_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 19.03.2012 № 102-ПП
______________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" и постановлением Правительства Мурманской области от 5 августа 2002 года N 285-ПП "О разработке региональных целевых программ" и в целях снижения рисков и смягчения последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Мурманской области, для повышения уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мурманской области на 2003 - 2005 годы".
2. Контроль за исполнением региональной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мурманской области на 2003 - 2005 годы" возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента законопроектной деятельности и местного самоуправления Мурманской области Гурьянова Г.Г.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Мурманской области
на 2003-2005 годы"
г. Мурманск
Наименование региональная целевая программа "Снижение
Программы рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в
Мурманской области на 2003-2005 годы".
Основание для постановление Правительства Мурманской области
разработки от 05.08.02 г. № 285-ПП "О разработке
региональных целевых программ".
постановление Правительства РФ от 29.09.99 г.
№1098 "О федеральной целевой программе
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации
до 2005 года".
Государственный Главное управление по делам гражданской
заказчик обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской
области.
Цели и основные цель -координация действий по снижению рисков
задачи и смягчению последствий аварий, катастроф и
стихийных бедствий на территории Мурманской
области для повышения уровня защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Задачи:
- разработка и реализация системы мер по
снижению рисков, смягчению последствий и
защите населения и территории от чрезвычайных
ситуаций;
- развитие и реализация системы мер по
мониторингу и прогнозированию чрезвычайных
ситуаций;
- разработка и реализация системы мер по
подготовке населения и специалистов областной
подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Сроки реализации 2003-2005 годы.
Основные Главное управление по делам гражданской
исполнители обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской
области (Главное управление по делам ГО и ЧС
Мурманской области);
ОАО "Мурманское морское пароходство";
Федеральное государственное унитарное
предприятие "СевРАО" (ФГУП "СевРАО");
Отдел ядерной и радиационной безопасности
департамента экономики администрации
Мурманской области;
Федеральное государственное унитарное
предприятие Мурманский специализированный
комбинат радиационной безопасности "Радон"
(ФГУП МСК РБ "Радон");
Комбинат "Североникель" ОАО "Кольская Горно-
металлургическая Компания" (К-т "Североникель"
ОАО "Кольская ГМК");
Государственное унитарное предприятие
"Оленегорскводоканал"(ГУП
"Оленегорскводоканал");
ОАО "Апатит";
ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат"
(ОАО "Ковдорский ГОК");
Муниципальное учреждение "Дирекция Единого
Заказчика Кольского района" (МУ "ДЕЗ Кольского
района");
Комбинат "Печенганикель" ОАО "Кольская Горно-
металлургическая Компания" (К-т
"Печенганикель" ОАО "Кольская ГМК");
ОАО "Мурманскморстрой";
ОАО по газификации и эксплуатации газового
хозяйства Мурманской области (ОАО
"Мурманоблгаз");
Государственное областное унитарное
предприятие "Мурманводоканалстрой"
(ГОУП "Мурманводоканалстрой").
Источники Общий объем финансирования программы за счет
финансирования всех источников финансирования составляет -
875987,0 тыс. руб. и 4,5 млн. норв. крон, в
том числе:
13200,0 тыс. руб. - из областного бюджета в
рамках реализации утвержденной Правительством
Мурманской области региональной целевой
программы "Восстановление и охрана водных
объектов Мурманской области на 2003 год";
372,0 тыс. руб. - из бюджетов муниципальных
образо-ваний;
-384720,0 тыс. руб. - ОАО "Мурманское морское
пароходство";
-100000,0 тыс.руб. - ФГУП "СевРАО";
-24303,0 тыс.руб. - К-т "Североникель" ОАО
"Кольская ГМК";
-500,0 тыс.руб. - ГУП "Оленегорскводоканал";
-6500,0 тыс.руб. - ОАО "Апатит";
-5000,0 тыс. руб. - ОАО "Ковдорский ГОК";
-329781,0 тыс. руб. - К-т "Печенганикель" ОАО
"Кольская ГМК";
-5706,0 тыс. руб. - ОАО "Мурманоблгаз";
- 5905,0 тыс. руб. - Губернское правление
провинции Финмарк;
4,5 млн. норв. крон - Губернское правление
провинции Финнмарк.
Ожидаемые конеч- повышение эффективности управления на всех
ные результаты уровнях территориальной подсистемы РСЧС в
вопросах предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
снижение рисков возникновения чрезвычайных
ситуаций для населения, проживающего в
районах, подверженных воздействию опасных
факторов;
сокращение затрат на ликвидацию чрезвычайных
ситуаций;
оздоровление социально-экологической
обстановки на территории области.
Организация кон- контроль за ходом реализации Программы
троля за ходом осуществляет государственный заказчик.
