от 24 августа 1995 года № 313
Об утверждении региональной программы по охране территории Мурманской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 г.г.
(с изменениями от 12.05.1996 на основании постановления администрации Мурманской области № 151)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 11.03.2013 года на основании
постановления Губернатора Мурманской области от 11.03.2013 года № 37-ПГ
____________________________________________________________________
В целях обеспечения охраны территории Мурманской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ и во исполнение постановления № 624 от 05.06.94 г. "Об утверждении федеральной целевой программы по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу по охране территории Мурманской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 годы, представленную областным центром госсанэпиднадзора.
2. Комитету по экономике,анализу и прогнозированию и управлению финансов областной Администрации предусматривать в проектах областного бюджета объемы финансирования на случай ликвидации последствий при возникновении на территории области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.
3. Комитету по здравоохранению,АО "Фармация" обеспечить наличие необходимого ассортимента лекарственных и дезинфицирующих средств для лечения и профилактики особо опасных инфекционных заболеваний, выделение помещений для изоляции и обсервации больных ООИ и лиц, контактирующих с ними.
4. Управлению финансов администрации области ежегодно выделять областному центру госсанэпиднадзора средства из фонда непредвиденных расходов для приобретения недостающих приборов, оборудования, питательных сред и сывороток, используемых для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний.
5. Управлению финансов при поступлении на счет внебюджетного фонда администрации области сумм штрафов, наложенных областным центром госсанэпиднадзора за нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил , и представлении копии постановления о наложении административного взыскания за санитарное правонарушение 60% от полученных сумм отчислять Мурманскому областному центру госсанэпиднадзора для использования их на развитие и оснащение учреждений на расчетный счет 141029 ИНН 5191500339 в РКЦ г.Мурманска, МФО 44705001.
6. Установить льготы по оплате за связь, аренду помещений,электроэнергию, водо-,теплоснабжение по зданию бактериологической и санитарно-химической лабораторий областного центра госсанэпиднадзора по ул.Буркова,6 и ул.Коммуны,7, зданий зонального центра госсанэпиднадзора на транспорте по ул.К.Либкнехта,66; здания облветинспекции и областного фитосанитарного надзора.
7. Комитету сельского хозяйства и продовольствия администрации области решить вопросы штатной численности и организации работы ветспециалистов погранветслужбы, а таможенному комитету их размещения на КПП "Лотта" и "Борисоглебск".
8. Предоставить право на бесплатный проезд или выделять автотранспорт специалистам центров госсанэпиднадзора, ветеринарной и фитосанитарной служб при исполнении ими служебных обязанностей по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области ЗАКОНДЫРИНА Е.В.
Глава администрации Мурманской области
Е.КОМАРОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением главы Мурманской областной администрации
№ 313 от 24.08.95
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по санитарной охране территории Мурманской области от завоза и распространения инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1995-1997 гг.
1. Обоснование региональной программы
В силу климато-географических условий г. Мурманск является важнейшим транспортным узлом, обеспечивающим международные связи России морскими и воздушными путями, пунктом поступления из-за границы пищевого сырья. Приграничное положение Мурманска определяет угрозу завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений; токсичных веществ.
Суда Мурманского бассейна заходят в порты прибрежных стран практически всей Европы, Западного, Южного и Северного побережья Африки, Южной и Центральной Америки, США,Канады,Азии. Совершались единичные заходы в порты Австралии. Например, только в 1994 году в Мурманские торговый и рыбный порты прибыло из-за границы 1460 судов, в т.ч. 101 судно с 3269 членами экипажей из стран, неблагополучных в эпидотношении по особо опасным инфекциям.
Воздушным транспортом Мурманск связан с большинством стран СНГ, Северной Европы; налаживаются рейсы в Индию, Арабские Эмираты, Аргентину, Испанию, Намибию. Через аэропорт "Мурманск" в 1994 году совершено 1133 международных авиарейса.
По данным всемирной организации здравоохранения, начиная с 1990 года, в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных заболеваний. За 5 месяцев 1995 года в 72 государствах зарегистрировано 25 тысяч заболеваний холеры. На юге Украины с мая по июль 1995 года в Николаевской области возникла вспышка холеры с числом пострадавших 326 человек. На ряде территорий СНГ из источников водоснабжения и из окружающей среды выделен холерный вибрион. Ежегодно в мире регистрируется около 1200 случаев чумы и свыше 5 тысяч заболеваний желтой лихорадкой.
