Недействующий

О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года

3.2. Кадровое обеспечение


Актуальность вопросов кадрового обеспечения связана с тем, что, во-первых, почти полностью прекратился приток молодых специалистов в Мурманскую область из других областей России, и, во-вторых, существенно уменьшились возможности местной молодежи в получении образования за пределами региона.

При этом система профессионального образования Мурманской области оказалась не готовой полностью взять на себя выполнение задач подготовки кадров для экономики области. Существует дефицит молодых кадров всех уровней на предприятиях горно-металлургической промышленности, в наукоемких производствах, учреждениях науки и образования. Актуален этот вопрос и для планируемого развития в Мурманской области объектов нефтегазового комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственного производства, энергетики и других отраслей.

В 2001 году в 26 учреждениях начального профессионального образования Мурманской области обучалось 10,5 тыс. человек по 60 профессиям и специальностям. При этом получение начального профессионального образования осуществляется как на базе основного общего образования (83,6%), так и на базе среднего (полного) общего образования (14,1%).

В 28 учреждениях среднего профессионального образования, обучалось около 13 тыс. человек, в том числе 9 негосударственных учреждений с контингентом около 1600 человек. В них осуществляется подготовка по 53 специальностям, при этом наиболее значимыми направлениями являются: "Экономика и управление" - 27%; "Образование" - 10,6%; "Транспорт" - 9,7%; "Здравоохранение" - 7,7%; "Гуманитарно-социальное" - 7,4%.

Существенное упрощение процедуры открытия негосударственных образовательных учреждений и проблемы получения высшего образования за пределами области в традиционных образовательных центрах России привели к тому, что в Мурманской области сейчас действуют 38 учреждений высшего профессионального образования. При этом сеть государственных высших профессиональных учебных заведений в 2001 году включает в себя 2 государственных вуза (МГТУ и МГПИ) и 22 филиала государственных вузов, в которых обучается 20893 человека. В 14 негосударственных образовательных учреждениях обучается 7900 человек.

За счет средств федерального бюджета в 2000 - 2001 учебном году обучалось 10800 человек, это составило 38% от общего числа студентов или 107 человек на 10 тысяч человек населения области, что существенно ниже нормы, предусмотренной Федеральным законом "Об образовании" (170 студентов на 10 тысяч населения).

Вместе с тем, такое расширение объемов подготовки в вузах не всегда оправданно и обоснованно. Большинство новых вузов не имеют естественно-научных и технических специальностей, а готовят специалистов в сфере юриспруденции, экономики, финансов и управления.

Проблема подготовки молодых специалистов усложняется неблагоприятным развитием демографической ситуации как в России в целом, так и в Мурманской области. Контингент выпускников учреждений общего образования, начиная с 2001 года, будет практически непрерывно уменьшаться и достигнет к 2015 году величины 6190 человек, что составит 42% от уровня 2001 года, причем, минимум выпуска из 9 класса будет наблюдаться уже в 2010 году (44% от уровня 2001 года), а из 11 класса - в 2012 году (40% от уровня 2001 года).

Контингент абитуриентов учреждений профессионального образования различного уровня уменьшится к 2012 году примерно до 41% от уровня 2001 года, что актуализирует вопрос об избыточности мест в системе профессионального образования Мурманской области и необходимости её реформирования.

Следует предположить, что перераспределение абитуриентов будет происходить в пользу средних специальных учебных заведений (ССУЗ) и высших учебных заведений (ВУЗ), поэтому от снижения контингента учащихся в первую очередь пострадают учреждения начального профессионального образования (УНПО), что ещё более обострит дефицит квалифицированных молодых рабочих для экономики области. Этому также будет способствовать процесс увеличения количества выпускников УНПО, которые поступят не на рынок труда, а продолжат обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В свою очередь, уменьшение конкурса при приеме в ССУЗЫ и ВУЗЫ, а в дальнейшем его полное отсутствие из-за уменьшения контингента абитуриентов, неизбежно приведет к снижению качества выпускаемых специалистов.

Кроме того, анализ номенклатуры направлений подготовки специалистов в системе профессионального образования Мурманской области свидетельствует о том, что традиционная кадровая пирамида, основу которой когда-то составляли специалисты инженерно-технического профиля, работники материального производства, постепенно поворачивается, в сфере профессионального образования, в сторону социально-экономических направлений, символизируя собой реальную опасность потери кадрового, а, следовательно, и социально-экономического равновесия в регионе.

Чтобы удержать указанное равновесие, требуется создание надежной и управляемой региональной системы профессионального образования (СПО). При этом в качестве главных организационно-структурных элементов региональной СПО целесообразно принять регионально-федеральные университетские комплексы (УК), которые могут быть созданы на основе интеграции интеллектуального, научно-технического, учебно-методического, материального и социально-культурного потенциала государственных учреждений науки и профессионального образования всех видов и уровней. Роль базовых центров при создании УК может быть возложена на Мурманский государственный технический университет (МГТУ), Мурманский государственный педагогический институт (МГПИ), Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФПГУ) и Кольский научный центр Российской Академии наук (КНЦ РАН).

Для решения этих задач предполагается на первом этапе (2002 - 2010 гг.):

· преобразовать МГПИ в Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ);

· преобразовать КФПГУ в классический Кольский (Арктический) государственный университет (КГУ);

· принять эффективные меры по поддержке МГТУ, МГПУ и КГУ на основе многоканального финансирования как базовых вузов Мурманской области;

· развернуть, при активном участии институтов КНЦ РАН, сеть филиалов МГТУ, МГПУ и КГУ в городах Мурманской области.

На втором этапе (2010 - 2015 гг.) приступить к формированию на базе МГТУ, МГПУ, КГУ, КНЦ РАН университетских научно-образовательных комплексов (УК), в число учредителей которых могут войти Министерство образования России, областная администрация, администрации городов и районов Мурманской области. Кроме того, в ближайшее время необходимо:

· существенно повысить роль и возможности Совета ректоров вузов Мурманской области в вопросах координации деятельности создаваемых УК;

· сформировать региональный банк данных по объемам, номенклатуре и уровню образовательных услуг, обеспеченных заказами различных уровней;

· сформировать региональный заказ кадров с указанием объема, уровня подготовки, номенклатуры специальностей и мест размещения заказа;

· разработать региональную целевую программу "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года" и приступить к её реализации.