ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2004 года N 64-ПП
О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 23.06.2016 N 307-ПП)
В соответствии с Законом Мурманской области от 09.11.2001 N 303-01-ЗМО "Об управлении государственной собственностью Мурманской области", статьей 70 Устава Мурманской области, во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 18.11.2002 N 394-ПП/12 "О Концепции управления государственной собственностью Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственной собственностью Мурманской области.
2. Органам исполнительной власти Мурманской области в срок до 01.07.2004 разработать и представить в комитет имущественных отношений Мурманской области мероприятия по реализации Концепции управления государственной собственностью Мурманской области.
3. Комитету имущественных отношений Мурманской области (Мельниченко) в срок до 01.09.2004 представить в Правительство Мурманской области для утверждения мероприятия по реализации Концепции управления государственной собственностью Мурманской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 23.06.2016 N 307-ПП)
Разработка Концепции управления государственной собственностью Мурманской области (далее по тексту - Концепция) вызвана необходимостью конкретизации задач по управлению государственной собственностью, сформулированных в "Основных положениях стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", и приведения основных принципов и механизмов управления государственной собственностью Мурманской области в соответствие с разработанной Министерством имущественных отношений Российской Федерации новой моделью реализации государственной политики в области имущественных и земельных отношений (далее по тексту - Новая модель). Основные положения этой модели отражены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 года N 1163-Р, и предусматривают:
- разработку основных принципов и механизмов формирования программы управления федеральным имуществом, ее увязку с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозным финансовым планом и федеральным бюджетом на очередной год;
- определение критериев оценки эффективности управления федеральным имуществом (активами);
- переход к управлению федеральным имуществом на основе 3-летних программ с детализацией показателей на очередной финансовый год и прогнозом на два последующих;
- совершенствование и разработку новых механизмов управления федеральной собственностью, включая привлечение профессиональных управляющих компаний, передачу государственного имущества в концессию;
- формирование механизма опубликования информации о приватизируемом имуществе и имуществе, которое может быть передано в аренду, доверительное управление или концессию, включая как объекты казны, так и имущество, находящееся в ведении государственных предприятий и учреждений (в том числе объекты, не завершенные строительством).
В Концепции сформулированы принципиальные подходы и показаны механизмы реформирования системы управления государственной собственностью Мурманской области. Вопросы управления объектами муниципальной, акционерной и частной собственности рассмотрены в той мере, в какой это необходимо для реализации системного подхода к управлению государственной собственностью в рамках действующего законодательства Российской Федерации и только в части, относящейся к компетенции органов государственной власти Мурманской области с позиций достижения максимальной эффективности управления указанными объектами.
Вопросы управления государственной собственностью в работе рассмотрены исходя из необходимости создания благоприятных условий для развития гражданского оборота недвижимости и формирования связанной с ним инфраструктуры, обеспечения эффективного функционирования отдельных регионов и страны в целом, регулирования органами власти имущественных отношений с учетом интересов субъектов всех форм собственности.
Управление государственной собственностью Мурманской области заключается, во-первых, в сознательной и целенаправленной реализации правомочий Мурманской области как собственника имущества и, во-вторых, осуществлении по поручению органов федеральной и муниципальной властей функций управления расположенными на территории области объектами федеральной и муниципальной собственности для реализации генеральной цели - обеспечения устойчивого эффективного функционирования базовых отраслей Мурманской области. Это позволит повысить качество жизни населения Мурманской области и существенно улучшить состояние окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.
Особое геополитическое, военно-стратегическое и природно-климатическое положение, наличие достаточных для промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов предопределило в структуре экономики Мурманской области преобладание объектов государственной собственности.
По состоянию на 01.10.2003 в реестре государственного имущества Мурманской области учтено:
1. Всего организаций - 178, в том числе,
46 государственных областных унитарных предприятий;
93 государственных областных учреждения;
16 хозяйственных обществ, имеющих в уставном капитале долю областной собственности или закрепленное за ними областное имущество;
23 федеральных учреждения, имеющих закрепленное за ними областное имущество.
2. Всего объектов недвижимого имущества - 10757, в том числе на балансе:
областных унитарных предприятий - 9933 объектов;
областных учреждений - 786 объектов;
федеральных учреждений - 25 объектов;
акционерных обществ - 13 объектов.
3. Балансовая стоимость основных средств - 11606 млн. руб.
4. Балансовая стоимость объектов недвижимого имущества (с учетом объектов незавершенного строительства) - 12480 млн. руб.
По состоянию на 01.10.2003 в реестре федерального имущества учтено:
1. Всего организаций - 462;
2. Всего объектов недвижимого имущества - 16195.
Доходы консолидированного бюджета Мурманской области от управления и распоряжения государственной собственностью по состоянию на 01.10.2003 составили 450401 тыс. руб., в том числе:
473 тыс. руб. - дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности;
302094 тыс. руб. - арендная плата за земли;
128907 тыс. руб. - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Мурманской области и муниципальной собственности;
18927 тыс. руб. - прочие доходы от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.
Постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране и области, недостаточно четкое разграничение функций федеральных, региональных и муниципальных органов власти по управлению соответствующими объектами собственности на территории области, а также необходимость вовлечения в процесс управления таких важнейших объектов государственной собственности, как земля и интеллектуальная собственность, обусловили необходимость совершенствования процессов управления государственной собственностью Мурманской области. В этой связи потребуется приведение нормативных правовых актов Мурманской области в сфере управления государственной собственностью в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и иными федеральными законами, а также принципами новой модели. Помимо этого предстоит оптимизировать систему контроля органами государственной власти Мурманской области соблюдения собственниками и иными лицами действующего законодательства в процессе использования имущества в различных его формах.
