Законодательное Собрание Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы" (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 01.11.2010 разработать и принять долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 23 сентября 2010 года N 2299
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта
и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы"
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Концепция) представляет собой проект, содержащий множество взаимосвязанных подпроектов, направлений, объединенных общей целью, задачами и приоритетами региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению развития физической культуры и спорта. Создание основ для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению основополагающей задачи государственной политики по созданию условий для роста благосостояния населения Пермского края, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи развития физической культуры и спорта, а также результатами социальных проектов, отработанных в рамках краевой целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Пермского края от 14.07.2008 N 259-ПК (далее - действующая Программа). Основой для разработки данной Концепции явились:
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р.
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач по развитию физической культуры и спорта посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
Одним из основных условий интенсивного развития Пермского края является наличие здорового поколения, развитие которого невозможно без использования разнообразных средств физической культуры и спорта.
В исследованиях последних лет констатируется, что современные тенденции развития общества отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения и в первую очередь учащейся молодежи.
Школьное физическое воспитание провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся и на этой основе укрепление их здоровья. Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталий Мутко в своем докладе отметил: "Сейчас только порядка 15-20% школьников регулярно занимаются физкультурой. Необходимо, чтобы процентов 80 детей и школьников были вовлечены в занятия спортом. Система физического воспитания в школах и вузах должна быть модернизирована".
Существующая система внеклассного физического воспитания настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу.
Система спортивной подготовки, осуществляемой по линии детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), в большей степени готова к решению этой задачи. Однако главной целью занятий в ДЮСШ является достижение высокого спортивного результата, и уже не каждый школьник, а только тот, у кого тренер разглядит "спортивный талант", будет иметь реальную возможность заниматься спортом, что ставит под угрозу реализацию массовости спортивных занятий детей. Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что требует все большей специализации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья.
Выход из этой ситуации - создание целостной системы подготовки спортсменов с созданием вертикали подготовки от детско-юношеского спорта до высшего спортивного мастерства путем соединения при этом организационно-методических возможностей спортивных школ, спортивных федераций с возможностями их массового использования в системе физического воспитания в общеобразовательной школе. Таким образом, создание школьных спортивных клубов будет являться фундаментом для развития детско-юношеского спорта.
Реализация пилотного проекта "Школьный спортивный сертификат", проведенного в рамках действующей Программы, подтверждает вышеизложенное. Создание в пилотных территориях 67 школьных спортивных клубов, имеющих статус самостоятельного юридического лица, позволило:
вовлечь в занятия 10875 детей, что составляет 62,4% от общего количества детей, занимающихся по сертификату (17422), в том числе 296 детей, находящихся в социально опасном положении, что составляет 36,1% от их общего количества, и 275 детей, находящихся в группе риска, что составляет 23,5% от количества детей этой группы;
увеличить количество секций со 179 в 2008 году до 1045 в 2010 году;
увеличить количество тренеров, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, со 158 в 2008 году до 572 в 2010 году.
Кроме этого, был накоплен кадровый инновационный потенциал, улучшена материальная база 78 общеобразовательных школ пилотных территорий. Во многом благодаря этим мерам снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, например, в Краснокамском муниципальном районе в 2008 году их было совершено 65, в 2009 году - 56, в 2010 году - 26.
Кроме изменения количественных показателей, произошли и качественные изменения:
созданы условия для развития малого бизнеса в физкультурно-спортивной сфере через развитие института индивидуального предпринимательства. В настоящее время в реализации проекта участвуют 91 индивидуальный предприниматель и 2 общества с ограниченной ответственностью (для сравнения: в 2008 году в проекте участвовали 12 индивидуальных предпринимателей);
создан и отработан механизм управления школьным спортом, который можно тиражировать на другие образовательные учреждения;
созданы условия для конкуренции между тренерами, группами, секциями по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в пилотных территориях;
выполнены спортивные разряды на соревнованиях разного уровня 17% детей, занимающихся по сертификату;
изменилась структура распределения детей по группам здоровья: в 2008 году только 8% составляли первую группу здоровья (самые здоровые дети), в 2009 году - 16,1%; вторая группа уменьшилась с 75,1% до 71,7%; третья - с 14,3% до 10,3%; четвертая группа (самые больные дети) - с 2,6% до 1,8%;
снизились пропуски занятий по болезни (например, в Ильинском муниципальном районе - с 6191 в 2007 году до 4224 в 2010 году).
В 2009 году физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг было оказано на сумму 40528,9 тыс.руб. (в том числе на сумму 1096,4 тыс.руб. 296 детям, находящимся в социально опасном положении), при этом:
приобретено спортивного инвентаря и оборудования на сумму 8781,6 тыс.руб.;
израсходовано на участие в соревнованиях краевого, регионального, российского уровня 4451,5 тыс.руб.;
выплачена дополнительная заработная плата тренерам - преподавателям физической культуры в размере 27253,3 тыс.руб. (в среднем дополнительная заработная плата составила 5 тыс.руб.).
