АДМИНИСТРАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24.07.1996 г.Мурманск N 267
О региональной программе "Молодежь Мурмана"
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. N 87 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" и в целях социально - экономической поддержки молодежи в Мурманской области
П О С Т А Н О В Л Я Ю :
1.Региональную Программу "Молодежь Мурмана" утвердить. (Прилагается).
2.Финансовому Управлению (Артемьев А.А.), по предложению Комитета по делам молодежи области, при формировании бюджета Мурманской области на 1997 год предусмотреть средства:
- на реализацию Региональной программы "Молодежь Мурмана"
- для предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
3.Комитету по делам молодежи (Кальте В.Г.) совместно с Советом общественных молодежных и детских объединений при главе администрации подготовить проект Закона Мурманской области "О государственной под поддержке молодежных и детских общественных объединений".
4.Главам администраций городов, районов области:
- принять меры по укреплению органов и учреждений по делам молодежи.
- не допускать использования не по назначению помещений, зданий и сооружений, предназначенных для работы с детьми и молодежью.
- принять меры по развитию материальной базы для работы с детьми и подростками и молодежью по месту жительства.
5. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя главы администрации области Закондырина Е.В.
Глава администрации
Мурманской области Е.Комаров
1. ВВЕДЕHИЕ
Основание для разработки Программы.
Настоящая программа разработана во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.94 г. N 869 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 1994 г. и задачах на ближайшую перспективу", Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. "О федеральной программе "Молодежь России", Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года № 1297 "О федеральной программе "Молодежь России".
Характеристика проблемы.
По данным облстатуправления (январь 1994 года) молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляла 241765 человек. В настоящее время это 34% всего трудоспособного населения области. При этом:
- отсутствие информации о своих правах и возможностях отмечает 75% молодежи;
- первоочередному увольнению при сокращении pабочих мест на пpедпpиятиях и в организациях всех фоpм собственности, как пpавило, подлежат женщины и молодежь. Среди общего числа безработных - 37% молодежь;
- жильем молодежь обеспечена в 2 раза хуже, чем в среднем по стране. По статистическим данным сpеди молодежи 43% имеет комнату в кваpтиpе pодителей, 20% - госудаpственную кваpтиpу, 2% коопеpативную, 5% - комнату в коммунальной кваpтиpе, 6.5% - живут в общей комнате с pодителями, остальные - в общежитии;
- в системе ценностей у призывной молодежи патриотизм и гражданственность занимают последнее 14 место.
- всего лишь 14% детей в России пpактически здоpовы; 50% имеют отклонения в здоpовье, а 35%- хpонически больны (1992 год). В Мурманской области под диспансерным наблюдением (1993 г.) состоит 66,9 тысячи детей в возрасте от 0 - 14 лет;
- за чертой официального прожиточного минимума находилось 69% молодых семей (1991 г.);
- из общего числа расторгнувших брак в 1993 году молодые люди в возрасте до 30 лет составляли 36%. Из-за распада семей ежегодно более 6 тысяч детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей;
- не обеспечивается простое воспроизводство населения, смертность превышала рождаемость в 1994 г. на 3,6 тысячи человек;
Подходы к формированию программы. Характер, структура и механизмы реализации Программы формировались, исходя из следующего: программно-целевой подход наиболее эффективен при организации государственных мероприятий в области молодежной политики; структура Программы формировалась на основе статистических данных и результатах социологических исследований положения молодежи в России и Мурманской области, с учетом приоритетности проблем молодежи и общества в целом, а также с учетом осуществляемой и планируемой деятельности в этой сфере различных государственных и негосударственных субъектов;
Программа не является сводной. В нее не вошли мероприятия, проводимые в интересах молодежи и по содержанию относящиеся к области государственной молодежной политики, если они включены в программы соответствующего профиля (образования, занятости, здравоохранения и т.п.). Для включения в данную Программу избраны мероприятия, которые соответствуют одному из следующих условий: мероприятие имеет комплексный характер, оно осуществляется на стыке ведомственных задач и не может быть осуществлено только средствами координации усилий соответствующих министерств и ведомств; мероприятие оказывается в зоне, где нет нормативно определенных функций федеральных органов власти или ведомств и где в результате, нет обязанностей таких органов и ведомств;
Мероприятие может быть осуществлено эффективно только при взаимодействии государственных органов с молодежными и детскими объединениями, другими негосударственными структурами и формированиями.
Таким образом, увязка настоящей Программы со смежными программами основывается на разделении задач и взаимодополнении систем планируемых мероприятий. Мозаичный характер Программы отражает избранный подход на преодоление программного дублирования.
- Программа включает мероприятия, ограниченные во времени исполнения. Однако, предпочтение отдано мероприятиям, которые закладывают перспективные решения в области молодежной политики. Влияние таких мероприятий на положение молодежи будет нарастать и вполне проявится далеко за временными пределами, предусмотренными настоящей Программой;
- планируемые ассигнования из бюджета существенно меньше, чем необходимо на проведение включенных в Программу мероприятий. Исходная позиция состоит в том, что бюджетные средства должны выступить как стимул для разворачивания более масштабной деятельности, которая должна аккумулировать основные средства из местных и негосударственных источников финансирования;
- Программа исходит из того, что основные мероприятия молодежной политики должны осуществляться на местном и частично на региональном уровнях.
