Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА И ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 ГОД (утратило силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.06.2014 N 334-ПП)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

"Охрана и гигиена окружающей среды иобеспечение экологической безопасности вМурманской области" на 2005 год

Дата принятия решения о разработке Программы

постановление Правительства РФ от 07.12.2001 N 860
 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)"

Государственные заказчики по объектам капитального строительства

департамент промышленности, строительства и жилищно - коммунального хозяйства Мурманской области, администрации городов (районов)

Государственный заказчик

комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области

Разработчик Программы

комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области

Цели и задачи Программы,
 важнейшие целевые показатели

создание сбалансированных социально-экономических условий для решения проблем оздоровления и сохранения окружающей природной среды на территории Мурманской области, снижение уровня антропогенного воздействия на северные экосистемы, обеспечение устойчивого развития природы и общества

Сроки и этапы реализации
 Программы

начало- 01 января 2005 г.
 окончание - 31 декабря 2005 г.

Перечень разделов
 и основных мероприятий

*мероприятия по охране окружающей среды и экологической безопасности муниципальных образований Мурманской области;

 *мониторинг и охрана окружающей среды;

 *развитие особо охраняемых природных территорий;

 *восстановление потерь в окружающей природной среде;

 *научно-исследовательские работы;

 *экологическое воспитание и образование;

 *поисковые и оценочные работы на подземные воды;

 *прочие мероприятия;

 * природоохранные мероприятия, финансируемые за счет зачета встречных обязательств

Исполнители Программы и основных мероприятий

*администрации городов и районов области;

 *управления жилищно-коммунальных хозяйств муниципальных образований;

 *государственные и муниципальные унитарные предприятия;

 *научно-исследовательские институты и центры;

 *заповедники;

 *лесхозы;

 *комитеты и отделы образования, учрежденияобразования и культуры;

 *общественные экологические организации

Объемы и источники
 финансирования

всего затрат по Программе - 120 526 тыс. рублей;

 финансирование за счет областного бюджета
 В соответствии с действующим законодательством имущество, полученное и приобретенное за счет средств областного бюджета, подлежит внесению в реестр государственного имущества Мурманской области

Ожидаемые конечные результаты
 реализации Программы

сохранение и восстановление окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, оздоровление экологической обстановки на территории региона, сохранение здоровья населения

Система организации контроля за выполнением Программы

информация об использовании бюджетных средств ежеквартально представляется в департамент финансов Мурманской области, представление документов для внесения в реестр государственного имущества Мурманской области, полученного и приобретенного в рамках данной Программы, ежеквартальная и годовая отчетность в департамент имущественных отношений Мурманской области

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Проводимый анализ экологической ситуации в Мурманской области свидетельствует о том, что состояние окружающей среды продолжает оставаться напряженным.

В результате многолетней деятельности крупнейших предприятий горнодобывающей промышленности и цветной металлургии изменяются ландшафты, обостряется проблема сохранения растительного и животного мира и арктических экосистем.

К числу таких районов относятся Мончегорский, Печенгский, Оленегорский, Кировско-Апатитский промышленные районы.

Все это отрицательно сказывается на здоровье населения области, особенно детей.

Состояние атмосферного воздуха

На качество атмосферного воздуха главным образом влияют выбросы вредных веществ предприятий цветной металлургии: ОАО "Кольская ГМК" - комбинат "Североникель" (г. Мончегорск) и комбинат "Печенганикель" (п.г.т. Никель, г. Заполярный); филиал ОАО "СУАЛ" - "КАЗ-СУАЛ" (г. Кандалакша); горно-химической промышленности -ОАО "Апатит" (гг. Апатиты, Кировск); тепловые электростанции - г. Мурманск, Апатиты, военно-промышленного комплекса. Продолжают расти выбросы от автотранспорта, что приводит к увеличению концентрации диоксида азота и оксида углерода в атмосфере.

Состояние водных ресурсов

Основные водные объекты области по комплексной оценке качества воды относятся к умеренно загрязненным и загрязненным.

Ежегодно в поверхностные водные объекты городами, населенными пунктами и предприятиями Мурманской области (без учета КАЭС) сбрасывается около 460 млн. куб. м сточных вод в год, из них 63 млн. куб. м считаются нормативно чистыми, 22,3 млн. куб. м - нормативно очищенными, 275,4 - недостаточно очищенными. Без какой-либо очистки сбрасывается около 96,1 млн. куб. м в год.

Существенным фактором загрязнения является также гидрохимический сток с поверхности водосборных бассейнов, формирующихся под воздействием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Состояние земельных ресурсов

Для Мурманской области характерно интенсивное воздействие антропогенных факторов на состояние земель.

В почвах происходит интенсивное накопление специфических загрязняющих веществ, что приводит к глубоким изменениям состава почв, их физико-химических, агрохимических и биологических свойств.

Отходы производства и потребления

Основная масса промышленных отходов образуется на предприятиях горно-металлургического комплекса - комбинатах "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ковдорслюда", ЗАО "Ловозерский ГОК", филиал ОАО "СУАЛ - "КАЗ-СУАЛ".

Существующие свалки бытовых отходов в городах и поселках области, большей частью были организованы много лет назад, и зачастую, без учета санитарных и экологических правил. Согласно данным мониторинга, отдельные свалки оказывают негативное воздействие на окружающую среду, особенно в период снеготаяния, когда по некоторым ингредиентам может достигаться высокие и экстремально высокие уровни загрязнения поверхностных водных объектов.

Ввиду неудовлетворительного финансового обеспечения муниципальных образований необходимо централизованное выделение средств на проведение инженерно-изыскательских и проектных работ по 28 свалкам, расположенным на территории Мурманской области.

Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть и самой металлической ртути. В настоящий момент ртуть накапливается на специализированном предприятии и в подразделениях ГО и ЧС.

Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.

В Мурманской области отсутствует сеть приема на переработку отработанных нефтепродуктов. Значительная часть нефтепродуктов передаются на котельные, частично сжигаются на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдаются на регенерацию на НПЗ.

Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, загрязненных нефтепродуктами грунтов, промасленной ветоши и т.д.

Существенным препятствием для решения этой проблемы является необходимость использования большого количества горючего для полного термического обезвреживания твердых отходов и высокая цена установок. Некоторая часть твердых отходов с нефтепродуктами попадает на свалки бытовых и промышленных отходов и, в дальнейшем, в окружающую среду.

Особо охраняемые природные территории

В Мурманской области особо охраняемые природные территории занимают 1025,9 тыс. га, что составляет 7,1% от площади региона, в том числе: