Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2011-2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 14.12.2013)

II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Одним из основных условий интенсивного развития Пермского края является наличие здорового поколения, развитие которого невозможно без использования разнообразных средств физической культуры и спорта.

В исследованиях последних лет констатируется, что современные тенденции развития общества отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения и в первую очередь учащейся молодежи.

Школьное физическое воспитание провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся и на этой основе укрепление их здоровья. Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталий Мутко в своем докладе отметил: "Сейчас только порядка 15-20% школьников регулярно занимаются физкультурой. Необходимо, чтобы процентов 80 детей и школьников были вовлечены в занятия спортом. Система физического воспитания в школах и вузах должна быть модернизирована".

Существующая система внеклассного физического воспитания настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу.

Система спортивной подготовки, осуществляемой по линии детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ), в большей степени готова к решению этой задачи. Однако главной целью занятий в ДЮСШ является достижение высокого спортивного результата, и уже не каждый школьник, а только тот, у кого тренер разглядит "спортивный талант", будет иметь реальную возможность заниматься спортом, что ставит под угрозу реализацию массовости спортивных занятий детей. Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что требует все большей специализации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья.

Выход из этой ситуации - создание целостной системы подготовки спортсменов с созданием вертикали подготовки от детско-юношеского спорта до высшего спортивного мастерства путем соединения при этом организационно-методических возможностей спортивных школ, спортивных федераций с возможностями их массового использования в системе физического воспитания в общеобразовательной школе. Таким образом, создание школьных спортивных клубов будет являться фундаментом для развития детско-юношеского спорта.

Реализация пилотного проекта "Школьный спортивный сертификат" в рамках краевой целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае", утвержденной Законом Пермского края от 14 июля 2008 года N 259-ПК, подтверждает вышеизложенное. Создание в пилотных территориях Пермского края 67 школьных спортивных клубов, имеющих статус самостоятельного юридического лица, позволило:

вовлечь в занятия 10875 детей, что составляет 62,4% от общего количества детей, занимающихся по сертификату (17422), в том числе 296 детей, находящихся в социально опасном положении, что составляет 36,1% от их общего количества, и 275 детей, находящихся в группе риска, что составляет 23,5% от количества детей этой группы;

увеличить количество секций со 179 в 2008 г. до 1045 в 2010 г.;

увеличить количество тренеров, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, со 158 в 2008 г. до 572 в 2010 г.

Кроме этого, был накоплен кадровый инновационный потенциал, улучшена материальная база 78 общеобразовательных школ пилотных территорий Пермского края. Во многом благодаря этим мерам снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, например, в Краснокамском муниципальном районе в 2008 г. их было совершено 65, в 2009 г. - 56, в 2010 г. - 26.

Кроме изменения количественных показателей произошли и качественные изменения:

созданы условия для развития малого бизнеса в физкультурно-спортивной сфере через развитие института индивидуального предпринимательства. В настоящее время в реализации проекта участвуют 91 индивидуальный предприниматель и 2 общества с ограниченной ответственностью (для сравнения: в 2008 г. в проекте участвовали 12 индивидуальных предпринимателей);

создан и отработан механизм управления школьным спортом, который можно тиражировать на другие образовательные учреждения;

созданы условия для конкуренции между тренерами, группами, секциями по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в пилотных территориях Пермского края;

выполнены спортивные разряды на соревнованиях разного уровня 17% детей, занимающихся по сертификату;

изменилась структура распределения детей по группам здоровья: в 2008 г. только 8% составляли первую группу здоровья (самые здоровые дети), в 2009 г. - 16,1%; вторая группа уменьшилась с 75,1 до 71,7%; третья - с 14,3 до 10,3%; четвертая группа (самые больные дети) - с 2,6 до 1,8%;

снизились пропуски занятий по болезни (например, в Ильинском муниципальном районе с 6191 в 2007 г. до 4224 в 2010 г.).

В 2009 г. физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг было оказано на сумму 40528,9 тыс. руб. (в том числе на сумму 1096,4 тыс. руб. 296 детям, находящимся в социально опасном положении), при этом:

приобретено спортивного инвентаря и оборудования на сумму 8781,6 тыс. руб.;

израсходовано на участие в соревнованиях краевого, регионального, российского уровней 4451,5 тыс. руб.;

выплачена дополнительная заработная плата тренерам - преподавателям физической культуры в размере 27253,3 тыс. руб. (в среднем дополнительная заработная плата составила 5 тыс. руб.).

Однако, несмотря на этот опыт, развитие физической культуры и спорта в Пермском крае сталкивается с целым рядом проблем.

Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей как к поведению, так и к здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, более чем в 3 раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что хотя бы раз употребляли алкоголь более 80% несовершеннолетних, хотя бы однажды пробовали курить 20% 11-летних, 40-50% 13-летних и 60-70% 15-летних школьников.

Значительная часть выпускников общеобразовательных школ, начального и среднего профессионального образования физически не готова не только к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и вообще к активной жизнедеятельности в современных условиях. Потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, необходимые мотивационно-ценностные ориентации в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни сформированы только у 15-20% выпускников образовательных учреждений.

На ступени начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся система профессиональной направленности физического воспитания. Слабо организована работа по формированию навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни. Резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.

Развитие студенческого спорта также находится на невысоком уровне. По словам министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, для модернизации спортивной системы вузов необходимо ввести личную ответственность ректоров, директоров учебных заведений за физическое воспитание и спортивные достижения студентов, учащихся.

Несмотря на то что физическая культура и спорт являются сегодня одним из важнейших средств всесторонней социальной, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов, их адаптация к жизни через занятия физической культурой крайне низка: различными физическими упражнениями занимаются 0,4% от общего числа инвалидов в Пермском крае (по Российской Федерации - 0,7%).