Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2002 г.    N 448-ПП/14


О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2005 ГОДЫ"

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 19.03.2012 № 102-ПП
______________________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" и постановлением Правительства Мурманской области от 5 августа 2002 года N 285-ПП "О разработке региональных целевых программ" и в целях снижения рисков и смягчения последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Мурманской области, для повышения уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мурманской области на 2003 - 2005 годы".

2. Контроль за исполнением региональной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мурманской области на 2003 - 2005 годы" возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента законопроектной деятельности и местного самоуправления Мурманской области Гурьянова Г.Г.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН

Утверждена
                                   постановлением Правительства
                                   Мурманской области
                                   от 27.12.2002 № 448-ПП/14

                

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Мурманской области
на 2003-2005 годы"


г. Мурманск

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование      региональная   целевая   программа    "Снижение
Программы         рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных
                  ситуаций природного и техногенного характера  в
                  Мурманской области на 2003-2005 годы".

Основание    для  постановление Правительства Мурманской  области
разработки        от   05.08.02   г.  №  285-ПП   "О   разработке
                  региональных целевых программ".
                  постановление Правительства РФ от  29.09.99  г.
                  №1098    "О   федеральной   целевой   программе
                  "Снижение   рисков   и  смягчение   последствий
                  чрезвычайных     ситуаций     природного      и
                  техногенного  характера в Российской  Федерации
                  до 2005 года".

Государственный   Главное   управление   по   делам   гражданской
заказчик          обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  Мурманской
                  области.

Цели и основные   цель  -координация действий по снижению  рисков
задачи            и  смягчению  последствий аварий,  катастроф  и

                  стихийных  бедствий  на  территории  Мурманской
                  области  для повышения уровня защиты  населения
                  и    территорий   от   чрезвычайных    ситуаций
                  природного и техногенного характера.
                  Задачи:
                  -   разработка  и  реализация  системы  мер  по
                  снижению   рисков,  смягчению   последствий   и
                  защите  населения и территории от  чрезвычайных
                  ситуаций;
                     -  развитие  и  реализация  системы  мер  по
                  мониторингу   и  прогнозированию   чрезвычайных
                  ситуаций;
                  -     разработка  и реализация системы  мер  по
                  подготовке  населения и специалистов  областной
                  подсистемы  РСЧС  к  действиям  в  чрезвычайных
                  ситуациях.

Сроки реализации  2003-2005 годы.

Основные          Главное   управление   по   делам   гражданской
исполнители       обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  Мурманской
                  области  (Главное управление по делам ГО  и  ЧС
                  Мурманской области);
                  ОАО "Мурманское морское пароходство";
                  Федеральное      государственное      унитарное
                  предприятие "СевРАО" (ФГУП "СевРАО");
                  Отдел   ядерной  и  радиационной   безопасности
                  департамента       экономики      администрации
                  Мурманской области;
                  Федеральное      государственное      унитарное
                  предприятие    Мурманский    специализированный
                  комбинат   радиационной  безопасности   "Радон"
                  (ФГУП МСК РБ "Радон");
                  Комбинат  "Североникель" ОАО  "Кольская  Горно-
                  металлургическая Компания" (К-т  "Североникель"
                  ОАО "Кольская ГМК");
                  Государственное      унитарное      предприятие
                  "Оленегорскводоканал"(ГУП
                  "Оленегорскводоканал");
                  ОАО "Апатит";
                  ОАО  "Ковдорский горно-обогатительный комбинат"
                  (ОАО "Ковдорский ГОК");
                  Муниципальное   учреждение  "Дирекция   Единого
                  Заказчика  Кольского района" (МУ "ДЕЗ Кольского
                  района");
                  Комбинат  "Печенганикель" ОАО "Кольская  Горно-
                  металлургическая         Компания"         (К-т
                  "Печенганикель" ОАО "Кольская ГМК");
                  ОАО "Мурманскморстрой";
                  ОАО  по  газификации  и  эксплуатации  газового
                  хозяйства      Мурманской     области      (ОАО
                  "Мурманоблгаз");
                  Государственное       областное       унитарное
                  предприятие "Мурманводоканалстрой"
                  (ГОУП "Мурманводоканалстрой").

Источники         Общий  объем финансирования программы  за  счет
финансирования    всех  источников  финансирования  составляет  -
                  875987,0  тыс. руб. и  4,5 млн. норв.  крон,  в
                  том числе:
                  13200,0  тыс.  руб. - из областного  бюджета  в
                  рамках  реализации утвержденной  Правительством
                  Мурманской    области   региональной    целевой
                  программы   "Восстановление  и  охрана   водных
                  объектов Мурманской области на 2003 год";
                  372,0  тыс.  руб.  - из бюджетов  муниципальных
                  образо-ваний;
                  -384720,0  тыс. руб. - ОАО "Мурманское  морское
                  пароходство";
                  -100000,0 тыс.руб. - ФГУП "СевРАО";
                  -24303,0  тыс.руб.  -  К-т  "Североникель"  ОАО
                  "Кольская ГМК";
                  -500,0 тыс.руб. - ГУП "Оленегорскводоканал";

                  -6500,0 тыс.руб. - ОАО "Апатит";
                  -5000,0 тыс. руб. - ОАО "Ковдорский ГОК";
                    -329781,0 тыс. руб. - К-т "Печенганикель" ОАО
                  "Кольская ГМК";
                  -5706,0 тыс. руб. - ОАО "Мурманоблгаз";
                  -  5905,0  тыс.  руб.  -  Губернское  правление
                  провинции Финмарк;
                  4,5  млн.  норв.  крон  - Губернское  правление
                  провинции Финнмарк.

