Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы"


1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом


Пермский край является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.

Отходы производства и потребления, в том числе медицинские и промышленные отходы, создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных пунктов и негативным влиянием на жизнь и здоровье человека.

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались  в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами,  с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Обращение с радиоактивными, медицинскими, биологическими  отходами осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:

Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении  с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 53 "О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.04.2003);

"СанПиН 2.1.7.573-96. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые  и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения  и удобрения. Санитарные правила и нормы";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие  Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы",  утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 33 "О введении в действие санитарных Правил СП 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)" (вместе с "СП 2.6.6.1168-02. 2.6.6. Радиоактивные отходы. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами  (СПОРО-2002)", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.10.2002);

"Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" и иные нормативные правовые акты.

К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п. Собственниками таких отходов являются юридические лица, которые обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

К отходам потребления относят:

полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации;

твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатура, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей: как отходы потребления  от домовладений (их называют твердыми бытовыми отходами, далее - ТБО), так и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

Ежегодный объем образования отходов потребления и приравненных  к ним отходов составляет около 1600 тыс. тонн.

1.1. Информация об объектах размещения отходов

По результатам инвентаризации объектов размещения отходов (далее - ОРО), проведенной в 2011 году Государственной инспекцией  по экологии и природопользованию Пермского края, на территории Пермского края расположено 697 ОРО, на которых накоплено более 17359 тыс. тонн ТБО  и мусора, из которых:

не имеют документов на землю 328 объектов (50%);

выведено из эксплуатации 47 объектов (7%).

Из общего объема отходов потребления, образующихся на территории Пермского края, ежегодно примерно 512 тыс. тонн (32%) размещается на ОРО, отвечающих санитарно-техническим требованиям (из них 89% приходится  на отходы, образующиеся на территории г. Перми), а остальные 1088 тыс.тонн (68%) размещаются на санкционированных или несанкционированных свалках. Размещение отходов на ОРО, не отвечающих нормативным требованиям, приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации, а также к значительным экономическим потерям: ежегодный ущерб, наносимый окружающей среде  при захоронении всех образующихся отходов потребления на территории Пермского края, оценивается в размере около 220 млн. рублей.

При извлечении вторичного сырья, а проведенные исследования показывают, что возможно отбирать 26,2% от поступающих в окружающую среду объемов ТБО, значительно сокращается экологический ущерб, наносимый природе.

1.2. Информация о переработке отходов потребления

Под "переработкой отходов потребления" в настоящей концепции  и согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" понимается деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами потребления  для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов (далее - вторичное сырье).

На территории Пермского края: