вновь становится снижение спроса, а главным инструментом - простое человеческое слово во всех его ипостасях.
II. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
Целью реализации программных мероприятий является:
- дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции, в первую очередь среди молодёжи и несовершеннолетних;
- создание необходимых условий для сдерживания процесса распространения наркомании, ВИЧ-инфекции и незаконного оборота наркотических средств в Мурманской области;
- совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
Задачей реализации программных мероприятий является:
- расширение и укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих лечебную, социально-реабилитационную и профилактическую работу по наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции, а также обеспечение данных учреждений квалифицированными кадрами;
- поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании.
Сроки реализации Программы: 2006-2007 годы.
Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:
N | Индикаторы и показатели | Годы | ||
2005 | 2006 | 2007 | ||
1. | Сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости наркоманиями | 20,5 | 22 | 22 |
2. | Сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (при условии отсутствия резкого расширения обследуемого контингента, например, введения каких-либо"всеобщих" иобязательных наркологических обследований, а также с коррекцией на возможность увеличения подучётного контингента в связи с массовыми отравлениями "передозировками" наркотиками) | 25,7 | 25 | 25 |
3. | Уменьшение в общей статистике заболеваемости ВИЧ доли случаев, связанных с наркогенным путём заражения | 63% | 60% | 55% |
4. | Сохранение в пределах 2% числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков | 2% | 2% | 2% |
5. | Рост обращаемости за наркологической помощью (как показатель мотивированности и заинтересованности в получении специализированной помощи) | 440 | 500 | 550 |
6. | Снижение числа случаев госпитализации в связи с отравлениями наркотическими средствами (передозировками) | 103 | 90 | 80 |
7. | Отсутствие снижения средней возрастной границы первой пробы наркотиков (контингент до 15 лет не выше 20% по всем выборкам в среднем) | 18% | 18% | 17% |
8. | Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах различных категорий учащихся на вопрос об опыте употребления наркотиков, (по результатам социологических исследований) | 45% | 42-43% | 39% |
9. | Увеличение числа адекватных ответов на вопросы анонимных анкет, касающихся отношения к наркотикам и представления о самом явлении наркотизма (по результатам социологических исследований) | 15-17% | 20% | 25% |
III. Перечень мероприятий региональной целевой программы "SOS"
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 04.12.2007 N 590-ПП}
N | Мероприятие | Сроки | Всего (тыс. руб.) | В том числе (тыс. руб.) | Исполнители | ||||||
областной | прочие | 2006 год | 2007 год | ||||||||
областной | прочие | областной | прочие | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | |||||||||||
1.1 | Социологические исследования на тему латентного наркопотребления в молодёжной среде (приобретение бланков, канцелярских принадлежностей, организационные расходы) | весь период | 10 | исключён | 10 | комитет по здравоохранению Мурманской области, | |||||
Увеличение стоимости материальных запасов | 10 | 10 | |||||||||
1.2 | Обеспечение участия делегаций Мурманской области в выездных профилактических мероприятиях и мероприятиях, пропагандирующих альтернативу злоупотреблениям в молодежной среде (конференции, фестивали, семинары и пр.) | весь | 115 | 35 | 80 | управление по делам молодежи | |||||
Прочие расходы | 115 | 35 | 80 | ||||||||
1.3 | Пополнение информационно-аналитической базы данных центра информационной и правовой поддержки молодёжи ГУК "Мурманская областная детско-юношеская библиотека" по темам "Наркомания", "ВИЧ/СПИД" (книги, периодика, электронные материалы, в т.ч. видеоматериалы) | весь период | 50 | 25 | 25 | управление по делам молодежи | |||||
прочие расходы | 50 | 25 | 25 | ||||||||
1.4 | Круглые столы на тему взаимодействия в сфере профилактики наркомании/ВИЧ в учреждениях уголовно-исполнительной системы | весь период | 20 | исключён | 20 | комитет по здравоохранению | |||||