Существует опасность завоза в область инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Только в течении 1994 года от стран поставщиков: Бельгии, Испании, Швеции, Дании, США, Голландии, Финляндии, Великобритании, Исландии, Германии, Франции, Греции и др. (всего 50 фирм-поставщиков) в порт г. Мурманска поступило 413341 тонн грузов продукции различных наименований на 128 морских судах. Имели место поступления в область по импорту недоброкачественной консервной продукции около 7,3%, виноводочных изделий 18,2%, запрещалась реализация импортного продовольствия, в том числе поступившего по линии гуманитарной помощи.
Развитие в последние годы туристических связей с зарубежными странами, значительно возросший уровень международных пассажирских и грузовых перевозок обусловили поступление в область кондитерской продукции, чая, кофе, напитков, жевательных резинок, нередко крайне низкого качества с истекшими сроками реализации, содержащими неразрешенные в РФ пищевые добавки и опасные токсичные элементы.
Имеется опасность ввоза в область карантинных вредителей, болезней растений и сорняков с продукцией, поступающей из стран СНГ и подкарантинных зон Российской Федерации, т.к. не вся продукция предъявляется фитосанитарной инспекции.
В соответствии с Положением о пограничном режиме на территории Мурманской области действуют следующие пункты пропуска через государственную границу:
КПП "Борисоглебск" в Норвегию;
КПП "Лотта" в Финляндию;
КПП "Салла" в Финляндию;
КПП "Мурманск" с пунктами пропуска:
- в Мурманский морской торговый порт;
- в Мурманский морской рыбный порт;
- в Кандалакшский морской торговый порт;
- в аэропорт "Мурманск";
Пункты упрощенного пропуска для экспорта древесины: "Кундас", "Вартаниеми", "Онкамо".
Основной поток подконтрольных ветнадзору грузов идет через порт Мурманск, а также автомобильным транспортом через КПП "Лотта" и "Борисоглебск". За 1994 год через таможенный пункт "Лотта" было импортировано 260 партий продуктов животного происхождения общим весом 6656 тонн, через КПП "Борисоглебск" - 2400 тонн.
В прошлые годы подконтрольные ветнадзору грузы, проходящие через КПП "Лотта", "Борисоглебск", досматривались Мурманским погранветпунктом непосредственно в Мурманске. В 1994 году Департамент ветеринарии запретил ввоз подконтрольных ветнадзору грузов через КПП "Лотта", "Борисоглебск" в связи с тем, что на этих пропускных пунктах отсутствует пограничная ветеринарная служба и не осуществляется ветнадзор непосредственно при пересечении границы.
Все вышеперечисленное дает представление о сложившейся ситуации в области осуществления проблемы охраны территории Мурманской области от завоза и распространения инфекционных заболеваний людей, животных и растений.
Вместе с тем, госсанэпидслужба испытывает целый комплекс трудных проблем в деле выполнения мероприятий по санитарной охране территории. Это, прежде всего, вопросы, связанные с материально-финансовым обеспечением, развитием кадровой и информационной базы.
В аэропорту г. Мурманска, имеющего статус международного, не выделено помещение для размещения санитарно-карантинного пункта с необходимыми средствами связи и оборудованием. Имеются сложности с обеспечением имеющихся структур санитарно-карантинной службы транспортом, электронно-вычислительной техникой. Несмотря на увеличение объемов работы, связанной с необходимостью санитарно-карантинного досмотра воздушных судов,дополнительные штатные единицы для этих целей пока не выделены.Имеются сложности с обеспечением материально-технических затрат областного и зонального центров госсанэпиднадзора на транспорте, областной ветинспекции и областной службы фитосанитарного надзора, а также лабораторной базы этих учреждений по содержанию зданий и помещений, приобретения лабораторного оборудования, диагностических сред и сывороток.
На КПП "Лотта" и "Борисоглебск" не решены вопросы связи, питания, ночлега и доставки специалистов ветнадзора. Не решены вопросы утилизации пищевых отходов в портах и на контрольно-пропускных пунктах и т.д.
Требует совершенствования система координации связей и прохождения информации между санитарно-карантинной службой и другими структурами, осуществляющими контроль при прохождении людей и грузов через пограничные пункты.
Все это предопределяет необходимость создания и функционирования региональной программы по санитарной охране территории Мурманской области от завоза и распространения инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ.
