Действующий

О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы

1.2. Оценка действующих мер по улучшению социально - экономического положения Мурманской области


Меры, принимаемые Правительством Мурманской области и Мурманской областной Думой в рамках своих полномочий, обеспечивают, в основном, выполнение задач по стабилизации и постепенному улучшению социально-экономического положения в ключевых сферах жизнедеятельности региона.

Управление региональным развитием экономики и социальной сферы области организовано с учётом административно-территориального деления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Уставом области, федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами России и Мурманской области.

В области разработана и утверждена Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года (Постановление Губернатора области от 08.02.2001 № 47-ПГ). На базе Концепции и методов стратегического управления разработана и утверждена Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (Постановление Правительства области от 20.12.2001 № 251-ПП).

Анализ существующих проблем и возможностей при разработке Стратегии позволил выделить пять базовых комплексов (горнопромышленный, топливно-энергетический, рыбопромышленный, транспортно-коммуникационный, агропромышленный), которые в настоящее время, в среднесрочной период и во многом - в долгосрочной перспективе будут определять темпы и пропорции экономического развития области, обеспечивать занятость населения и формирование консолидированного бюджета, а также загрузку машиностроительных предприятий, строительной индустрии, успех малого и среднего бизнеса, внедрение научно-технических достижений.

Для поддержания сырьевой базы на уровне, необходимом для нормального функционирования промышленных предприятий и устранения диспропорции между объемами добычи и прироста запасов основных видов сырья, в области ежегодно разрабатывалась региональная целевая программа "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы". За последние пять лет из бюджета области профинансировано работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы на сумму 310.1 млн. рублей.

Возрастает инвестиционная привлекательность области, увеличиваются объемы финансирования геологоразведочных работ отечественными и зарубежными компаниями.

С учетом повышения роли Мурманского транспортного узла, учитывая его уникальное географическое положение, в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ (протокол совещания от 09.01.2003) разработана Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла, в соответствии с которой прогнозируется ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла в объёме 57 млн. тонн к 2010 году (угля - 15 млн. тонн, нефтепродуктов - 27 млн. тонн) и 75 млн. тонн к 2015 году. С учетом перегрузки нефти по проекту Мурманской трубопроводной системы объёмы могут возрасти до 180 млн. тонн.

В целях восстановления природы, обеспечения экологической безопасности населения в Мурманской области осуществляется комплекс мер по снижению антропогенного пресса на окружающую среду региона, наиболее важными из которых являются мероприятия:


- по снижению выбросов в атмосферу за счет реконструкции производств ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", реконструкции ОАО "Завод ТО ТБО", строительства газоочистных сооружений и реконструкции электролизного производства на филиале ОАО "СУАЛ" "КАЗ-СУАЛ", реконструкции системы газоочистки на АНОФ-3/ОАО "Апатит";


- по снижению объема загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты путем завершения строительства очистных сооружений в северной части г. Мурманска и реконструкции очистных сооружений сельскохозяйственных предприятий;


- по восстановлению техногенных пустошей вокруг комбинатов "Печенганикель" и "Североникель", закрепление подвижных песков и восстановление речных экосистем в Терском районе;

- по строительству комплексов и систем по переработке и хранению жидких радиоактивных отходов (ФГУП "Атомфлот", Кольская АЭС);


- по обустройству и строительству полигонов (свалок) твердых бытовых отходов в городах Мурманске, Кировске, Ковдоре;


- по сохранению биологического разнообразия Мурманской области и акваторий Баренцева и Белого морей за счет создания и развития системы особо охраняемых природных территорий.

С целью комплексного и сбалансированного подхода к решению экологических проблем в области разработана региональная целевая программа "Экология и природные ресурсы Мурманской области на 2003-2010 годы".

В целях последовательного осуществления государственной политики по улучшению положения семьи и детей, созданию условий для обеспечения их социальной защиты в области с 1995 года разрабатывается и выполняется региональная комплексная программа "Дети Кольского Заполярья", в которую входят подпрограммы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Такой подход способствует решению проблем детской безнадзорности, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, расширению сети и развитию материально-технической базы и кадрового потенциала детских социальных учреждений.