увеличение стоимости | 20 | 20 | |||||||||
1.5 | Увеличение фонда ГУК "Мурманская областная универсальная научная библиотека" по теме "Наркомания и смежные проблемы" (книги, периодика, электронные материалы, в т.ч. видеоматериалы) | весь период | 50 | 25 | 25 | комитет по культуре | |||||
увеличение стоимости основных | 50 | 25 | 25 | ||||||||
1.6 | Создание и издание сводного каталога материалов по наркомании/ВИЧ (на всех видах носителей), имеющихся в распоряжении межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области | 2006 | 7 | 7 | комитет по культуре и | ||||||
увеличение стоимости | 7 | 7 | |||||||||
Итого по разделу 1, | 252 | 92 | 160 | ||||||||
увеличение стоимости основных средств | 50 | 25 | 25 | ||||||||
увеличение стоимости материальных | 37 | 7 | 30 | ||||||||
прочие расходы | 165 | 60 | 105 | ||||||||
Раздел 2. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ЛЕЧЕБНУЮ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ | |||||||||||
2.1 | Приобретение для центра медицинской профилактики комплекта компьютерной техники для обработки данных наркологического мониторинга | 2006 | исключен | комитет по здравоохранению | |||||||
увеличение стоимости основных | |||||||||||
2.2 | Приобретение для ГУЗ "Мурманский областной наркологический диспансер" полуавтоматического биохимии-ческого анализатора для диагностики и лечения наркомании | 2006 | 120 | 120 | комитет по здравоохранению | ||||||
увеличение стоимости основных | 120 | 120 | |||||||||
2.3 | Приобретение расходных материалов для обеспечения бесперебойной работы по диагностике наркотического опьянения в ГУЗ "Мурманский областной наркологический диспансер" методом поляриза-ционного флюороимунного анализа | весь период | 600 | 300 | 300 | комитет по здравоохранению | |||||
увеличение стоимости | 600 | 300 | 300 | ||||||||
2.4 | Оснащение отделения медико-социальной реабилитации наркозависимых Мурманского областного наркологического диспансера аппаратом "Трансаир" | 2006 | 60 | 60 | комитет по здравоохранению | ||||||
увеличение стоимости основных | 60 | 60 | |||||||||
2.5 | Организация рабочего места для создания службы кругло-суточного телефонного консультирования по проблемам наркозависимости при ГУЗ "Мурманский областной наркологический диспансер" | 2006 | исключен | комитет по здравоохранению | |||||||
услуги по содержанию имущества | |||||||||||
увеличение стоимости основных | |||||||||||
2.6 | Приобретение для центра информационной и правовой поддержки молодёжи ГУК "Мурманская областная детско-юношеская библиотека" комплекта компьютерной техники для создания информационного банка данных по наркомании и смежным проблемам | 2006 | исключен | комитет по культуре и | |||||||
увеличение стоимости основных | |||||||||||
Итого по разделу 2, | 780 | 480 | 300 | ||||||||
увеличение стоимости основных средств | 180 | 180 | |||||||||
увеличение стоимости материальных | 600 | 300 | 300 | ||||||||
Раздел 3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ | |||||||||||
3.1 | Обучение специалиста методике проведения социологических исследований для оценки наркоугрозы в области на базе факультета психологии СПбГУ (согласно п. 2.1 решения 6-2 окружной антинаркотической комиссии 29.10.2004) | 2006 | 30 | 30 | комитет по здравоохранению | ||||||
прочие расходы | 30 | 30 | |||||||||
3.2 | Стажировка специалистов учреждений молодёжной сферы по профилактике злоупо-треблений психоактивными веществами, в т.ч. обучение методике проведения социологических исследований для оценки наркоугрозы в области на базе факультета психологии СПбГУ (согласно п. 2.1 решения 6-2 окружной антинаркотической комиссии от 29.10.2004) | весь период | 160 | 110 | 50 | управление по делам молодежи | |||||
прочие расходы | 160 | 110 | 50 | ||||||||
3.3 | Цикл выездных комплексных | весь период | 162 | 62 | 100 | управление по делам молодежи | |||||
прочие расходы | 162 | 62 | 100 | ||||||||
3.4 | Проведение областных семинаров- | весь период | 32 | 16 | 16 | комитет по труду и | |||||
увеличение стоимости | 8 | 4 | 4 | ||||||||
прочие расходы | 24 | 12 | 12 | ||||||||
3.5 | Проведение областного | весь период | 10 | исключен | 10 | комитет по образованию | |||||
прочие расходы | 10 | 10 |