Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы» (с изменениями на 9 сентября 2013 года) (утратило силу с 13 июня 2014 года)

II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Целью государственной политики в сфере профилактики правонарушений на территории Пермского края является повышение уровня безопасности граждан, укрепление законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики: исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, общественных объединений.

В связи с этим конкурентоспособность Пермского края будет определяться, в том числе, и высокой степенью общественной безопасности, эффективным функционированием системы профилактики правонарушений, способностью органов власти оперативно решать задачи правоохранительной направленности различной степени сложности, наличием стабильных условий для безопасного проживания населения и развития бизнеса.

Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации Программы на 2009-2012 годы.

В рамках реализации Программы на 2009-2012 годы осуществлен целый комплекс программных мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка в Пермском крае.

В целях сокращения уровня преступности в Пермском крае основные усилия были сконцентрированы на следующих направлениях:

внедрение комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы «Безопасный город», позволяющей осуществлять комплекс дополнительных мер по предупреждению и раскрытию правонарушений в общественных местах;

привлечение к деятельности по профилактике правонарушений частных охранных предприятий;

организация деятельности по разработке и внедрению технологий по ограничению влияния на криминогенную обстановку лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их реабилитации и адаптации;

организация дополнительной занятости для учащихся, находящихся группе риска, пребывающих в социально опасном положении;

обеспечение информированности граждан о способах и методах защиты жизни, здоровья и имущества от преступных посягательств и действиях при совершении против них правонарушений;

организация работы по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма.

За время реализации мероприятий Программы на 2009-2012 годы (по итогам 2012 года) удалось достичь снижения следующих показателей:

общее количество зарегистрированных преступлений с 97 646 до 64 259;

количество преступлений в пересчете на 10 000 населения - с 359,2 до 244,2;

число погибших в результате преступлений - с 1 279 человек до 960 человек;

количество лиц, ранее судимых, совершивших преступления, - с 10 369 человек до 10 086 человек;

количество несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, - с 3 486 человек до 1 846 человек.

Несмотря на меры, принимаемые для снижения уровня преступности на территории Пермского края, благополучным положение назвать нельзя.

Стоит отметить, что на фоне общего снижения уровня преступности удельный вес (доля) таких категорий граждан, как лица, ранее судимые, несовершеннолетние лица, а также лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения, не изменяется, а в некоторых случаях наблюдается рост значений данных показателей.

Так, доля несовершеннолетних лиц в общем количестве лиц, совершивших преступления с 2009 по 2012 год, снизилась незначительно, с 7,9 % до 6,9 %, доля ранее судимых лиц, совершивших преступления, выросла с 33,5 % в 2009 году до 37,9 % в 2012 году, удельный вес лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, вырос с 23,2 % в 2009 году до 26,3 % в 2012 году.

Кроме того, увеличилась доля преступлений, совершенных в общественных местах, к общему количеству совершенных преступлений. В 2009 году она составляла 11 %, а в 2012 году - 23,4 %.

Существует несколько причин, которые негативно влияют на состояние общественной безопасности на территории Пермского края.

Одной из главных объективных причин остается наличие на территории Пермского края 44 исправительных учреждений, в том числе 6 следственных изоляторов - учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний.

По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, за 2011 год освободились из мест лишения свободы 12 801 человек. После отбытия наказания основная часть ранее судимых граждан (около 80 %) остается в Пермском крае, при этом лишь незначительная их часть старается трудоустроиться.

Отчасти это связано с экономической ситуацией в стране и нежеланием работодателей принимать ранее судимых на работу. Существующий механизм квотирования рабочих мест не работает. Установленные Законом Пермской области от 5 ноября 2004 г. N 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» льготы не являются для работодателя привлекательными. В связи с этим необходимы новые пути решения вопроса о стимулировании работодателей к трудоустройству лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Одним из факторов, негативно влияющих на количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, является упразднение медицинских вытрезвителей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.