ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года N 2787

     


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы»



Законодательное Собрание Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы» (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Законодательного Собрания
 Н.А.Девяткин



Приложение
к постановлению
 Законодательного Собрания  Пермского края
 от 25 августа 2011 года N 2787


Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы»

          

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы» (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и программных мероприятий на ближайшую и среднесрочную перспективу по развитию и рациональному использованию минерально-сырьевой базы региона.

Концепция разработана в соответствии Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года» и отвечает требованиям Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК «О стратегическом планировании социально- экономического развития Пермского края».

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2012-2020 годы» (далее - Программа), направленной на решение задач по сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающему максимизацию доходов от использования недр, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса. Основные термины и понятия, используемые в Концепции: минерально-сырьевая база - совокупность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых;

полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления в естественном состоянии или после переработки;

воспроизводство минерально-сырьевой базы - реализация государственных федеральных и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых;

геологическое изучение недр - получение информации о недрах, включающее в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, ведению государственного мониторинга геологической среды, поиски, оценку проявлений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом

        

Предлагаемая к разработке и реализации Программа является продолжением краевой целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермского края на 2007-2010 годы», утвержденной Законом Пермского края от 05.04.2007 N 24-ПК, и основывается на опыте ее реализации.

По предварительным оценкам реализации краевой целевой программы, к 2010 году удалось добиться следующих результатов.

При затратах из краевого бюджета на мероприятия по воспроизводству запасов полезных ископаемых в 2007-2010 годах в размере 230 млн.рублей в бюджет края за счет разведки и добычи минерального сырья от нефте- и горнодобывающих предприятий поступило налогов и платежей свыше 55 млрд.рублей, в том числе налога на добычу полезных ископаемых более 5,5 млрд.рублей.

Превышены плановые показатели Программы по приросту запасов нефти, общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ: гравийно-песчаная смесь, пески, строительные материалы и т.п.). Динамично развивалась добыча нефти, алмазов, общераспространенных полезных ископаемых. Объем добычи полезных ископаемых за 2007-2010 годы составил:

нефть - 48 млн.тонн (плановый показатель - 46 млн.тонн); калийно-магниевые соли - 134,4 млн.тонн (плановый показатель - 185 млн.тонн);

хромовые руды - 1033 тыс.тонн (плановый показатель - 1014 тыс.тонн); алмазы - 2297,6 млн.рублей (плановый показатель - 2472,4 млн.рублей); цементное сырье - 6442 тыс.тонн (плановый показатель - 6145 тыс.тонн); общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) - 24,2 млн.куб.м (плановый показатель - 21,4 млн.куб.м).

Невыполнение объемов добычи калийно-магниевых солей связано с затоплением БКРУ-1 ОАО «Уралкалий» на Верхнекамском месторождении и общемировым экономическим кризисом.

Объемы прироста запасов полезных ископаемых составили: нефть - 30,60 млн.тонн (плановый показатель - 9,374 млн.тонн); пресные подземные воды - 39,076 тыс.куб.м/сутки (плановый показатель - 46,0 тыс.куб.м/сутки);

ОПИ - 312,2 млн.куб.м (плановый показатель - 58,0 млн.куб.м). Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса

региона подтверждает целесообразность и необходимость продолжения работы в рамках Программы.

Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в воспроизводстве минеральных ресурсов, в создании благоприятного инвестиционного климата недропользования и обеспечения полезными ископаемыми отраслей народного хозяйства.

     
     2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края


Задачи, предлагаемые к решению в области развития и использования минерально-сырьевой базы в рамках реализации Программы, соответствуют основным направлениям социально-экономического развития Пермского края.

     
     3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения


Действующее законодательство Российской Федерации о недрах не предусматривает иных вариантов комплексного решения задач воспроизводства минерально-сырьевой базы, кроме программного метода. Статья 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» напрямую относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях разработку и реализацию территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы.     

4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы


Министерство природных ресурсов Пермского края является ответственным за своевременную и качественную разработку проекта Программы.

Министерство природных ресурсов Пермского края является ответственным исполнителем Программы и в рамках своей компетенции:

несет ответственность за достижение поставленных целей и решение задач путем реализации Программы, обеспечение достижения целевых показателей;

обеспечивает реализацию Программы в соответствии с перечнем программных мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, а также в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками Программы;

выявляет отклонение фактических результатов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений;

отчитывается перед Правительством Пермского края о реализации Программы после окончания срока ее реализации;

по истечении срока реализации Программы обеспечивает оформление и представление информации о реализации Программы за весь период в Законодательное Собрание Пермского края в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 6 Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».

