Наименование программы | Региональная целевая программа "Учебная и учебно-методическая литература для образовательных учреждений" |
Дата принятия решения о разработке программы | 29.03.01 |
Дата ее утверждения Государственный заказчик | Комитет по образованию администрации Мурманской области |
Цель программы | Создание эффективной региональной системы обеспечения учебной и учебно-методической литературой образовательных учреждений различных типов и видов Мурманской области |
Задачи программы | Формирование полноценного учебного фонда библиотек образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе учреждений начального профессионального образования по общеобразовательным дисциплинам. |
Сроки и этапы реализации программы | 2002-2005 годы |
Исполнители программы и основных мероприятий | Комитет по образованию администрации Мурманской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения |
Объемы и источники финансирования | Объемы финансирования программы согласовываются ежегодно, исходя из контингента учащихся, норматива замены, стоимости учебника. Финансирование осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов |
Региональная целевая программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", Бюджетного кодекса РФ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.07.97 N 1022-р, рекомендаций Министерства образования Российской Федерации.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Учебник сегодня является основным, а иногда и единственным средством обучения. Реализация образовательных программ различного уровня и направленности во многом зависит от того, как осуществляется обеспечение учителя и ученика литературой, соответствующей требованиям современных учебных программ.
Вместе с тем, анализ обеспечения образовательных учреждений Мурманской области учебной литературой показывает, что при острой потребности в учебниках и учебных пособиях, заказы образовательных учреждений, в том числе учреждений повышенного уровня, выполняются не в полном объеме. В результате сохраняется тенденция привлечения родительских средств, что в условиях сложной социальной обстановки приводит к тому, что часть детей не имеет учебника или занимается по устаревшим изданиям.
Ситуация по обеспечению учащихся учебной литературой улучшилась, но в основном за счет привлечения значительных средств областного бюджета. Учебные фонды библиотек укомплектованы учебной литературой, обеспечивающей реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта. Вместе с тем, во многих образовательных учреждениях, по прежнему, используются учебные издания, выпущенные еще в начале 90-х годов, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям современных учебных программ (по истории, географии, английскому языку и др.). Учебники и учебные пособия для учреждений повышенного уровня в библиотечном фонде отсутствуют или имеются в ограниченном количестве.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии:
- механизма нормативного пополнения учебного фонда библиотек,
- финансовых ресурсов для приобретения комплекта учебных изданий, соответствующего образовательной программе каждого образовательного учреждения.
Решение проблемы состоит в изменении механизма приобретения учебной и учебно - методической литературы за счет централизации бюджетных средств в объемах, необходимых для обновления 1\4 части учебного фонда ежегодно.
В программе учтены основные направления реформы образовательной системы в России, предложения работников образования различного уровня и родителей (законных представителей) обучающихся. Программа предусматривает создание централизованной системы обеспечения учреждений образования учебной, учебно-методической и другой необходимой литературой. Она носит социально ориентированный характер, так как позволит обеспечить учебной литературой всех обучающихся.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью программы является создание эффективной региональной системы обеспечения учебной и учебно-методической литературой образовательных учреждений различных типов и видов Мурманской области и обеспечение её стабильного функционирования.
В целом программа ориентирована на сохранение единого образовательного пространства, реализацию государственных образовательных стандартов и осуществление преемственности на всех уровнях и ступенях образования.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными задачами программы являются:
1. Формирование полноценного учебного фонда библиотек образовательных учреждений, в том числе учреждений начального профессионального образования по общеобразовательным дисциплинам.
2. Объединение и координация усилий органов местного самоуправления, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в решении вопросов обеспечения образовательных учреждений учебной книжной продукцией.
3. Обеспечение доступности необходимых в учебном процессе учебных изданий, в том числе по национально-региональному компоненту содержания образования для обучающихся образовательных учреждений различных типов и видов, независимо от их социального положения, а также местонахождения образовательного учреждения.
4. Предоставление педагогическим работникам возможности выбора учебной литературы и обеспечение их программами, учебно- методическими пособиями, осуществления информационно-методического сопровождения через:
- библиотеки образовательных учреждений;
- организацию семинаров с участием авторов новых учебных программ, учебников, учебно-методических комплексов.
Решение данных задач будет осуществляться в следующих направлениях:
1. Подготовка нормативных, инструктивно-методических документов, регламентирующих процесс обеспечения образовательных учреждений учебной литературой.
2. Создание региональной системы обеспечения образовательных учреждений различных типов и видов учебной и учебно-методической литературой.
3. Формирование регионального комплекта учебной и учебно- методической литературы.