2. Цель программы:
Обеспечение санитарной охраны территории Мурманской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, промышленных отходов и других потенциально-опасных грузов, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье населения, ухудшить санитарно-эпидемиологическую ветеринарную, фитосанитарную обстановку.
3. Задачи программы:
Совершенствование системы организации государственного санитарно карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в местах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
Создание межведомственной автоматизированной информационной системы с размещением компьютеров на всех пунктах пропуска через государственную границу;
Приборное и материально-техническое развитие санитарной, ветеринарной и фитосанитарной служб и, в первую очередь, санитарно-карантинных отделов и лабораторий.
Приложение
к Программе
План мероприятий, направленный на реализацию программы
"По охране территории Мурманской области от эавоза и распространения ООИ людей, животных и
растений, а также токсичных веществ на 1995-97гг.
+----------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ I ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----+--------------------------------------------------------------+---------------+---------¦
¦ ¦ I.Организационные мероприятия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I. ¦ Совершенствование госсанэпиднадзора ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.I. ¦ Разработать положение о взаимодействии и разработать общую ¦ МОЦ ГСЭН ¦ 1995 г.¦
¦ ¦ схему связи МОЦ ГСЭН, МЗ ГСЭН, с органами и управленческими ¦ МЗЦ ГСЭН, ¦ ¦
¦ ¦ структурами по области, водного и воздушного транспорта, ¦ вет.и фито. ¦ ¦
¦ ¦ ветеринарного и фитосанитарного надзора, таможенной и погра- ¦ саннадзор и ¦ ¦
¦ ¦ ничной службы по охране территории области от завоза и рас- ¦ др.службы ¦ ¦
¦ ¦ пространения ООИ и опасных грузов. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.2. ¦ Разработать и внедрить в эксплуатацию межведомственную авто- ¦ Все заинте- ¦ 1995 г.¦
¦ ¦ матизированную информационную систему с размещением компью- ¦ ресованные ¦ ¦
¦ ¦ теров в аэропортах, морских портах, других местах пропуска ¦ службы ¦ ¦
¦ ¦ через госграницу и в центрах госсанэпиднадзора и предусмот- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ реть модемную связь между госслужбами на границе для обмена ¦ ¦ ¦
¦ ¦ информацией о ввозимых грузах и прибывающими из-за рубежа ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лицами. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.3 ¦ Разработать табель оснащения приборами и техническими сред- ¦ Все заинте- ¦ 1995-96г¦
¦ ¦ вами и осуществить техническое перевооружение оперативных и ¦ ресованные ¦ ¦
¦ ¦ лабораторных подразделений организаций и учреждений государ- ¦ службы ¦ ¦
¦ ¦ ственных служб контроля. ¦ контроля ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.4. ¦ Разработать положение о взаимодействии лечебно-профилактичес-¦ МОЦ ГСЭН ¦ 1995-96г¦
¦ ¦ ких учреждений и пограничных служб по организации наблюдения ¦ МЗЦ ГСЭН ¦ ¦
¦ ¦ за лицами, прибывшими из эпидемически неблагополучных стран. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.5. ¦ Разработать регистр (перечень) потенциально-опасных химичес- ¦ Обл. служба ¦ 1995 г. ¦
¦ ¦ ких и биологических веществ, а также подкарантинных грузов, ¦ фитосанитар-¦ ¦
¦ ¦ проходящих фитосанитарный контроль. ¦ ного контроля ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.6. ¦ Областному и зональному центру госсанэпиднадзора, Областной ¦ Все заинтере¦ 1995 г. ¦
¦ ¦ ветинспекции и Областной службе фитосанитарного контроля обе-¦ сованные ¦ ¦
¦ ¦ спечить контроль за предприятиями всех форм собственности, ¦ службы ¦ ¦
¦ ¦ осуществляющими прямые торгово-экономические связи и бартер- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ные сделки с зарубежными странами СНГ, тем самым обеспечив ¦ ¦ ¦
