Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2005 год

Приложение № 3
к прогнозу социально-экономического
развития Мурманской области
на 2005 год


Пояснительная записка к показателям развития
государственного сектора экономики Мурманской области на 2005 год


       Структурные изменения в государственном секторе экономики региона происходят в основном в связи с преобразованиями государственных областных унитарных предприятий и государственных областных учреждений, вызванными их ликвидацией, реорганизацией либо созданием.

В связи с вступлением в силу федеральных законов от 22.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в 2003 году были внесены соответствующие изменения в Закон Мурманской области от 09.11.2001 № 303-01-ЗМО "Об управлении государственной собственностью Мурманской области". Концепцией управления государственной собственностью Мурманской области, одобренной постановлением Правительства Мурманской области от 09.03.2004 № 64-ПП "О концепции управления государственной собственностью Мурманской области", сформулированы принципиальные подходы и показан механизм реформирования государственной собственности Мурманской области. Основными принципами, на которых базируется Концепция управления государственной собственностью Мурманской области, являются:

- соответствие состава государственного имущества Мурманской области государственным функциям региона, т.е. обеспечение деятельности, возложенной Конституцией РФ и федеральными законами исключительно на государство и местное самоуправление;

- владение, пользование и распоряжение государственной собственностью на плановой основе.

Для реализации Концепции необходимо решение наиболее важных задач:

- завершение приватизации государственного имущества Мурманской области, которое не будет использовано для решения государственных функций региона;

- повышение доходности имущества, которое останется в государственной собственности Мурманской области;

- поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение государственных функций Мурманской области;

- увеличение доходов от использования имущества, утратившего значение для выполнения государственных функций региона.

В 2004 году государственный сектор представлен 485 предприятиями и организациями (349 - федеральной собственности, 136 - областной), из них в управлении - 24.9%, народном образовании - 11.7%, здравоохранении, физкультуре и соцобеспечении - 11.3%, промышленности - 8.8%, сельском хозяйстве - 6%, транспорте - 3.9%, торговле и общественном питании - 4.9%.

В соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Мурманской области в 2004 году предусмотрена приватизация шести государственных областных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке, промышленности по добыче и обработке облицовочных материалов из природного камня, государственной торговле.

В 2005 году планируется приватизировать 11 предприятий, в том числе в отраслевом разрезе:

       коммунальное и бытовое водоснабжение - ГОУП "Кандалакшаводоканал", ГОУП "Оленегорскводоканал", ГОУП "Мурманскводоканал";

тепловые и электрические сети - ГОУЭП "Заполярная горэлектросеть", ГОУЭП "Ковдорская электросеть", ГОУЭП "Кандалакшская теплосеть", ГОУТП "ТЭКОС";

       шоссейное хозяйство - государственные областные унитарные дорожные строительные предприятия городов Кандалакша и Оленегорск;

проектные организации - Мурманское государственное областное унитарное проектно-сметное предприятие;

сельское хозяйство - ГОУП "Мурмансксельхозхимия".

Количество организаций государственного сектора в 2005 году незначительно сократится и составит 479 единиц.

Объем промышленной продукции (работ, услуг) в 2004 году возрастет на 1.9% по сравнению с прошлым годом и достигнет 10.7 млрд.рублей.

В 2005 году рост составит 1.8% к предыдущему периоду, выпуск продукции - 11.5 млрд.рублей.

Такая динамика в значительной степени обусловлена существенными объемами и темпами роста промышленного производства в электроэнергетике (Кольская АЭС), машиностроении и металлообработке (СРЗ "Нерпа").

Доля государственного сектора в 2005 году в объеме произведенной промышленной продукции сохранится практически на уровне 2004 года (12.9%).

Государственный сектор агропромышленного комплекса области представлен 6 сельскохозяйственными предприятиями (3 - федеральной собственности и 3 - областной).

В 2004 году предприятиями государственного сектора будет произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 230.1 млн.рублей. Индекс физического объема уменьшится на 35% к предыдущему периоду, что обусловлено реорганизацией ГФУСП "Пригородный".

В 2005 году объемы производства составят 252.9 млн.рублей, индекс физического объема - 100.2%. Удельный вес госсектора в общем выпуске продукции сельскохозяйственных организаций - 25.4%.

Улучшение общеэкономической ситуации в прогнозируемом периоде позволит сохранить положительную динамику роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в государственном секторе экономики.