- реализация Программы предусматривает активное, а в некоторых случаях - приоритетное участие на всех стадиях этого процесса общественных и, в первую очередь, молодежных и детских объединений в качестве экспертов и соисполнителей.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1996-1998 г.г.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов на всех уровнях государственной власти и управления по формированию жизнеспособных поколений в интересах общественного развития. В этой связи предусматривается решение следующих задач:
обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере обpазования, занятости и предпринимательства, инноваций, междунаpодных обменов;
содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
внедpение постоянно действующей системы поддеpжки деятельности детских и молодежных оpганизаций и их пpогpамм.
3. ПОДПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ"
Формирование собственно государственной молодежной политики в настоящее время невозможно без сбора, оперативной обработки и анализа информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах молодежи.
В последнее время идет активный процесс создания региональных центров информации и документации для молодежи в целом ряде областей Российской Федерации (Новосибирской, Рязанской, Свердловской и др.). Это позволит отработать на практике и определить наиболее оптимальные варианты построения элементов Федеральной системы информационного обеспечения молодежи, структурирование баз данных и программное обеспечение, организационные мероприятия и техническое оснащение.
Программной основой разработки и реализации системы информационного обеспечения молодежи является Федеральная программа "Информатизация России".
В соответствии с указанной программой отрабатывается пpогpаммнотехнический блок и сетевое обеспечение как системы в целом, так и отдельных функциональных элементов.
Механизмы реализации. Механизм реализации данного направления Программы определяется структурой создаваемой системы центров информации и документации для молодежи.
Структура информационной системы спроектирована как трехуровневая в соответствии с разделением по зонам действия и объемам баз данных.
Первый уровень - Федеpальный центр информации и документации, который осуществляет сбор, хранение, анализ и обработку, передачу и прием информации от информационных центров второго уровня. Федеpальный центр состоит из следующих функциональных подразделений: главного центpа инфоpмации;
информационно-справочной службы;
службы оперативной обработки информации;
службы анализа и прогнозирования социальных процессов;
службы научно-технического обеспечения системы;
издательской службы.
Федеpальный центр является центральным звеном системы центров информации и документации для молодежи и, кроме указанного, обеспечивает:
информационно-консультационные услуги с помощью информационно-справочных систем центров информации и документации; оперативное взаимодействие с другими органами управления, ведающими молодежными вопросами;
доступ к отечественным и зарубежным центрам информации и документации;
доступ молодежных и научных организаций к своим базам данных по проблемам молодежи.
Второй уровень - территориальные (краевые, областные) центры информации и документации для молодежи. Эти центры осуществляют сбор, хранение и обработку информации в пределах соответствующей административно-территориальной единицы; ведут прием и передачу информации в информационные центры третьего уровня; осуществляют непосредственно справочно-информационное обслуживание молодежи.
Третий уровень - городские и районные центры информации, информцентры высших и средних специальных учебных заведений, школ, предприятий и организаций. Основная задача информационных центров третьего уровня - работа с потребителями.
I этап.
- разработка нормативных документов по деятельности Федеpального центра информации и документации и технологии взаимодействия с центрами информации и документации второго уровня;
- разработка программного обеспечения, классификация баз данных и справочно-информационных систем;
- техническое оснащение Федеpального центра информации и документации; включение в базовую компьютерную сеть и отработка взаимодействия с экспериментальными центрами информации и документации для молодежи в регионах;
- создание базовых экспериментальных центров информации и документации в регионах;
- разработка и внедрение системы статотчетности по молодежной проблематике на федеральном и региональном уровнях;
- отработка системы сбора, пополнения и корректировки информации, взаимодействия с другими базами данных и информационными источниками;
- формирование баз данных Федеpального и региональных центров;
- обеспечение взаимодействия с государственными органами и заинтересованными организациями по обмену информацией.
II этап.
- организационное оформление и обучение специалистов и персонала региональных центров информации и документации; создание Федеральной системы центров информации второго уровня;
- техническое оснащение региональных центров, включение в базовую информационную компьютерную сеть, отработка взаимодействия между Федеpальным и региональными информационными центрами;
- отработка и внедрение системы сбора, анализа, приема и передачи информации, методик работы с пользователями и абонентами.
III этап.
- методическое и организационное содействие в создании и развертывании системы центров информации и документации третьего уровня;
- создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки специалистов центров информации II и III уровней;
- анализ и совершенствование функционирования системы в целом, информационных центров, методики работы с индивидуальными потребителями;
- объединение информационных центров I, II и III уровней;
- объединение с зарубежными информационными системами.
Финансово-экономическое обеспечение. На этапе запуска и реализации подпрограммы, до выхода системы информационного обеспечения на проектную мощность, финансирование обеспечивается следующим образом: -федеральный бюджет: затраты на разработку нормативных и методических документов, программного обеспечения, разработку и внедрение систем статотчетности, сбора и корректировки баз данных, техническое обеспечение и формирование базы данных Федеpального центра, подготовку и переподготовку специалистов и персонала системы центров информации и документации, материально-техническое оснащение центров информации, отработку механизмов взаимодействия и организационное оформление Федеральной системы информационного обеспечения молодежи, включение в международные информационные системы.