ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2012 года N 193


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы"


Законодательное Собрание Пермского края постановляет:


1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы" (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель председателя
Законодательного собрания
 И.В.Папков


Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермского края
от 17 мая 2012 года N 193



КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2013-2017 годы"


1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом


Пермский край является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.

Отходы производства и потребления, в том числе медицинские и промышленные отходы, создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных пунктов и негативным влиянием на жизнь и здоровье человека.

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались  в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами,  с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Обращение с радиоактивными, медицинскими, биологическими  отходами осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:

Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении  с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 53 "О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.04.2003);

"СанПиН 2.1.7.573-96. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые  и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения  и удобрения. Санитарные правила и нормы";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие  Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы",  утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 33 "О введении в действие санитарных Правил СП 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)" (вместе с "СП 2.6.6.1168-02. 2.6.6. Радиоактивные отходы. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами  (СПОРО-2002)", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.10.2002);

"Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" и иные нормативные правовые акты.

К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п. Собственниками таких отходов являются юридические лица, которые обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

К отходам потребления относят:

полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации;

твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатура, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей: как отходы потребления  от домовладений (их называют твердыми бытовыми отходами, далее - ТБО), так и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

Ежегодный объем образования отходов потребления и приравненных  к ним отходов составляет около 1600 тыс. тонн.

1.1. Информация об объектах размещения отходов

По результатам инвентаризации объектов размещения отходов (далее - ОРО), проведенной в 2011 году Государственной инспекцией  по экологии и природопользованию Пермского края, на территории Пермского края расположено 697 ОРО, на которых накоплено более 17359 тыс. тонн ТБО  и мусора, из которых:

не имеют документов на землю 328 объектов (50%);

выведено из эксплуатации 47 объектов (7%).

Из общего объема отходов потребления, образующихся на территории Пермского края, ежегодно примерно 512 тыс. тонн (32%) размещается на ОРО, отвечающих санитарно-техническим требованиям (из них 89% приходится  на отходы, образующиеся на территории г. Перми), а остальные 1088 тыс.тонн (68%) размещаются на санкционированных или несанкционированных свалках. Размещение отходов на ОРО, не отвечающих нормативным требованиям, приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации, а также к значительным экономическим потерям: ежегодный ущерб, наносимый окружающей среде  при захоронении всех образующихся отходов потребления на территории Пермского края, оценивается в размере около 220 млн. рублей.

При извлечении вторичного сырья, а проведенные исследования показывают, что возможно отбирать 26,2% от поступающих в окружающую среду объемов ТБО, значительно сокращается экологический ущерб, наносимый природе.

1.2. Информация о переработке отходов потребления

Под "переработкой отходов потребления" в настоящей концепции  и согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" понимается деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами потребления  для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов (далее - вторичное сырье).

На территории Пермского края:

имеются мощности по переработке бумаги, картона, черных и цветных металлов, резинотехнических изделий;

практически отсутствуют мощности по переработке полиэтилена,  ПЭТ-бутылки, текстиля, а также мощности по энергетической утилизации отходов (сжигание с целью получения энергии).

В Пермском крае из ежегодно образующихся ТБО можно выделить:

273,6 тыс.тонны макулатуры, при этом в Пермском крае может быть переработано около 150 тыс.тонн;

33,6 тыс.тонны металла, который может быть полностью переработан  в Пермском крае;

283,2 тыс.тонны стекла, производственные мощности по переработке которого отсутствуют не только в Пермском крае, но и в близлежащих регионах;

30 тыс.тонн автопокрышек, при этом в Пермском крае может быть переработано 25 тыс. тонн.

Анализ количества образующихся ТБО и мощностей предприятий  по переработке показывает, что при сортировке ТБО можно выделить около половины вторичных компонентов, которые входят в состав ТБО.

Общая стоимость вторичного сырья по сложившимся на 2011 год ценам может составить более 1 млрд.рублей в год.

Таким образом, мощности предприятий по переработке отходов потребления в крае недостаточно для минимизации отходов, поступающих  на ОРО.

Часть отходов, образующихся на территории Пермского края, передается на предприятия, расположенные в других субъектах Российской Федерации. Например, в Вологодскую и Кировскую области передается  на переработку лом черных металлов, в Республику Удмуртия - отходы полимерных материалов, в Республику Башкортостан - полимеры, отработанные аккумуляторы и масла, лом черных металлов, отходы бумаги  и картона, в Свердловскую область - отходы черных и цветных металлов  и полимеры.

