Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2013-2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 20.09.2013)

2.2. Основные проблемы развития сельского хозяйства Пермского края и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом


За период действия краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 года N 351-ПК, удалось добиться роста производства по основным видам сельскохозяйственной продукции за счет повышения интенсивности используемых технологий. Вместе с тем сохраняются проблемы, ограничивающие поступательное экономическое развитие агропромышленного комплекса Пермского края (далее - АПК).

Так, за 2008-2011 годы произошло сокращение посевных площадей и поголовья скота. Одно из ограничений в развитии АПК в условиях вступления России во всемирную торговую организацию (далее - ВТО) - недостаточное привлечение инвестиций в отрасль. Требуются значительные инвестиции в технологии и создание новых производств, окупаемость которых на сегодняшний день довольно длительная. При реализации нового инвестиционного проекта до 40% занимают инвестиции в подготовку и обустройство инвестиционной площадки и проведение сетей: дорог, электричества, газа, водоснабжения и утилизации отходов. Поэтому важной задачей является повышение инвестиционной привлекательности отрасли.

Также привлечению инвесторов в сельское хозяйство препятствуют проблемы приватизации и оформления сельскохозяйственных земель. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять ее перераспределение, что ведет к нерациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время можно отметить тенденцию к активному использованию земель в ущерб проведению мероприятий по восстановлению земель. В результате значительные площади уже выведены из хозяйственного оборота, идет деградация и снижение плодородия почв.

Остается незадействованным существенный потенциал роста эффективности сельскохозяйственного производства. Значительно более низкая, чем в других отраслях, производительность сельскохозяйственного производства определяла и невысокий уровень заработной платы в отрасли, которая в 2-2,5 раза меньше средней заработной платы в экономике. Уровень производительности труда и эффективности сельскохозяйственной отрасли пока не позволяет в полной мере конкурировать с другими отраслями экономики и мировыми лидерами аграрного производства.

Для дальнейшего успешного развития отрасли необходимо системное решение программно-целевым методом следующих проблем:

моральный и физический износ техники и оборудования ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, использование экстенсивных и устаревших технологий;

неразвитость инфраструктуры семеноводства и племенного животноводства;

низкая производительность труда в отрасли и, как результат, низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, дефицит собственных источников финансирования и невысокая заработная плата по сравнению с другими отраслями;

снижение почвенного плодородия;

технико-технологическое отставание отрасли сельского хозяйства от большинства стран - участников ВТО из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

низкий уровень глубокой промышленной переработки продукции в Пермском крае, что ограничивает возможность сбыта продукции от сельскохозяйственных товаропроизводителей;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

несовершенство системы подготовки кадров, дефицит специалистов, недостаточность эффективных менеджеров в отрасли;

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности.

Эффективное решение указанных проблем, в том числе с помощью государственной поддержки отрасли, во многом определит качественные преобразования в АПК.

Целесообразность использования программно-целевого метода в решении обозначенных задач обусловлена тем, что проблемы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия в Пермском крае:

носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия Правительства Российской Федерации и Правительства Пермского края;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных и внебюджетных расходов;

требуют совершенствования нормативной правовой базы, проведения единой аграрной политики, направленной на внедрение в отрасль наиболее прогрессивных производственных технологий и решение проблемы занятости и роста доходов сельского населения.

В качестве приоритетов развития отрасли, которые должны быть достигнуты программно-целевым методом, рассматриваются следующие направления:

привлечение инвесторов и эффективных собственников в сельское хозяйство, в первую очередь, к созданию новых высокотехнологичных инновационных производств;

повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК, увеличение инвестиций и внедрение современных технологий в АПК;

формирование эффективного рынка земель сельскохозяйственного назначения;

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий;

привлечение высококвалифицированных специалистов в сельское хозяйство, совершенствование системы подготовки кадров и организация взаимодействия агробизнеса и участников системы кадрового обеспечения;

создание рабочих мест на территориях с низкоэффективным аграрным производством за счет развития малых форм хозяйствования на селе с привлечением ресурсов органов местного самоуправления;

устойчивое развитие сельской инфраструктуры и сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

стимулирование развития организаций перерабатывающей и пищевой промышленности с целью освоения внутреннего рынка.