Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2012-2014 ГОДЫ" (с изменениями на: 30.12.2013)

Таблица 1

Среднегодовой оборот малых предприятий в расчете на 1 жителя <3>

     ________________

<3> Источник данных: ЦБСДГ www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#1, статистический сборник "Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010". Источник по 2011 году: исследование "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года" НИСИПП, оперативная информация с сайтов территориальных органов статистики и данные всероссийской переписи населения 2010 года.

млн. руб.

Регионы

2008

2009

2010

2011

Пермский край

69,4

40,8

39,9

47,8

Республика Башкортостан

77,4

42,7

56,6

49,4

Республика Татарстан

54,8

43,1

51,8

44,4

Нижегородская область

50,2

73,6

81,3

95,0

Самарская область

100,5

57,6

49,2

49,9

Свердловская область

76,0

56,6

47,3

47,0

Челябинская область

50,3

39,4

41,0

43,2

Приволжский федеральный округ

55,4

42,6

45,9

47,1

Уральский федеральный округ

60,7

52,9

50,2

51,0

Средняя по Российской Федерации

62,7

50,3

53,9

53,2


Поступления уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в консолидированный бюджет Пермского края составили в 2010 году почти 2,8 млрд. рублей, или 3,4% от объема всех налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты Пермского края, в том числе в бюджет Пермского края - более 1,8 млрд. рублей (3,3%), в бюджеты муниципальных образований Пермского края - около 1 млрд. рублей (3,6%).

Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется в Пермском крае на протяжении многих лет, с 1996 года эта поддержка оказывается на основе целевых программ.

В рамках краевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 года N 352-ПК (далее - Программа на 2008-2011 годы), были реализованы следующие направления государственной поддержки начинающих и действующих малых и средних предприятий:

развитие системы финансово-кредитной поддержки;

развитие инфраструктуры поддержки;

информационно-консультационная поддержка;

развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;

поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услуг на рынки, в том числе региональные и международные.

На сегодняшний день в регионе действуют 36 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, основной функцией которых является предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2012 года общий совокупный портфель муниципальных фондов составляет 142152,2 тыс. рублей, количество заемщиков - 1630 субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2011 году был открыт бизнес-инкубатор в городе Перми, завершается строительство бизнес-инкубаторов в городах Соликамске и Чусовом.

За время работы ОАО "Пермский гарантийный фонд", основной задачей которого является предоставление поручительств по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого и среднего предпринимательства, установлено сотрудничество более чем с 20 банками и выданы поручительства более чем по 351 кредитному договору, что обеспечило возможность получения кредитов субъектами малого и среднего предпринимательства в объеме 1164255 тыс. рублей.

С 2010 года начало функционировать региональное представительство Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра, деятельность которого направлена на информационно-консультационную поддержку, продвижение предприятий региона на европейский рынок и содействие малым и средним предприятиям России и стран ЕС, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества.

Создан специализированный информационный портал для малого и среднего бизнеса "Малый бизнес Пермского края" (www.g2b.perm.ru), что обеспечило доступность информации о возможностях развития бизнеса, мерах государственной поддержки бизнеса. Портал востребован предпринимателями, число его посетителей ежегодно насчитывает свыше 200000 человек.

К 2011 году заметно выросла доступность государственного заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Объем контрактов, заключенных государственными учреждениями с субъектами малого и среднего предпринимательства, вырос по сравнению с 2008 годом более чем в 4 раза, достигнув в 2010 году 941,5 млн. рублей. Объем контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства муниципальными учреждениями, достиг в 2010 году 1923471,9 тыс. рублей, что выше показателя 2009 года более чем на 50%.

Динамика прироста общего числа предприятий малого и среднего предпринимательства в Пермском крае достаточно высока, несмотря на значительный спад в результате кризиса. На каждую 1000 существующих малых предприятий в 2010 г. добавилось более 63 новых (количество зарегистрированных за вычетом ликвидированных) при среднем показателе по Российской Федерации, равном 47. Более высокие темпы роста показателя в регионе обеспечиваются преобладанием крупной промышленности и, как следствие, низкой базой по количеству малых и средних предприятий.

Таким образом, комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в различных отраслях, стимулирование самозанятости населения, мероприятия Программы на 2008-2011 годы позволили обеспечить положительную динамику по ряду показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Между тем сохраняется ряд проблем, сдерживающих его интенсивное развитие:

ощущается слабая заинтересованность и отсутствие мотивации к созданию и развитию своего бизнеса у населения края, особенно у молодых людей. Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике края остается незначительной;

сохраняется низкий уровень знаний, умений и навыков предпринимателей и их сотрудников, что обусловливает низкую динамику показателей финансово-экономической деятельности малого бизнеса;

затруднен доступ субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам, особенно в муниципальных районах с низким уровнем развития банковской инфраструктуры;