Всего же в области действует 36 региональных целевых программ, в том числе: "Программа государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000-2004 годы", "Научно-техническая программа Мурманской области на 2004-2005 годы", "Социальная поддержка инвалидов на 2002-2005 годы", "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы", ряд программ в здравоохранении и других сферах (приложение 1.2.1).

Мурманская область участвует в реализации 36 федеральных целевых программ, которые в своём подавляющем большинстве имеют социальную направленность (приложение 1.2.2). Недостаточность собственных бюджетных ресурсов не даёт возможности Мурманской области участвовать в некоторых ФЦП, таких как "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)", "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", поскольку основным условием участия в них является софинансирование.

В Мурманской области приняты законы "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Мурманской области", "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов", "Об инвестиционной деятельности и гарантиях её осуществления в Мурманской области", "Об инвестиционном налоговом кредите в Мурманской области", "Об управлении государственной собственностью Мурманской области", "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", "О северном оленеводстве Мурманской области", "О договорах Мурманской области", "О государственном регулировании цен и тарифов на территории Мурманской области", "О государственной поддержке развития предпринимательской деятельности в Терском и Ловозерском районах Мурманской области", "О финансовом оздоровлении предприятий агропромышленного комплекса Мурманской области", которые в той или иной мере направлены на улучшение делового и инвестиционного климата, определяют правовые рамки и механизмы поддержки отдельных отраслей, решения социально-экономических проблем территории. Важную роль играют региональные законы в бюджетной и налоговой сферах, как, например, "О бюджетном процессе в Мурманской области", "О налоге на имущество предприятий", "О транспортном налоге", "О плате за пользование водными объектами на территории Мурманской области", "О системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности", "О порядке формирования и использования средств регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в Мурманскую область", "О порядке формирования и использования средств регионального продовольственного фонда Мурманской области" и другие.

Для регулирования отношений в социальной сфере приняты законы о потребительской корзине Мурманской области, о социальной поддержке педагогических, медицинских работников, работников организаций (учреждений) культуры и искусства области, о культуре, о библиотечном деле, о строительстве (приобретении) жилья гражданами, выезжающими из Мурманской области, об областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, об основах организации борьбы с туберкулёзом, о лекарственном обеспечении населения и ряд других.

Не все законы, принимаемые в области, оказали существенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в городах и районах области. Некоторые из них, например, "Об инвестиционной деятельности и гарантиях ее осуществления в Мурманской области", устарели, нуждаются в изменениях в связи с принятием новых Налогового и Бюджетного кодексов РФ.

Важная роль в решении текущих задач и воздействии на социально-экономическую ситуацию в регионе принадлежит ежегодно принимаемым планам действий Правительства Мурманской области и планам законопроектной работы. Положительное влияние оказывают соглашения об экономическом, культурном и научно-техническом сотрудничестве, заключенные областью с более чем 50 субъектами РФ, рядом северных территорий стран-участниц сотрудничества в рамках Баренцева региона, а также соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом федеральных министерств и ведомств. В целях максимального использования возможностей градообразующих предприятий региона в решении социальных проблем заключены соглашения с ОАО "Кольская ГМК" (ОАО "Норильский никель"), ОАО "Апатит" (ЗАО "ФосАгро АГ"), ОАО "Ковдорский ГОК" (ЗАО "ЕвроХим") и другими ведущими предприятиями.  

Основные направления реформирования нормативно-правовой базы Мурманской области определены необходимостью продолжения институциональных преобразований, целью которых является формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, развитие малого предпринимательства, оптимизация и повышение эффективности расходования бюджетных средств, формирование прозрачных и справедливых межбюджетных отношений, развитие минерально-сырьевой базы и транспортного комплекса, улучшение ситуации в жилищно-коммунальной сфере и агропромышленном секторе, укрепление материально-технической базы социальной сферы, решение проблем безработицы и бедности. В процессе реализации Программы и ее мониторинга будут выявляться дополнительные потребности в нормативно-правовом обеспечении социально-экономического развития области (приложение 1.2.3). Планы разработки и принятия законов, обеспечивающих успешное функционирование экономики области и социальной сферы, будут ежегодно представляться Губернатором области, утверждаться Мурманской областной Думой.