_____________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 8 июля 2009 года № 297-ПП
______________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 № 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и во исполнение плана действий Правительства Мурманской области на 2002 год, утвержденного постановлением от 28.01.2002 № 23-ПП/1, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Одобрить региональную целевую программу "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Установить, что государственным заказчиком - координатором настоящей Программы является департамент строительства, архитектуры и жилищно - коммунальной реформы Мурманской области.
3. Установить, что непосредственными разработчиками и исполнителями настоящей Программы являются органы местного самоуправления, принимающие непосредственное участие в софинансировании за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и других источников.
4. Направить указанную Программу в Мурманскую областную Думу для утверждения.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - руководителя департамента строительства, архитектуры и жилищно - коммунальной реформы Мурманской области Миллера В.А.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
Региональная целевая программа
"Переселение граждан Мурманской области из ветхого
и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы"
г. Мурманск
2003 год
Наименование - региональная целевая программа"Переселение
программы граждан Мурманской области из ветхого и
аварийного жилищного фонда на 2003 -2010 годы"
Наименование, - постановление Правительства Мурманской области от
номер и дата 28.01.02 № 23-ПП/1;
принятия решения постановление Правительства Российской Федерации
о разработке от 22.01.02 № 33;
программы протокол заседания Комиссии пореализации Стратегии
экономического развития Мурманской области на
период до 2015 года от 21 декабря 2002 года
Государственный - департамент строительства, архитектуры и жилищно-
заказчик коммунальной реформы Мурманской области
программы
Основные - муниципальные образования Мурманской области,
разработчики управление по реформе жилищно-коммунального
программы комплекса департамента строительства, архитектуры и
жилищно-коммунальной реформы Мурманской области
Цели и задачи - Основными целями программы являются:
программы а) обеспечение жильем граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного проживания;
б) поэтапная ликвидация существующего в настоящее
время аварийного жилищного фонда.
Основными задачами программы являются:
а) подготовка условий и разработка механизма
переселения граждан из жилищного фонда, непригодного
для проживания;
б) реализация обязательств собственника по
восстановлению жилищного фонда;
г) оптимизация развития территорий, занятых в
настоящее время жилищным фондом,
непригодным для проживания
Сроки и этапы - 2003 - 2010 годы
реализации 1-й этап - 2003 - 2005 годы
программы 2-й этап - 2006 - 2010 годы
Перечень - а) формирование законодательной и нормативной
основных базы для предоставления жилья гражданам,
мероприятий установление очередности сноса жилищного фонда,
непригодного для проживания, и этапов переселения
граждан;
б) привлечение и аккумулирование бюджетных и
внебюджетных финансовых ресурсов для
реализации программы;
в) поэтапное переселение жильцов и снос жилищного
фонда, непригодного для проживания.
Исполнители - Правительство Мурманской области, программы
департамент строительства, архитектуры и
жилищно-коммунальной реформы Мурманской области,
органы местного самоуправления,
предприятия и организации,определяемые на
конкурсной основе
Объемы и - общий объем финансирования- 3,6 млрд.рублей, из них:
источники - 30 процентов средства федерального бюджета;
финансирования - 70 процентов консолидированных средств, включая
средства областного бюджета, бюджетов органов
самоуправления и внебюджетные источники
Ожидаемые - переселение до 2010 года из аварийного и ветхого
конечные жилищного фонда более 29 тысяч жителей Мурманской
результаты области;
- отработка механизма привлечения внебюджетных
ресурсов для решения сложных социальных проблем;
выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Система - государственный заказчик - координатор осуществляет
контроля за общее руководство реализацией программы, организует
исполнением формирование нормативной базы, управляет средствами,
программы выделяемыми из федерального и регионального
бюджетов;
- государственный заказчик - координатор - департамент
строительства, архитектуры и жилищно -
коммунальной реформы Мурманской области
ежеквартально запрашивает у муниципальных
образований отчеты о ходе реализации программы,
предоставляет отчеты в Госстрой Российской Федерации.
