ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.02.99 г.Мурманск N 76-ПГ
О Программе действий
Губернатора Мурманской области
Проанализировав деятельность администрации области по выполнению Программы действий Главы администрации Мурманской области на 1997-2000 годы, утвержденной постановлением от 28.02.97 N 111, сложившуюся социально-экономическую ситуацию в области и в целях обеспечения выполнения основных положений моей предвыборной программы п о с т а н о в л я ю:
1. Согласиться с предложенными изменениями и дополнениями в Программу действий Главы администрации Мурманской области.
2. Назвать Программу действий Главы администрации Мурманской области Программой действий Губернатора Мурманской области.
3. Утвердить Программу действий Губернатора Мурманской области в новой редакции.
4. Возложить на заместителей Губернатора области и руководителей органов исполнительной власти ответственность за реализацию Программы.
5. Постановление Главы администрации Мурманской области от 28.02.97 N 111 считать утратившим силу.
6. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
Губернатор
Мурманской области Ю.Евдокимов
Утверждена
Постановлением Губернатора
Мурманской области
от 25.02.99 N 76-ПГ
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Губернатора Мурманской области на 1997-2000 годы
Социально-экономическая ситуация в Мурманской области накануне выборов Главы администрации характеризовалась как стабильно ухудшающаяся.
В 1996 году Мурманская область впервые перешла в разряд убыточных регионов.
В том же году область пережила тяжелый бюджетный кризис областной бюджет был подвергнут секвестру на 35 процентов, для покрытия дефицита были привлечены в значительных размерах заемные средства.
Продолжалось снижение объемов промышленного производства и реализуемой продукции, стала нормой несвоевременная оплата труда на предприятиях. Как следствие - сократились поступления денежных средств в региональный и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды социального назначения.
Предельно обострились проблемы воспроизводства предприятий, особенно в горнопромышленном комплексе.
Область столкнулась с такими явлениями как безработица, невозможность учреждений здравоохранения оказывать населению медицинскую помощь, народного образования - обеспечить учащихся учебниками, пособиями и питанием, а энергетических и жилищно коммунальных служб - создать условия для нормального функционирования своего хозяйства.
Размеры заработной платы, пенсий, пособий, значительные задержки их выплаты не обеспечивают нормальной жизни людей в трудных условиях Заполярья.
Баллотируясь кандидатом на должность Главы администрации области, Ю.Евдокимов предложил предвыборную программу, включающую комплекс мер по постепенному выводу экономики области из кризиса и решению накопившихся социальных проблем.
Избрание Ю.Евдокимова Главой администрации говорит о том, что население области поддержало его предвыборную программу и дало право на ее реализацию.
В рамках Программы в 1997-1998 годах удалось реализовать ряд важных для региона вопросов:
- подписан Договор и ряд Соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области по важнейшим сферам социально-экономической деятельности;
- узаконены взаимоотношения с ведущими предприятиями области соглашениями о сотрудничестве и совместных действиях по обеспечению стабилизации экономического положения предприятий и территорий в целом;
- для преодоления кризиса платежей осуществлен ряд мер по погашению задолженности областному бюджету путем проведения зачетов ценными бумагами.
Несмотря на экономические сложности последних двух лет, удалось:
- избежать обвального высвобождения работающих;
- стабилизировать обстановку с выплатой государственных пенсий;
- переселить северян в районы с более благоприятными климатическими условиями (передано жителям области на распределение 872 квартиры);
- сохранить сеть социальной помощи малоимущим гражданам области.
В течение 2-х лет Губернатором области в порядке законодательной инициативы внесено в Мурманскую областную Думу 46 законопроектов по вопросам совершенствования экономических отношений, развития социальной сферы, местного самоуправления и другим вопросам, требующим законодательного регулирования.
Разразившийся в августе 1998 года финансово-экономический кризис в стране значительно ухудшил положение в экономике области и обострил социальные проблемы в регионе.
Основной задачей администрации области на краткосрочную перспективу является остановка финансового кризиса в области, ограничение его негативного влияния на экономику, стабилизация социально-экономической ситуации.
Деятельность Губернатора Мурманской области и всей системы исполнительной власти базируется на положениях предвыборной программы Ю.Евдокимова, стратегической целью которой является формирование механизма устойчивого развития Мурманской области как основы для стабильного повышения качества жизни населения в экономической, социальной, экологической и духовной сферах.
Эта цель достигается поэтапным решением следующих ключевых задач:
- обеспечение реальной экономической самостоятельности Мурманской области посредством разграничения полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией;
- преодоление спада в промышленности путем создания и внедрения механизмов управления экономикой, позволяющих снизить остроту неплатежей и их последствий, а также высвободить финансовые ресурсы для восстановления процессов воспроизводства сырьевой базы и мощностей действующих производств и создания новых предприятий;
- борьба с коррупцией чиновников, казнокрадством и взяточничеством;
- приостановка падения уровня жизни, создание условий для обеспечения жителям области гарантий по реализации социальных прав;
- сохранение и укрепление политической стабильности;
- содействие развитию духовной культуры во всех ее проявлениях;
- достижение экологической безопасности области;
- радикальное оздоровление криминогенной обстановки, укрепление общественного порядка.
Разработка и заключение Договора и Соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области.
Стимулирование инвестиционной активности в регионе.
Создание в области зон экономического развития (роста).
Координация деятельности организаций и учреждений, участвующих в управлении финансовыми ресурсами области, с целью повышения эффективности использования финансов и контроля за их потоками.