Ожидаемые конеч-   повышение  эффективности управления  на  всех
ные результаты    уровнях  территориальной  подсистемы   РСЧС   в
                  вопросах     предупреждения    и     ликвидации
                  чрезвычайных ситуаций;
                  снижение   рисков  возникновения   чрезвычайных
                  ситуаций   для   населения,   проживающего    в
                  районах,   подверженных   воздействию   опасных
                  факторов;
                  сокращение  затрат  на ликвидацию  чрезвычайных
                  ситуаций;
                  оздоровление            социально-экологической
                  обстановки на территории области.

Организация кон-  контроль    за   ходом   реализации   Программы
троля  за  ходом  осуществляет государственный заказчик.
реализации Прог-                  
раммы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

                                

В 1997 году администрация Мурманской области заключила с МЧС России соглашение о намерениях о выделении средств на реализацию федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Настоящая программа разработана в целях реализации вышеназванной федеральной целевой программы и во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 05.08.02 г. № 285-ПП "О разработке региональных целевых программ".

В Мурманской области расположено 139 потенциально опасных объектов, в том числе:

     

       - 8 радиационно опасных, представляющих наибольшую угрозу для населения и территории области. Помимо них еще имеются предприятия, занимающиеся добычей и переработкой минерального сырья, использующие в своей производственной деятельности радионуклидные источники и источники ионизирующего излучения.

За время эксплуатации радиационно опасных объектов выявилось множество проблем. Одной из них является проблема обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).

На предприятиях баз Северного Флота, судоремонтных заводах и на базах ФГУП "СевРАО" хранятся в береговых емкостях ранее накопленные (в течение более 20 лет) жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) общим объемом около 5000 м3.

Существующая система хранения ОЯТ, которое образовалось при перезарядке транспортных реакторов и утилизации АПЛ, представляет собой угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды Кольского полуострова.

Несмотря на проводимые на радиационно опасных объектах мероприятия, направленные на нормализацию экологической обстановки, существует целый ряд проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, требующих комплексного решения.

- 44 химически опасных объекта, использующих в своей производственной деятельности активные химически опасные вещества (АХОВ), общий запас которых составляет 622,5 тн, в том числе: хлора-515 тн, аммиака -107,5 тн. По территории области транспортируется до 3860 тн/год химически опасных веществ. Общая площадь химически опасного заражения может составить 700,4 м2 с населением до 200 тыс. человек. Только 80% химически опасных объектов оснащены сигнализаторами и 40% - быстродействующими системами опорожнения емкостей от АХОВ.

       -53 пожаро-взрывоопасных объекта, на которых степень износа основных производственных фондов составляет 50%, степень износа систем защиты - 25%, что может послужить причиной производственных аварий и катастроф, сопровождающихся взрывами и пожарами. Отсутствие финансовых средств или их недостаточность не позволяют производить обновление основных фондов нефтебаз, мазутохранилищ и котельных.

Большой износ коммуникаций на предприятиях жизнеобеспечения создает высокий риск возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций с материальными и социальными потерями.

        - 33 гидродинамически опасных объекта, в том числе 17 гидроэлектростанций, 8 хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, 8 водохозяйственных объектов, накопителей сточных вод и других жидких отходов, аварии на которых могут привести к катастрофическому затоплению местности и значительным материальным, экологическим и социальным потерям.

        Выбросы предприятий в окружающую среду продуктов своей деятельности приводят к экологическим проблемам. Наиболее характерным для области является загрязнение атмосферного воздуха и водных бассейнов отходами горно-обогатительных и металлургических производств.

Остро стоит проблема обеспечения населения области качественной питьевой водой, так как она напрямую связана с состоянием здоровья, социально-экономической обстановкой и качеством жизни людей. В результате неэффективной работы очистных сооружений, вследствие перегрузки по расходу сточных вод, морального состояния очистного оборудования и других факторов, практически весь объем воды, используемый на хозяйственно- питьевые нужды, забирается из поверхностных водных объектов, относящихся к категории от "умеренно-загрязненных" до "грязных".

       Вопросами снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимаются различные структуры надзорных и контрольных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, Координационный совет по промышленной и экологической безопасности, Координационный совет по взаимодействию в сфере ядерной и радиационной безопасности и др.

Для достижения эффективных результатов в решении существующего комплекса проблем необходимо скоординировать общие усилия, что целесообразнее всего сделать программными методами.          

            

II. Основные цели и задачи Программы.  


        Основной целью Программы является координация действий по значительному снижению природных и техногенных рисков и смягчению последствий стихийных бедствий и катастроф на территории Мурманской области в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды, а также создания необходимых условий для устойчивого развития области.

Для достижения этой цели Программа предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение ядерной и радиационной безопасности на радиационно опасных объектах области, реабилитация загрязненных радиоактивными веществами локальных территорий в местах хранения РАО и ОЯТ, совершенствование технической базы для проведения радиационного мониторинга окружающей среды;

- обеспечение химической безопасности на химически опасных объектах области;

- обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений;

- предотвращение загрязнений окружающей природной среды вредными выбросами предприятий;

- обеспечение безопасности водоснабжения населения области питьевой водой;

- совершенствование и развитие аварийно-спасательных сил области;

- развитие и реализация мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов территориальной подсистемы РСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

III. Сроки реализации программы.     


Программа - среднесрочная, рассчитана на период с 2003 по 2005 годы.

IV. Система программных мероприятий

    

 Программа состоит из следующих основных разделов:

- разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»