(с изменениями на 21 ноября 2013 года)
___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 6 декабря 2012 года N 582;
распоряжением Правительства Пермского края от 14 марта 2013 года N 72-рп;
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 15 августа 2013 года N 869;
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1051.
____________________________________________________________________
Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель председателя
Законодательного собрания
И.В.Папков
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 15 марта 2012 года N 125
(в редакции постановлением Законодательного
Собрания Пермского края
от 6 декабря 2012 года N 582)
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы»
Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае.
Основой для разработки Концепции явились:
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
Закон Пермского края от 26 февраля 2009 г. N 392-ПК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае».
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее - Программа).
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом
Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, в структуре экономики региона имеет важное значение для социально-экономического развития Пермского края.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, развиваясь, порождают здоровую конкуренцию, способствующую росту экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности.
За 3 года, с 2008 по 2010 год, в Пермском крае количество занятых в малом и среднем бизнесе выросло на 24 тыс. чел. и достигло 232 тыс. чел. в 2010 году. Прямую финансовую поддержку получили 1364 предпринимателя на общую сумму 240778,6 тыс. руб. Обучающие программы для предпринимателей охватили аудиторию свыше 1300 чел.
На сегодняшний день создана инфраструктура поддержки предпринимательства: сейчас в крае действуют 36 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, основными функциями которых являются сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также микрофинансирование. По состоянию на 01.07.2011 общий совокупный объем денежных средств муниципальных фондов составляет 191245,59 тыс. руб. В 2011 году был открыт бизнес-инкубатор в г. Перми, завершается строительство бизнес-инкубаторов в г. Соликамске и г. Чусовом, задачами которых являются создание новых рабочих мест и содействие появлению новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформирован гарантийный фонд, основной задачей которого является предоставление поручительств по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого и среднего предпринимательства, за время существования фонда были выданы поручительства более чем по 351 кредитному договору, что обеспечило возможность получения кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1164255 тыс. руб., за счет средств гарантийного фонда осуществляется выдача поручительств по кредитам более чем в 20 банках-партнерах.
С 2010 года начало функционировать региональное представительство Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра, деятельность которого направлена на содействие развитию делового сотрудничества Россия - Европейский Союз и продвижению региональных предприятий на европейский рынок. Создан специализированный информационный портал для малого и среднего бизнеса «Малый бизнес Пермского края» (,), что сделало более доступной информацию о возможностях развития бизнеса, мерах государственной поддержки бизнеса. Портал востребован предпринимателями, число посетителей портала ежегодно насчитывает свыше 200000 чел.
К 2011 году заметно выросла доступность госзаказа для субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, доля контрактов, заключенных государственными учреждениями с субъектами малого и среднего предпринимательства, выросла более чем в 4 раза к показателю 2008 года, и объем достиг 941545,8 тыс. руб. в 2010 году, объем контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства муниципальными учреждениями, достиг в 2010 году 1923471,9 тыс. руб., что выше показателя 2009 года более чем на 50%.
Развитие малого предпринимательства в Пермском крае также положительно влияет на налоговые поступления. Объем налогов (ЕНВД и УСН), поступивших от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет края, составил в 2010 году 3191293 тыс. руб., что превысило показатели 2007 года на 24%, превысив также пиковый уровень налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства 2008 года.
В Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы», утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 352-ПК (далее - Программа на 2008-2011 годы).
Показатели развития малого и среднего предпринимательства за период действия Программы на 2008-2011 годы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя по Программе на 2008-2011 годы | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Относительное значение показателей 2010 года к 2008 году, % | ||||||
план | факт | % выполнения плана | план | факт | % выполнения плана | План | факт* | % выполнения плана | ||
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, % | 9,6 | 12,6 | 131% | 10,6 | 11,4 | 108% | 11,6 | 11,9 | 128% | 94% |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, тыс. чел. | 132 | 209 | 158% | 137 | 225 | 164% | 141 | 232 | 165% | 111% |
Средняя заработная плата на малых и средних предприятиях, руб. | 8933 | 11793 | 132% | 9826,3 | 10812 | 110% | 10800 | 11569 | 107% | 98% |
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий региона,% | 14,1 | 21,9 | 155% | 14,7 | 24,3 | 165% | 15,3 | 25,1 | 164% | 115% |
____________________________________________________________________
* По прогнозным данным Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края
____________________________________________________________________
Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае демонстрируют устойчивую положительную динамику и превышают среднероссийский уровень (кроме показателя «количество субъектов малого и среднего предпринимательства»), что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | 2009 год | 2009 год (из расчета на 1000 жителей) | Относительное значение показателей, % | |||
Российская Федерация | Пермский край | Российская Федерация | Пермский край | Отклонение в абсолютной величине | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество малых и средних предприятий, ед. | 1620202 | 18476 | 11,42 | 6,82 | - 4,60 | 1,14% |
Количество индивидуальных предпринимателей, ед. | 2653000 | 85768 | 18,70 | 31,67 | + 12,98 | 3,23% |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, тыс. чел. | 10247 | 225 | 0,072 | 0,083 | + 0,011 | 2,20% |
Население, тыс. чел. | 141900 | 2708 | - | - | - | 1,91% |
Таким образом, к настоящему времени создан ряд условий для дальнейшего формирования малого и среднего предпринимательства как значимого элемента экономики региона.
Однако по ряду показателей Пермский край уступает отдельным субъектам Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Сравнительные данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя | 2009 год (из расчета на 1000 жителей), % к уровню показателей по Пермскому краю | ||||
Башкортостан | Татарстан | Нижегородская область | Самарская область | Саратовская область | |
Количество малых и средних предприятий | 114% | 171% | 143% | 214% | 129% |
Оборот | 96% | 108% | 129% | 157% | 61% |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях | 100% | 111% | 125% | 106% | 72% |
Показатели, указанные в таблице 3, являются ориентирами для Пермского края в развитии малого и среднего предпринимательства.
В целях развития предпринимательства и превышения показателей, указанных в таблице 3, необходимо решить ряд существующих проблем в сфере малого бизнеса, значительно влияющих на появление новых субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие действующих предприятий.
Так, большинство субъектов малого и среднего предпринимательства в своем становлении и развитии сталкивается зачастую с однотипными внутренними и внешними проблемами, сформировавшимися под влиянием складывающейся конъюнктуры внешней среды и изменяющихся рыночных условий. Их группировка приведена в таблице 4.
Таблица 4
Группа проблем | Негативный эффект |
Слабая заинтересованность населения в создании и развитии бизнеса | Низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства |
Низкий уровень знаний, умений и навыков предпринимателей и их сотрудников | Низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства |
Недостаточная производительность труда | |
Низкий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства | |
Низкая занятость | |
Недоступность кредитно-финансового ресурса | Низкий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства |
Отсутствие необходимой информации о рынке, потребителях и др. (информация о новых нишах) | Низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства |
Низкий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства | |
Низкая занятость | |
Неблагоприятный предпринимательский климат (высокие административные барьеры) | Снижение мотивации у населения в создании бизнеса |
Эффективное решение существующих проблем возможно:
при концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях, дающих наибольший мультипликативный эффект как в прямом, так и в косвенном выражении;
через объединение усилий, при согласованности действий как самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, Программа носит межотраслевой характер, обеспечивая координацию принимаемых решений и консолидацию всех имеющихся ресурсов. Такой подход позволит объединить в целостную систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта от их реализации.