Обобщая отчеты по итогам года,вносит предложения в
Госстрой РФ по совершенствованию реализации программы
Региональная целевая программа "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" является частью региональной программы "Развития жилищно- коммунального комплекса Мурманской области на 2003 - 2010 годы" и федеральной программы "Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
По состоянию на 01 января 2003 года на территории Мурманской области более 29 тысяч человек, или 12,8 тысяч семей проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного безопасного проживания.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилфонда в области составляет свыше 508,3 тысяч кв. метров (не полностью учтен ветхий и аварийный ведомственный жилфонд), это около 2,8% всего жилищного фонда области.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех муниципальных образованиях. Однако там, где происходила ликвидация основной производственной деятельности или сокращались объемы производства, происходило переселение граждан, в результате имеется освободившийся жилищный фонд (это предприятия и организации министерства обороны, сельскохозяйственные предприятия, крупные промышленные предприятия, структурная перестройка электроэнергетических предприятий и др.). В этих муниципальных образованиях принимаются программы оптимизации основного жилищного фонда, когда граждане переселяются в пустующие квартиры, а освободившиеся дома выводятся под консервацию. Такая программа разработана в ЗАТО Островной, аналогичные мероприятия проводятся в пос. Туманный, ведется работа и на территории других муниципальных образований.
Значительная часть ветхого жилфонда расположена в населенных пунктах, где жилфонд имеет сроки строительства до 1950-х годов и ранее (Терский, Ловозерский, Кольский районы, Кандалакша с прилегающей территорией, город Кировск, с прилегающей территорией, Мурманск и др.), а также населенные пункты, где строительство велось с нарушением технологических параметров (Печенгский район).
Кроме того, прием жилищного фонда от ведомств также не сопровождается адекватными финансовыми ресурсами на реконструкцию и восстановление. Реальная оценка фактического технического состояния передаваемого жилфонда не сопровождается расчетами независимых экспертов.
В структуре ветхого и аварийного жилья преобладает ветхий жилищный фонд, из 508,3 тысяч кв. метров, сносу подлежат 409,7 тысячи кв. метров, реконструкции - 98,6 кв. метров.
Исходя из параметров ветхого и аварийного жилья, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из этого жилфонда (по действующим нормативам) и сноса жилья, в целом по области необходимо 3,6 млрд. рублей в ценах текущего года.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы до 2010 года с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных средств из разных источников, включая и средства населения. По мере улучшения социально-экономической ситуации предусматривается увеличение объемов финансирования на переселение граждан из жилфонда, не отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР), государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало своевременной и качественной эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания и аварийного состояния является обязанностью государства.
Основными целями программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилфонда, признанного таковым в 2002 году.
В программе решаются следующие задачи:
разработка правовых и методических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
формирование областной концепции по сносу и переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
привлечение федеральной поддержки к решению настоящей проблемы, включая и международные программы;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов (включая возможности крупных промышленных предприятий, местного бизнеса и населения);
взаимосвязь данной программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ветхого и аварийного жилья (Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 02.10.2002 № 125-ФЗ и др.).
Настоящая программа разработана на основании данных муниципальных образований и во взаимной связи с федеральной программой.
На уровне муниципальных образований предусматривается разработка и утверждение аналогичных программ. Эти программы должны предусматривать конкретный план действий органов местного самоуправления по консолидации всех финансовых ресурсов, включая и привлечение внебюджетных источников, а также организацию эффективного управления, направленными на финансирование программ бюджетными и внебюджетными источниками, организацию своевременного и качественного учета и отчетности за использование финансовых ресурсов.
Программа предусматривает период действия на 2003 - 2010 годы.
Мероприятия по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2003 - 2010 годов.
Реализация программы должна происходить поэтапно.
На первом этапе (2003 - 2005 годы) реализация программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. Одновременно необходимо создавать предпосылки и нормативную базу для крупномасштабного привлечения внебюджетных источников.
Первый комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году, в том числе:
включиться в федеральную программу "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
на основании федеральных нормативных актов, осуществить разработку региональных правовых и методологических нормативных актов, регулирующих взаимоотношения в области улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
провести техническую и экономическую инвентаризацию жилищного фонда всех форм собственности и ведомственной принадлежности;
с учетом инвентаризации уточнить параметры необходимых финансовых ресурсов, на полное финансирование данной программы;
установить очередность сноса аварийного жилищного фонда (по микрорайонам, районам, участкам, зданиям), а также очередность переселяемых граждан, с учетом наличия финансовых ресурсов;
привлечение и аккумулирование всех финансовых ресурсов, в том числе и целевых бюджетных фондах, для реализации программы;