¦ ¦ санитарную охрану территории через санитарно-карантинный кон-¦ ¦ ¦
¦ ¦ троль. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.7 ¦ Откорректировать комплексные планы противохолерных и противо-¦ МОЦГСЭН, ¦ 1995 г. ¦
¦ ¦ чумных, а также санитарно-ветеринарных и фитосанитарных меро-¦ МЗЦГСЭН ¦ ¦
¦ ¦ приятий с ежегодной их корректировкой и постоянным контролем.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.8 ¦ Разработать нормативно-техническую документацию, проектов за-¦ Комитет по ¦ 1995-96г¦
¦ ¦ конодательных документов, в т. ч. санитарных противоэпидеми- ¦ здравоохра- ¦ ¦
¦ ¦ ческих правил в соответствии с местными условиями. ¦ нению ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦I.9 ¦ Определить объем затрат по материально-техническому обеспече-¦МОЦГСЭН, Управ-¦ 1995-96г¦
¦ ¦ нию всех служб, учавствующих в реализации данной программы. ¦ление финансов-¦ ¦
¦ ¦ ¦Комитет по здра¦ ¦
¦ ¦ II. Противоэпидемические, санитарно-гигиенические ¦воохранению ¦ ¦
¦ ¦ фито- и ветеринарно-санитарные мероприятия. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1 ¦ Осуществлять наблюдение за приходом из-за границы транспорт- ¦МЦГСЭН, обл. ¦Постоянно¦
¦ ¦ ных средств с людьми и грузами. ¦центр ГСЭН ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2 ¦ Проводить лабораторные испытания по показателям безопасности ¦МОЦГСЭН, МЗЦГСЭН Постоянно
¦ ¦ с последующей выдачей гигиенического сертификата на импортные¦вет. и фитоинс-¦ ¦
¦ ¦ пищевые продукты, сырье, товары для населения. ¦пекции ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3 ¦ Направлять специалистов на учебу всех заинтересованных служб,¦Обл. центр ГСЭН¦По планам¦
¦ ¦ связанных с охраной территории для совершенствования методов,¦вет. и фитоинс-¦служб ¦
¦ ¦ в т. ч. экспресс-методов диагностики и индикации особо-опас- ¦пекции ¦ ¦
¦ ¦ ных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а ¦ ¦ ¦
¦ ¦ также токсичных и других потенциально опасных веществ, посту-¦ ¦ ¦
¦ ¦ пающих из-за рубежа. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4 ¦ Укомплектовать специализированные бригады в морских портах и ¦Администрации ¦ 1995-96 ¦
¦ ¦ аэропортах для ликвидации аварийных россыпей и разливов. ¦аэропорта и пор¦ ¦
¦ ¦ ¦тов. ¦ ¦
¦2.5 ¦ Выделить специальные места за территорией населенных мест для¦Главы Админист-¦ 1995-96г¦
¦ ¦ утилизации пищевых отходов, токсичных веществ, а также для ¦раций городов и¦ ¦
¦ ¦ дезинфекции транспорта. ¦районов аэропор¦ ¦
¦ ¦ ¦тов и портов ¦ ¦
¦2.6 ¦ Обеспечить предъявление до реализации для досмотра органами ¦Руководители ор¦Постоянно¦
¦ ¦ санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, посту-¦ганиз.,учрежде-¦ ¦
¦ ¦ пающие импортные и отечественные грузы, которые могут стать ¦ний, предприятий ¦
¦ ¦ источником завоза и распространения на территории области осо¦всех форм собст¦ ¦
¦ ¦ бо опасных заболеваний людей, животных и растений. ¦венности ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.7 ¦ Сертификаты соответствия на импортную и отечественную продукцию УСМ ¦Постоянно¦
¦ ¦ выдавать при наличии гигиенического сертификата, акта фитоса-¦ ¦ ¦
¦ ¦ нитарного контроля и ветеринарного свидетельства. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.8 ¦ Определить места для торговли пищевыми продуктами по согласо-¦Главы Администра Постоянно
¦ ¦ ванию с санитарной, ветеринарной и фитосанитарной службой. ¦ций городов и ¦ ¦
¦ ¦ ¦районов ¦ ¦
¦2.9 ¦ Выделить помещение для СКП в аэропорту г. Мурманска, укомплек¦Администрация ¦1995-96г ¦
¦ ¦ товать его необходимым оборудованием и телефонной связью. ¦аэропорта ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.10 ¦ Выделить средства для создания необходимых условий размещения¦Главы Администра 1995-96г¦
¦ ¦ специалистов, приборов и оборудования, транспортных средств ¦ций городов и ¦ ¦
¦ ¦ на СКП портов и аэропорта и пунктов пропуска через государст-¦районов ¦ ¦