Для эффективного управления государственной собственностью органам власти Мурманской области потребуется разработать и реализовать комплекс законодательных, нормативных правовых, административных актов и экономических мер, объединенных единой политикой и направленных на ее сбалансированное функционирование в соответствии с интересами государства и области.
Для обоснования оптимальных решений по управлению государственной собственностью на территории области и, в частности, преобразованию ее структуры, возникнет необходимость проведения постоянного мониторинга рынка труда, выявления профессионально-квалификационной потребности в рабочей силе и дополнительных рабочих местах.
Сложность и многогранность проблем управления таким капиталоемким, экономически и социально значимым ресурсом, как государственное имущество, обусловливает необходимость рассматривать его как стратегический ресурс, эффективное управление которым может быть обеспечено только при использовании принципов и механизмов стратегического планирования и управления. Стратегический подход предполагает анализ и разработку областных программ управления государственной собственностью Мурманской области на долгосрочный период в прямой увязке с Основными положениями стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
На территории Мурманской области преобладают федеральные объекты управления - транспорт, в том числе ледокольный флот, пути сообщения, оборонное производство, граница, континентальный шельф и т.д. До настоящего времени еще не разграничены надлежащим образом полномочия по управлению федеральной собственностью между Правительством Российской Федерации и Правительством Мурманской области. Для надлежащего оформления названных правоотношений уже существует соответствующая законодательная база. Это Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ. В этом законе, вступающем в силу с 01.01.2005, устранена неопределенность содержания ст. 72 Конституции и перечислены конкретные полномочия, которые вправе и обязаны осуществлять органы власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 26.3). Этой же статьей предусмотрена возможность наделения отдельными указанными в п. 2 государственными полномочиями органов местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов. В законе конкретизированы не только полномочия субъекта Российской Федерации, но и виды имущества, необходимые для их осуществления (ст. 26.11).
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им реализацию части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам (ст. 26.5). Соглашения заключают в случае, если осуществление этих полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации. При этом обязательна передача необходимых материальных и финансовых ресурсов. Соглашения вступают в силу после их утверждения Правительством Российской Федерации.
Разграничение полномочий может быть установлено также и на основании договора между Российской Федерацией и ее субъектом, который утверждается федеральным законом. Такой договор заключают в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации. В договоре устанавливают перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производят иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяют порядок и условия осуществления этих полномочий, срок действия договора, основания и порядок досрочного расторжения.
Закон вступает в действие поэтапно, поэтому настоятельно необходимо определить подлежащее разграничению имущество и, с учетом особенностей экономики и географического положения Мурманской области, заключить соответствующее соглашение с федеральными органами исполнительной власти.
Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 г. обозначила проблемы развития области на основе реализации принципа федерализма с учетом федеральных и региональных интересов. Их надо решать не на основании договора о разграничении предметов ведения, которые могут быть изменены только Конституцией, а путем разграничения полномочий между федеральным центром и Мурманской областью. Для этого необходимо уточнить объекты управления и финансовую составляющую процессов управления, и на этой основе начать работу над корректировкой упомянутой Концепции социально-экономического развития области на базе новой модели.
Новая модель управления государственной собственностью, одобренная Правительством Российской Федерации, базируется на следующих двух основополагающих принципах:
Первый принцип - соответствие состава государственного имущества функциям государства:
- обеспечения деятельности, возложенной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на государство и местное самоуправление, в том числе роли общественного регулятора.
Второй принцип - владение, пользование и распоряжение государственной собственностью на плановой основе.
В этой связи на базе новой модели целесообразно предусматривать разработку и ежегодное утверждение Программы управления государственным имуществом Мурманской области, которая должна состоять из трех частей: планов приобретения, использования и выбытия имущества Мурманской области. Ежегодно утверждаемая Программа управления государственным имуществом Мурманской области должна быть дополнена прогнозами на ближайшие два года и согласована с действующим порядком бюджетного и инвестиционного планирования в стране.
Порядок планирования, использования и распоряжения государственным имуществом Мурманской области приведен в приложении N 1.
Для достижения генеральной цели Концепции необходимо предусмотреть решение следующих основных задач:
- завершение приватизации государственного имущества, которое не будет использовано для реализации государственных функций Мурманской области;
- существенное повышение доходности имущества, которое остается в собственности Мурманской области;
- завершение формирования системы управления государственным имуществом Мурманской области;
- поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение государственных функций Мурманской области;
- внедрение новой модели управления государственной собственностью Мурманской области, основанной на принципе строгого соответствия состава государственного имущества государственным функциям на уровне Мурманской области;
- увеличение доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения государственных функций и предусмотренного к приватизации.
Решение названных задач необходимо осуществлять с учетом специфики отдельных видов областной собственности: государственных областных унитарных предприятий и учреждений, акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности Мурманской области, земельных участков, находящихся в собственности Мурманской области.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 23.06.2016 N 307-ПП)
Структурные преобразования государственных областных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), путем реорганизации, приватизации либо ликвидации должны стать приоритетными. Сохранение действующих унитарных предприятий, основанных на собственности Мурманской области, допустимо лишь в случаях, когда цели и задачи их деятельности не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.