Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2001 года N 122-ПП

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЧЕБНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА 2002-2005 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 20.12.2005 N 502-ПП}

{действие программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части приобретения учебной литературы в 2002 году на сумму 12666 тыс. рублей: Закон Мурманской области от 20.12.2001 N 316-01-ЗМО}

Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Учебная и учебно-методическая литература для образовательных учреждений на 2002-2005 годы".

2. Департаменту финансов Мурманской области предусматривать в проектах областного бюджета на 2002 и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию программы.

Губернатор Мурманской области

Ю.Евдокимов

Приложение к постановлению
Правительства Мурманской области
от 03.07.2001 N 122-ПП
{в редакции постановления
Правительства Мурманской области
от 20.12.2005 N 502-ПП}

Региональная целевая программа "Учебная и учебно-методическая литература для образовательных учреждений"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Региональная целевая программа "Учебная и учебно-методическая литература для образовательных учреждений"

Дата принятия решения о разработке программы

29.03.01

Дата ее утверждения Государственный заказчик

Комитет по образованию администрации Мурманской области

Цель программы

Создание эффективной региональной системы обеспечения учебной и учебно-методической литературой образовательных учреждений различных типов и видов Мурманской области

Задачи программы

Формирование полноценного учебного фонда библиотек образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе учреждений начального профессионального образования по общеобразовательным дисциплинам.
 Обеспечение доступности необходимых в учебном процессе учебных изданий, в том числе по национально-региональному компоненту содержания образования для обучающихся образовательных учреждений различных типов и видов, независимо от их социального положения, а также местонахождения образовательного учреждения

Сроки и этапы реализации программы

2002-2005 годы

Исполнители программы и основных мероприятий

Комитет по образованию администрации Мурманской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения

Объемы и источники финансирования

Объемы финансирования программы согласовываются ежегодно, исходя из контингента учащихся, норматива замены, стоимости учебника. Финансирование осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов

Региональная целевая программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", Бюджетного кодекса РФ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.07.97 N 1022-р, рекомендаций Министерства образования Российской Федерации.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Учебник сегодня является основным, а иногда и единственным средством обучения. Реализация образовательных программ различного уровня и направленности во многом зависит от того, как осуществляется обеспечение учителя и ученика литературой, соответствующей требованиям современных учебных программ.

Вместе с тем, анализ обеспечения образовательных учреждений Мурманской области учебной литературой показывает, что при острой потребности в учебниках и учебных пособиях, заказы образовательных учреждений, в том числе учреждений повышенного уровня, выполняются не в полном объеме. В результате сохраняется тенденция привлечения родительских средств, что в условиях сложной социальной обстановки приводит к тому, что часть детей не имеет учебника или занимается по устаревшим изданиям.

Ситуация по обеспечению учащихся учебной литературой улучшилась, но в основном за счет привлечения значительных средств областного бюджета. Учебные фонды библиотек укомплектованы учебной литературой, обеспечивающей реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта. Вместе с тем, во многих образовательных учреждениях, по прежнему, используются учебные издания, выпущенные еще в начале 90-х годов, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям современных учебных программ (по истории, географии, английскому языку и др.). Учебники и учебные пособия для учреждений повышенного уровня в библиотечном фонде отсутствуют или имеются в ограниченном количестве.

Таким образом, проблема заключается в отсутствии:

- механизма нормативного пополнения учебного фонда библиотек,

- финансовых ресурсов для приобретения комплекта учебных изданий, соответствующего образовательной программе каждого образовательного учреждения.

Решение проблемы состоит в изменении механизма приобретения учебной и учебно - методической литературы за счет централизации бюджетных средств в объемах, необходимых для обновления 1\4 части учебного фонда ежегодно.

В программе учтены основные направления реформы образовательной системы в России, предложения работников образования различного уровня и родителей (законных представителей) обучающихся. Программа предусматривает создание централизованной системы обеспечения учреждений образования учебной, учебно-методической и другой необходимой литературой. Она носит социально ориентированный характер, так как позволит обеспечить учебной литературой всех обучающихся.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью программы является создание эффективной региональной системы обеспечения учебной и учебно-методической литературой образовательных учреждений различных типов и видов Мурманской области и обеспечение её стабильного функционирования.

В целом программа ориентирована на сохранение единого образовательного пространства, реализацию государственных образовательных стандартов и осуществление преемственности на всех уровнях и ступенях образования.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основными задачами программы являются:

1. Формирование полноценного учебного фонда библиотек образовательных учреждений, в том числе учреждений начального профессионального образования по общеобразовательным дисциплинам.

2. Объединение и координация усилий органов местного самоуправления, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в решении вопросов обеспечения образовательных учреждений учебной книжной продукцией.