Низкие темпы внедрения перерабатывающих мощностей, дефицит внутренних финансовых ресурсов в отрасли определяют низкое качество услуг по удалению и захоронению отходов потребления и несоблюдение нормативных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

1.3. Информация о специализированных организациях

В Пермском крае недостаточно постоянно работающих  на ОРО специализированных организаций, которые обеспечивали  бы захоронение ТБО в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

Из 697 ОРО только 78 (11%) эксплуатируются специализированными организациями, из них только 19 (24%) организаций имеют лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности. В ряде муниципальных образований эксплуатацией ОРО и сбором (вывозом) ТБО занимаются водоснабжающие или дорожные организации.

Как следствие, в большинстве муниципальных образований края  не предоставляется качественная услуга населению и не реализуются в полном объеме полномочия органов местного самоуправления. Кроме того, отсутствуют условия при эксплуатации ОРО, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды (почв, атмосферного воздуха, поверхностных  и подземных вод).

1.4. Информация об уровне экологической культуры

В 2011 году на территории Пермского края выявлено и ликвидировано соответственно 990 и 885 несанкционированных свалок. Образование стихийных свалок мусора в населенных пунктах, а также в местах отдыха и лесных массивах вне населенных пунктов свидетельствует о низком уровне экологической культуры населения Пермского края. Это связано с отсутствием действенного механизма привлечения к ответственности за состояние окружающей среды.

Кроме того, отсутствует заинтересованность жителей края  в рациональном обращении с отходами потребления.

Органы государственной власти и местного самоуправления  не используют в должной мере формы и способы привлечения жителей  и общественные организации к созданию комфортной среды проживания.

1.5. Информация о полномочиях в сфере обращения с отходами потребления

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления") и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" полномочиями по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, а полномочиями в части сбора и вывоза бытовых отходов - органы местного самоуправления поселений, совокупностью названных полномочий обладают органы местного самоуправления городских округов.

Прямых полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обращения с отходами потребления не предусмотрено.

Эти обстоятельства с учетом ограниченности бюджетов муниципальных образований ведут к систематическому недофинансированию данной сферы, к значительному физическому износу и моральному старению техники и технологий, применяемых для сбора, вывоза и переработки отходов потребления, ориентированности на решение локальных проблем.

1.6. Причины указанных выше проблем в сфере обращения с отходами потребления заключаются в основном в следующем:

отсутствие единых подходов, принципов, методик и т.п. по вопросу  организации процесса обращения с отходами потребления на территории края;

отсутствие комплексного подхода к созданию условий для всех этапов обращения с отходами потребления (сбор, вывоз, сортировка, переработка, захоронение);

отсутствие экономических стимулов для работы частного бизнеса  в сфере обращения с отходами потребления;

низкая инвестиционная привлекательность данной сферы, низкие темпы окупаемости инвестиций, вложенных в том числе в строительство ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям;

отсутствие информационной политики, направленной на повышение ответственности жителей края за состояние окружающей среды;

несовершенство нормативно-правовой базы в данной сфере.

В полной мере негативные последствия действующей системы обращения с отходами проявятся в ближайшие годы, когда при растущих объемах образования отходов и отсутствии эффективных технологий  их переработки и захоронения существенно возрастет нагрузка  на окружающую среду, что, в свою очередь, может привести к негативному влиянию на условия проживания и здоровье населения края.

1.7. Целесообразность решения проблем в сфере обращения с отходами потребления программно-целевым методом определяется следующими факторами:

наличие типовых социально-экономических задач, характерных для всех муниципальных образований Пермского края, решение которых прямо  или косвенно связано с эффективным развитием сферы обращения с отходами потребления (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранение окружающей среды и природных ресурсов и др.);

необходимость системного подхода к решению проблем и реализации отдельных направлений политики в сфере обращения с отходами потребления, потребность в комплексной реализации мероприятий по развитию сферы обращения с отходами потребления на территории Пермского края в целом;

необходимость проведения на территории Пермского края единой технической политики и нормативно-правового регулирования, направленных на внедрение в сфере обращения с отходами потребления наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий  и оборудования;

возможность привлечения средств внебюджетных источников, бюджета Пермского края и местных бюджетов, а также федерального бюджета  (в том числе в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р) для повышения инвестиционной привлекательности сферы обращения с отходами потребления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»