Участниками Программы являются нефте- и горнодобывающие предприятия-недропользователи, геолого-разведочные и научно- исследовательские организации.


5. Основные цели и задачи Программы


Цель Программы - сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы Пермского края, обеспечивающее максимизацию доходов от использования недр, с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйственного комплекса для устойчивого социально-экономического развития региона.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач: научно-техническое и технологическое обеспечение развития минерально- сырьевой базы;

обеспечение потребностей экономики края в различных видах минерального сырья на принципах его комплексного и рационального использования;

оценка современного состояния и использования минерально-сырьевой базы Пермского края.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности


К 2020 году в результате реализации Программы ожидается: стабильное поступление налоговых платежей при недропользовании; увеличение поступления налога на добычу в краевой бюджет с 318 млн.рублей в 2012 году до 890 млн.рублей в 2020 году;

стабильное поступление в краевой бюджет платежей при пользовании недрами;

обеспечение максимально возможной поставки хозяйственному комплексу региона минерального сырья, добываемому на территории Пермского края, при этом добыча нефти увеличится на 23,8% к уровню 2010 года, калийно- магниевых солей - почти в 2,5 раза;

ежегодный прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в целом по краю порядка 50 млн.куб.м;

прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в соответствующих муниципальных районах и городских округах;

подготовка запасов пресных подземных вод для 20 муниципальных образований позволит обеспечить запасами пресных подземных вод питьевого качества около 346 тыс.чел.;

эффективность геолого-разведочных работ при поисках и оценке общераспространенных полезных ископаемых (соотношение стоимости вновь выявленных запасов к затратам на геолого-разведочные работы составит порядка 1 к 100).

Кроме того, в результате реализации Программы будет достигнуто повышение геологической изученности недр Пермского края, обеспечены прирост запасов полезных ископаемых и снижение рисков негативных процессов и явлений в геологической среде.

7. Период реализации и основные этапы реализации Программы


Программа рассчитана на период с 2012 года по 2020 год. Геологическое изучение, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых, ввод их в разработку и выход на проектную мощность занимают значительный период времени. Учитывая, что вышеперечисленные работы одновременно проводятся на различные виды минерального сырья, а степень их изученности находится на разных стадиях, Программа не имеет разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода ее действия.

Программа будет включать пообъектные годовые планы геологического изучения и развития минерально-сырьевой базы Пермского края не менее чем на трехлетний период. Корректировка пообъектных планов осуществляется по мере необходимости с учетом результатов геолого-разведочных работ, текущей и перспективной потребностей края в обеспечении минерально- сырьевыми ресурсами путем внесения изменений в постановление Правительства Пермского края об утверждении Программы.

Оценка результативности и эффективности реализации Программы будет осуществляться путем сопоставления степени фактического достижения результатов Программы по отношению к плановым результатам, а также с аналогичными показателями регионов-конкурентов.


8. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы


Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей, характеризующих развитие нефте- и горнодобывающего комплекса Пермского края.

Целевыми показателями Программы являются: налоговые поступления от добычи полезных ископаемых; объем добычи полезных ископаемых; объем прироста запасов полезных ископаемых; объем прироста ресурсов полезных ископаемых.

Перечень целевых показателей реализации Программы приведен в приложении 1.


9. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края


Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников: краевого бюджета, средств федерального бюджета, внебюджетных источников (инвестиций недропользователей).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» реализация программных мероприятий будет финансироваться в соответствии с полномочиями в сфере регулирования отношений недропользования.

За счет средств бюджета Пермского края будут финансироваться следующие программные мероприятия:

поиски и оценка общераспространенных полезных ископаемых; поиски и оценка пресных подземных вод;

научно-исследовательские работы с целью подготовки участков недр для лицензирования, обеспечения безопасности объектов недропользования и прилегающих градопромышленных агломераций;

информационное обеспечение недропользования.

Общая потребность финансового обеспечения Программы из данных источников на 2012-2020 годы составляет 405000,0 тыс.рублей.

За счет средств федерального бюджета будут финансироваться следующие программные мероприятия (приложение 2):

региональные геолого-геофизические работы на углеводородное сырье; геолого-съемочные и поисковые работы на основные виды твердых полезных ископаемых.

Плановый объем привлечения федеральных финансовых средств в рамках реализации Программы на весь период реализации составляет 585000,0 тыс.рублей.

За счет средств недропользователей будут финансироваться геологоразведочные работы на нефть, алмазы и калийно-магниевые соли, мониторинг состояния недр (приложение 2).

Плановый объем финансирования Программы за счет внебюджетных источников составляет 9000000,0 тыс.рублей.

Общий объем финансирования Программы по годам (в разрезе источников финансирования) приведен в таблице.


Таблица

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»