3. Обеспечение доступности необходимых в учебном процессе учебных изданий, в том числе по национально-региональному компоненту содержания образования для обучающихся образовательных учреждений различных типов и видов, независимо от их социального положения, а также местонахождения образовательного учреждения.

4. Предоставление педагогическим работникам возможности выбора учебной литературы и обеспечение их программами, учебно- методическими пособиями, осуществления информационно-методического сопровождения через:

- библиотеки образовательных учреждений;

- организацию семинаров с участием авторов новых учебных программ, учебников, учебно-методических комплексов.

Решение данных задач будет осуществляться в следующих направлениях:

1. Подготовка нормативных, инструктивно-методических документов, регламентирующих процесс обеспечения образовательных учреждений учебной литературой.

2. Создание региональной системы обеспечения образовательных учреждений различных типов и видов учебной и учебно-методической литературой.

3. Формирование регионального комплекта учебной и учебно- методической литературы.

4. Обеспечение финансирования издания и поставки учебной литературы в образовательные учреждения области, в том числе и по национально-региональному компоненту содержания образования.

5. Реализация сводного регионального заказа на учебную литературу.

7. Проведение педагогического мониторинга и маркетинга учебной литературы.

6. Осуществление контроля за обеспечением учебной литературой учащихся Мурманской области.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходимы финансовые, материально- технические и трудовые ресурсы.

Финансовые и имущественные взаимоотношения участников региональной целевой программы регулируются договорами о совместной деятельности по реализации региональной целевой программы, являющимися неотъемлемой частью программы. {абзац добавлен - постановление Правительства Мурманской области от 20.12.2005 N 502-ПП}

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Основным источником финансирования программы являются областной и местные бюджеты. Предусматривается использование внебюджетных источников.

Общий объем финансирования ежегодно предусматривается в областном и местных бюджетах, исходя из контингента учащихся, норматива замены, стоимости учебника.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Оснащение материальными и техническими ресурсами комитета по образованию администрации Мурманской области, муниципальных органов управления образованием предполагается осуществить за счет бюджетных средств, выделяемых на систему образования.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Для выполнения мероприятий программы предполагается использовать административный персонал комитета по образованию администрации Мурманской области, муниципальных органов управления образованием, профессорско-преподавательский состав МОИПКРО, педагогических и библиотечных работников образовательных учреждений Мурманской области.

Обязательным условием является введение или сохранение в аппарате муниципальных органов управления образованием специалиста, ответственного за учебное книгообеспечение и функционирование библиотек образовательных учреждений.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Координацию и управление работой по реализации региональной целевой программы осуществляет комитет по образованию администрации Мурманской области. Работа по выполнению программы осуществляется в рамках существующей административной системы.

Отчет о выполнении мероприятий программы осуществляется ежегодно на всех уровнях до 31 января за истекший год.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное и добросовестное выполнение мероприятий программы, рациональное использование финансовых и материально-технических ресурсов.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Механизм реализации целевой региональной программы основан на создании единой системы обеспечения образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой. В целях снижения затрат предлагается заключение госконтракта с минимальной наценкой за услуги, осуществление централизованных поставок и распределения изданий по образовательным учреждениям, используя ресурсы поставщика, комитета по образованию, муниципальных органов управления образованием.

Для реализации Программы создаются:

1. Региональный экспертный учебно-методический совет

2. База данных, включающая информацию:

- о контингенте учащихся и преподавателей;

- о фондах библиотек образовательных учреждений;

- о наименованиях учебных изданий, используемых в образовательных учреждениях области;

- о ведущих издательствах России, специализирующихся на выпуске учебной литературы.

3. Специализированный выставочный центр в МОИПКРО.

ОЦЕHKA ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы позволит:

- своевременно и качественно обеспечивать обучающихся и педагогов современными учебными изданиями;

- обновлять ежегодно в среднем на 25% учебные фонды школьных библиотек, что позволит через 4 года иметь в образовательных учреждениях Мурманской области полноценный библиотечный фонд;

- сократить примерно в 2-3 раза затраты на приобретение учебных издании:

- исключить использование в учебном процессе учебников и учебных пособии, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;

- расширить спектр информационно методических услуг, предлагаемых педагогам и обучающимся;

- создать условия для самообразования учителя, как одной из наиболее эффективных форм профессионального совершенствования.

Председатель комитета по образованию

В.Ф.Костюкевич

Приложение

Расчет необходимых расходов на обновление учебных фондов библиотек образовательных учреждений на 2002\2003 учебный год При определении суммы затрат на обеспечение учащихся учебной литературой определено:

1. Комплект на одного обучаемого состоит (в среднем) из 16 учебников и пособий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»