Действующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 23.06.2016)


2.6. Концессия государственного имущества


Одним из наиболее перспективных механизмов управления государственным имуществом на территории Мурманской области является концессия, объектами которой может быть государственное или муниципальное имущество, ограниченно оборотоспособное или изъятое из оборота (предприятия, природные ресурсы и виды деятельности монопольного характера, локального или естественного типа). В условиях ограниченных возможностей финансирования инвестиционных программ объектов государственной собственности Мурманской области из средств областного бюджета, концессия может стать одним из наиболее доступных и эффективных инструментов привлечения иностранного капитала в экономику области, не увеличивающего долговые обязательства и не снижающего кредитный рейтинг.

Внедрение концессионного механизма целесообразно проводить в два этапа: первый этап предполагает концессионирование имущественных объектов Мурманской области, соглашение по которым может быть реализовано без дотационных (теневых) платежей областного бюджета, что одновременно позволяет получить очевидный положительный бюджетный эффект и сформировать позитивное общественное мнение о данном механизме. Эти два фактора позволят перейти ко второму этапу, на котором при поддержке населения Мурманской области могут быть реализованы проекты социальной сферы, инвестиционные и операционные расходы на которые не могут быть полностью профинансированы за счет средств хозяйственной деятельности концессионера, и поэтому требующие дотационной поддержки областного бюджета.

Ключевым проектом первого этапа, например, может стать привлечение ресурсов на основе концессионного соглашения о возрождении эффективного функционирования Северного морского пути. Это позволит провести мероприятия по формированию на новом техническом и организационно-управленческом уровнях арктического флота и развитию береговой инфраструктуры для переориентации внешнеторговых грузов на отечественные морские порты и освоению топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и биологических ресурсов арктической зоны России. Проект будет включать блок соглашений по объектам федеральной и областной собственности.

Прежде всего, могут быть заключены соглашения на развитие и эксплуатацию уже существующих объектов. Наиболее перспективна концессия ледокольного флота, целью которой может быть преодоление дефицита финансирования и снижение себестоимости услуг. Другой блок соглашений может быть направлен на финансирование создания новых объектов производственной и социальной инфраструктуры. Концессия на строительство и эксплуатацию магистрального трубопровода углеводородов, консолидирующего транспорт сырой нефти с Варандея, Колгуева и Приобских месторождений, помимо доходов в федеральный бюджет и бюджет Мурманской области позволит получить значительный социально-экономический эффект для всего Северо-Западного Федерального округа.

Имеются большие возможности для концессии утилизации всех видов отходов, в том числе радиоактивных отходов, а также судов различного типа и назначения. Весьма перспективно для этого привлечение ресурсов международных организаций в рамках безвозмездного международного сотрудничества в Баренцевом и Евро-Арктическом регионе с целью последующего их участия в проектах Мурманской области в статусе концессионера. Большой интерес у зарубежных инвесторов вызывает концессия сырьевых ресурсов. Заключение соглашений такого плана во избежание злоупотреблений и возможной дискредитации этого инструмента управления государственной собственностью целесообразно только после завершения формирования в области организационно-экономического механизма концессионирования.

Учитывая многоплановость реализуемых задач, для координации концессионной деятельности целесообразно создать специализированный орган Мурманской области по выдаче концессий и осуществления контроля реализации соглашений.

Внедрение концессионной деятельности в хозяйственный оборот потребует внесения дополнений, конкретизирующих механизм концессий, в статью 13 Закона Мурманской области от 08.10.1998 N 112-01-ЗМО "Об инвестиционной деятельности и гарантиях ее осуществления в Мурманской области".