ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года N 522


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы»

  

  

Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы» (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Первый заместитель председателя
Законодательного Собрания
И.В.Папков


Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 15 ноября 2012 года N 522


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы»

 

Введение

Концепция долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы» (далее -Концепция) определяет комплекс целей и задач по обеспечению притока в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Пермского края (далее - учреждения здравоохранения) медицинских работников.

Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и требованиями Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы» (далее - Программа).



1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом     

Дальнейшее совершенствование государственной в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края.

Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений здравоохранения, однако в первую очередь определяется уровнем укомплектованности, профессиональной подготовки и квалификации специалистов.

В Пермском крае значительные средства выделяются на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, активно внедряются новые технологии, имеется позитивная динамика демографических показателей.

При этом серьезное негативное влияние на деятельность в сфере здравоохранения оказывают растущий дефицит медицинских работников и снижение укомплектованности ими учреждений здравоохранения. Это уже сейчас приводит к снижению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, особенно в сельской местности, а также невозможности выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.

Показатель обеспеченности врачами учреждений здравоохранения на 31.12.2011 года составил 36,2 на 10 тысяч населения при показателе по Российской Федерации - 44,1.

Штатная численность медицинских работников в учреждениях здравоохранения составляет: врачей - 15942,75 должностей, средних медицинских работников - 33747,25 должностей. Из них количество физических лиц, замещающих штатные должности врачей, составляет 9539 человек (укомплектованность составляет 90,16%; коэффициент совместительства - 1,51), замещающих штатные должности средних медицинских работников составляет 23462 человека (укомплектованность составляет 92,97%; коэффициент совместительства - 1,34).

Анализ укомплектованности врачами учреждений здравоохранения показал значительные различия в разрезе муниципальных образований Пермского края (приложение 1 к Концепции).

По основным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н, имеется дефицит медицинских работников (приложение 2 к Концепции).

В некоторых муниципальных образованиях Пермского края врачи по ряду специальностей отсутствуют. Высока вторичная занятость среди врачей, оказывающих экстренную медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (коэффициент совместительства врачей-трансфузиологов - 3,7; врачей скорой медицинской помощи - 2,08; врачей-токсикологов и врачей-анестезиологов-реаниматологов - 1,85).

Анализ кадрового состава учреждений здравоохранения по возрастному критерию свидетельствует о росте доли медицинских работников пенсионного возраста (таблица 1).

Таблица 1

 Распределение медицинских работников по возрастным группам (по состоянию на 31.12.2011)

Врачи

Средние медицинские работники

человек

% от числа в целом

человек

% от числа в целом

Численность медицинских работников старше 60 лет

1929

20,2

2843

12,1

Численность медицинских работников в возрасте 51-60 лет

1452

15,2

2134

9,1

          

Сохраняется отрицательный баланс динамики численности медицинских работников. Это связано в первую очередь с тем, что количество выбывших медицинских работников по причине прекращения трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения в связи с достижением пенсионного возраста не восполняется приходом молодых специалистов, в том числе выпускников медицинских учреждений высшего и среднего профессионального образования (таблицы 2, 3).

Таблица 2

    

 Динамика численности врачей

     

Год

Прибыло всего, человек

Выбыло всего, человек

2009

900

1179

2010

840

1062

2011

999

1166


     Таблица 3

    

 Динамика численности среднего медицинского персонала

     

Год

Прибыло всего, человек

Выбыло всего, человек

2009

2133

2793

2010

2219

2643

2011

2371

2830

        

Кроме того, низкая укомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими работниками обусловлена отсутствием жилья и невысокой заработной платой.

Так, не имеют жилья 86% медицинских работников, прибывающих в учреждения здравоохранения, 14% уже работающих.

Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы у медицинских работников в 2011 году составил 13940,2 рубля (74,3% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в экономике Пермского края). При этом низким остается уровень должностных окладов, что, в свою очередь, приводит к широкому распространению вторичной занятости среди медицинских работников (таблица 4).

Таблица 4  




 Динамика коэффициента совместительства медицинских работников

Год

Врачи

Средние медицинские работники

2009

1,48

1,32

2010

1,48

1,32

2011

1,48

1,35

          

Реализуемые в сфере здравоохранения Пермского края мероприятия позволили привлечь и закрепить в учреждениях здравоохранения медицинских работников, но кардинально решить кадровую проблему не удалось.

Для стабилизации и улучшения ситуации требуются дополнительные мероприятия по привлечению медицинских работников в Пермский край.

Таким образом, главными причинами низкого притока, текучести и нарастающего дефицита медицинских работников остаются:

жилищная проблема;

невысокая заработная плата;

отсутствие механизма распределения выпускников медицинских образовательных учреждений;

снижение престижа медицинской профессии.

В ближайшие годы потребность в медицинских работниках будет только нарастать из-за естественного старения населения и миграционных процессов.

Закрепление уже имеющихся медицинских работников и привлечение новых для обеспечения эффективной работы учреждений здравоохранения является важнейшей задачей для Пермского края на период 2013-2015 годов. Очевидно, что это невозможно без решения в том числе жилищной проблемы, профессиональной подготовки и переподготовки медицинских работников.

Для эффективного достижения намеченных целей требуется комплекс мероприятий с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и привлечение средств бюджета Пермского края и муниципальных бюджетов, что требует принятия долгосрочной целевой программы по привлечению и закреплению медицинских работников в учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы.

При отборе учреждений здравоохранения для участия в мероприятиях Программы следует использовать следующие критерии: необеспеченность учреждений здравоохранения при оказании населению медицинской помощи медицинскими работниками определенной специальности; неукомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими работниками, оказывающими экстренную медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неукомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими работниками по другим основным врачебным специальностям.

     

 2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края          

Разработанная Программа соответствует Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046, в части повышения эффективности системы здравоохранения Пермского края.

Программа будет направлена на решение проблемы недостаточной укомплектованности медицинскими работниками учреждений здравоохранения.



3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения


Возможными вариантами обеспечения притока в учреждения здравоохранения медицинских работников являются:

повышение заработной платы;

решение жилищной проблемы;

решение проблем профессиональной подготовки (переподготовки) медицинских работников.

Повышение уровня заработной платы решается за счет увеличения тарифов на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи.

Для решения жилищной проблемы и проблемы профессиональной подготовки (переподготовки) медицинских работников был выбран программно-целевой метод.

Обоснованием необходимости применения программно-целевого подхода послужила сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением в учреждениях здравоохранения. Основными преимуществами программно-целевого метода являются: реализация механизма государственной поддержки, наличие целевого источника финансирования, создание системы управления и координации работы с возможностью анализа результативности всей совокупности действий по решению данной проблемы. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для привлечения и закрепления медицинских работников в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения в условиях бюджетных ограничений.

Предполагается, что ой будут:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»