Создание системы мер по решению проблемы неплатежей (задействовать векселя крупных промышленных предприятий региона для решения проблемы бюджетных долгов).
Контроль за целевым использованием бюджетных средств и средств областных внебюджетных фондов.
Развитие межбюджетных отношений в рамках области, позволяющее обеспечить оптимальное распределение финансовых ресурсов между местными бюджетами.
Размещение заказов на закупку (товаров, работ и услуг) для государственных нужд на конкурсной основе.
Развитие малого и среднего бизнеса посредством создания благоприятствующего налогового режима, введение упрощенного механизма сбора налогов.
Приведение областной Программы приватизации в соответствие с принципами финансовой, экономической и социальной эффективности.
Пересмотр результатов приватизации расположенных на территории Мурманской области предприятий в тех случаях, когда это было произведено с нарушением норм действующего законодательства.
Принятие мер к повышению эффективности использования имущества областной собственности, находящегося в хозяйственном ведении областных государственных унитарных предприятий, оперативном управлении областных государственных учреждений, в ведении органов законодательной и исполнительной власти области.
Оптимизация внешнеэкономических связей области, используя возможности программ и инициатив Европейского Союза (ТАСИС, Интерьер, Северное измерение, а также программ развития ООН, БЕАР и других), уделяя особое внимание проектам, направленным на развитие приграничного сотрудничества, усиление действий по поддержке товаропроизводителей области с целью выпуска конкурентоспособной продукции; создание реальных предпосылок, благоприятствующих притоку иностранных инвестиций, включая разработку соответствующих льгот и гарантий, предоставление прав реально распоряжаться недрами (лицензирование, условия привлечения инвесторов и т. п.), на основе Договора о разграничении полномочий с РФ, положений о зонах экономического развития (роста) Мурманской области.
Осуществление селективной поддержки перспективных, социально значимых для области предприятий и депрессивных районов.
Сохранение научно-технического потенциала в области и создание конкурентоспособных производств как источника экономического роста.
Экологизация промышленного производства, в том числе за счет его развития на основе современных отечественных и зарубежных технологий по переработке техногенных отходов.
Совершенствование деятельности предприятий рыбной отрасли. Создание условий для сбалансированного развития добывающей и обрабатывающей базы предприятий, судоремонтных и других услуг, связанных с работой промыслового флота.
Внедрение эффективной государственной схемы регионального управления рыбным комплексом по принципу двойного подчинения.
Развитие на побережье Баренцева и Белого морей прибрежного промысла, а также добычи нетрадиционных гидробионтов (краб, морской гребешок, морские водоросли и другие).
Структурная перестройка промышленного производства, реализация конверсионных программ, позволяющих сохранить рабочие места и потенциал предприятий, в том числе оборонных.
Поддержка традиционных для области видов сельскохозяйственного производства.
Проведение реформ жилищно-коммунального хозяйства в городах и районах области с обеспечением мер социальной защиты населения.
Развитие транспортной инфраструктуры с целью более полного использования преимуществ географического положения и природно климатических условий Мурманской области.
Принятие мер, исключающих необоснованный рост затрат, цен и тарифов на продукцию естественных монополий.
Совершенствование ценовой политики в сфере агропромышленного комплекса.
Исходя из перечисленных основных направлений экономической политики, планируется осуществление следующих мероприятий:
1. Разработать Договор и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между Правительством Российской Федерации и администрацией Мурманской области, разработать и привести в действие механизм реализации их экономических аспектов (Мясников Ю.Н., комитет по экономике и инвестициям) - 1 квартал 1997 года.
2. Разработать и принять закон "О зонах экономического развития (роста) Мурманской области"- основы для создания на территории области зон экономического развития (роста) и положений о зонах (Лунцевич В.В., комитет по экономике) - 1998 1999 годы.
3. Разработать нормативные документы, позволяющие предприятиям погашать просроченную задолженность перед областным бюджетом ценными бумагами. Предложить органам местного самоуправления принять аналогичные решения (Никитаев С.А., департамент финансов) - 1999 год.
4. Разработать и начать реализацию программы по развитию инфраструктуры регионального фондового рынка с целью привлечения инвестиций в экономику Мурманской области (Силин В.В., региональная комиссия по фондовому рынку) - 2 полугодие 1999 года.
5. Заключить соглашения между администрацией Мурманской области и органами местного самоуправления по вопросам фондового рынка с целью финансирования Мурманского областного государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (Силин В.В., региональная комиссия по фондовому рынку) - 1 полугодие 1999 года.
6. Реализовать систему мероприятий по выявлению имущества профессиональных участников фондового рынка, эмитентов ценных бумаг, противоправными действиями которых нанесен ущерб инвесторам и физическим лицам на территории Мурманской области (Силин В.В., региональная комиссия по фондовому рынку), - 1999 год.
7. Сформировать систему информационной и экономической безопасности( инвестиций (Силин В.В., региональная комиссия по фондовому рынку) - 1999-2000 годы.
8. Ежегодная выработка бюджетной политики области, предусматривающей меры по снижению дефицита областного бюджета, сохранению и увеличению налогооблагаемой базы, разработку Соглашения между администрацией Мурманской области и Правительством Российской Федерации "Об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Мурманской области за счет средств федерального бюджета" (Никитаев С.А., департамент финансов) - 1997-1999 годы.
9. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса посредством упрощения системы налогообложения (разработка регионального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности") - Лунцевич В.В., комитет по экономике, комитет по промышленности - 1999-2000 годы.