1. Общественная экспертиза - форма общественного контроля, представляющая собой основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценку актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) объектов общественного контроля, проверку соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.
3. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть инициаторы общественного контроля, указанные в пункте 5 статьи 2 настоящего Закона.
Общественная экспертиза может проводиться по инициативе объекта общественного контроля.
4. Если проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством является обязательным, организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.
5. Организаторы общественной экспертизы в Пермском крае не менее чем за три рабочих дня до начала общественной экспертизы в письменной форме уведомляют объект общественного контроля, в отношении которого будет осуществляться общественная экспертиза, с указанием инициатора общественной экспертизы, цели и основания ее проведения, состава организационной структуры общественного контроля.
6. Общественная экспертиза актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов может включать в себя:
1) анализ соответствия актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, Уставу Пермского края и законам Пермского края;
2) анализ соблюдения или несоблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
3) оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;
4) оценку актуальности документа и своевременности его принятия;
5) оценку необходимости и достаточности документа для урегулирования рассматриваемых общественных отношений;
6) оценку ясности, точности и последовательности изложения, единообразия и однозначности понимания документа;
7) выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для граждан и организаций или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов граждан, организаций и краевого бюджета;