реализации Прог-
раммы
В 1997 году администрация Мурманской области заключила с МЧС России соглашение о намерениях о выделении средств на реализацию федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
Настоящая программа разработана в целях реализации вышеназванной федеральной целевой программы и во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 05.08.02 г. № 285-ПП "О разработке региональных целевых программ".
В Мурманской области расположено 139 потенциально опасных объектов, в том числе:
- 8 радиационно опасных, представляющих наибольшую угрозу для населения и территории области. Помимо них еще имеются предприятия, занимающиеся добычей и переработкой минерального сырья, использующие в своей производственной деятельности радионуклидные источники и источники ионизирующего излучения.
За время эксплуатации радиационно опасных объектов выявилось множество проблем. Одной из них является проблема обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).
На предприятиях баз Северного Флота, судоремонтных заводах и на базах ФГУП "СевРАО" хранятся в береговых емкостях ранее накопленные (в течение более 20 лет) жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) общим объемом около 5000 м3.
Существующая система хранения ОЯТ, которое образовалось при перезарядке транспортных реакторов и утилизации АПЛ, представляет собой угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды Кольского полуострова.
Несмотря на проводимые на радиационно опасных объектах мероприятия, направленные на нормализацию экологической обстановки, существует целый ряд проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, требующих комплексного решения.
- 44 химически опасных объекта, использующих в своей производственной деятельности активные химически опасные вещества (АХОВ), общий запас которых составляет 622,5 тн, в том числе: хлора-515 тн, аммиака -107,5 тн. По территории области транспортируется до 3860 тн/год химически опасных веществ. Общая площадь химически опасного заражения может составить 700,4 м2 с населением до 200 тыс. человек. Только 80% химически опасных объектов оснащены сигнализаторами и 40% - быстродействующими системами опорожнения емкостей от АХОВ.
-53 пожаро-взрывоопасных объекта, на которых степень износа основных производственных фондов составляет 50%, степень износа систем защиты - 25%, что может послужить причиной производственных аварий и катастроф, сопровождающихся взрывами и пожарами. Отсутствие финансовых средств или их недостаточность не позволяют производить обновление основных фондов нефтебаз, мазутохранилищ и котельных.
Большой износ коммуникаций на предприятиях жизнеобеспечения создает высокий риск возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций с материальными и социальными потерями.
- 33 гидродинамически опасных объекта, в том числе 17 гидроэлектростанций, 8 хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, 8 водохозяйственных объектов, накопителей сточных вод и других жидких отходов, аварии на которых могут привести к катастрофическому затоплению местности и значительным материальным, экологическим и социальным потерям.
Выбросы предприятий в окружающую среду продуктов своей деятельности приводят к экологическим проблемам. Наиболее характерным для области является загрязнение атмосферного воздуха и водных бассейнов отходами горно-обогатительных и металлургических производств.
Остро стоит проблема обеспечения населения области качественной питьевой водой, так как она напрямую связана с состоянием здоровья, социально-экономической обстановкой и качеством жизни людей. В результате неэффективной работы очистных сооружений, вследствие перегрузки по расходу сточных вод, морального состояния очистного оборудования и других факторов, практически весь объем воды, используемый на хозяйственно- питьевые нужды, забирается из поверхностных водных объектов, относящихся к категории от "умеренно-загрязненных" до "грязных".
Вопросами снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимаются различные структуры надзорных и контрольных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, Координационный совет по промышленной и экологической безопасности, Координационный совет по взаимодействию в сфере ядерной и радиационной безопасности и др.
Для достижения эффективных результатов в решении существующего комплекса проблем необходимо скоординировать общие усилия, что целесообразнее всего сделать программными методами.
Основной целью Программы является координация действий по значительному снижению природных и техногенных рисков и смягчению последствий стихийных бедствий и катастроф на территории Мурманской области в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды, а также создания необходимых условий для устойчивого развития области.
Для достижения этой цели Программа предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение ядерной и радиационной безопасности на радиационно опасных объектах области, реабилитация загрязненных радиоактивными веществами локальных территорий в местах хранения РАО и ОЯТ, совершенствование технической базы для проведения радиационного мониторинга окружающей среды;
- обеспечение химической безопасности на химически опасных объектах области;
- обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений;
- предотвращение загрязнений окружающей природной среды вредными выбросами предприятий;
- обеспечение безопасности водоснабжения населения области питьевой водой;
- совершенствование и развитие аварийно-спасательных сил области;
- развитие и реализация мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов территориальной подсистемы РСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Программа - среднесрочная, рассчитана на период с 2003 по 2005 годы.
Программа состоит из следующих основных разделов:
- разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;