Однако, несмотря на этот опыт, развитие физической культуры и спорта в Пермском крае сталкивается с целым рядом проблем.
Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, более чем в 3 раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что хотя бы раз употребляли алкоголь более 80% несовершеннолетних, хотя бы однажды пробовали курить 20% 11-летних, 40-50% 13-летних и 60-70% 15-летних школьников.
Значительная часть выпускников общеобразовательных школ, начального и среднего профессионального образования физически не готова не только к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и вообще к активной жизнедеятельности в современных условиях. Потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, необходимые мотивационно-ценностные ориентации в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни сформированы только у 15-20% выпускников образовательных учреждений.
На ступени начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся система профессиональной направленности физического воспитания. Слабо организована работа по формированию навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни. Резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
Развитие студенческого спорта также находится не на высоком уровне. По словам Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, для модернизации спортивной системы вузов необходимо ввести личную ответственность ректоров, директоров учебных заведений за физическое воспитание и спортивные достижения студентов, учащихся.
Несмотря на то, что физическая культура и спорт являются сегодня одним из важнейших средств всесторонней социальной, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов, их адаптация к жизни через занятия физической культурой крайне низка: различными физическими упражнениями занимаются 0,4% от общего числа инвалидов в Пермском крае (по Российской Федерации - 0,7%).
Уже сегодня доля пожилых людей в численности населения Пермского края превышает 20%. Высокая доля пожилых людей в структуре населения края в долгосрочной перспективе сохранится. Среди пожилых людей только 22% практически здоровы, но лишь единицы из них занимаются укреплением здоровья.
Постепенно исчезает физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства. По сравнению с 2002 годом численность занимающихся по месту жительства, а это были преимущественно дети и подростки, сократилась в 8 раз.
Тревогу вызывает слабая обеспеченность Пермского края спортивными сооружениями (обеспеченность спортивными залами составляет 60,7% от российского норматива, плоскостными сооружениями - 24%). Необходимо обратить внимание на то, что не все имеющиеся спортивные залы работают эффективно. Спортивные залы образовательных учреждений загружены в основном до 17-18 часов, а в выходные дни - 2-4 часа. Качество спортивных площадок не обеспечивает привлекательность для самостоятельных занятий детей, подростков, молодежи и людей зрелого возраста.
Спортивного инвентаря в образовательных учреждениях всех типов и видов в наличии не более 30-40% от установленных норм. Практически весь спортивный инвентарь - устаревших образцов, с просроченными сроками эксплуатации, большая часть его подлежит списанию. Лыжным инвентарем школы обеспечены не более чем на 10%.
На низком уровне ведется спортивная работа в домах отдыха и в местах массового отдыха.
Учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (особенно спортивные школы) в основном (70%) не имеют собственной базы для учебно-тренировочного процесса.
После строительства спортивного сооружения появляется проблема эффективного его использования, окупаемости или хотя бы минимизации расходов в области энергосбережения, экологической безопасности и максимальной комфортности.
Нуждается в улучшении система врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях, подготовкой спортсменов, а также за работой с инвалидами и пожилыми людьми.
По оценкам спортивных работников, сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
Для жителей Пермского края характерен низкий уровень самосохранительного поведения. Доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет только 14,3%. Обеспеченность специалистами физической культуры и спорта в Пермском крае в расчете на 10 тыс.жителей составляет не более 14 работников (при нормативе 26), всего лишь 10-15% молодых специалистов приступают к работе.
До сих пор деятельность средств массовой информации не направлена на формирование у каждого человека потребности в активных занятиях физической культурой, на оказание практической помощи тем, кто желает делать это самостоятельно. Не ведется целенаправленная пропаганда тех видов спорта, которые наиболее содействуют физическому совершенству.
Крайне низок уровень грамотности населения по всем вопросам здорового образа жизни и физической культуры. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья и физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, о средствах воздействия на него, о методике применения этих средств и т.д. Причем обнаруживается следующая зависимость: чем хуже оценка состояния своего здоровья, тем меньше число тех, кто предпочитает использовать физические упражнения для оздоровления, и больше тех, кто отдает предпочтение медикаментозным средствам.
Не сформировано положительное общественное мнение по отношению к физической культуре и спорту. Не выработана личная ответственность каждого человека за собственное здоровье не только перед собой, но и перед обществом.
Слабо развиваются современные организационные формы физической культуры и спорта, такие, как спортивные клубы, общественные движения, автономные учреждения и т.п.
Опросы населения свидетельствуют о том, что население желает приобретать спортивный инвентарь в личное пользование. Как отмечают менеджеры спортивных фирм и магазинов, за последние годы увеличился спрос на спортивную одежду и обувь в 2 раза. Приобретаются спортивные костюмы для занятий фитнесом, кроссовки, футбольные бутсы, теннисные тапочки, туристское снаряжение. Большим спросом пользуются ролики, велосипеды. Однако приобретенный в личное пользование инвентарь не всегда может эффективно использоваться в связи с отсутствием условий его применения (специализированные дорожки, площадки).
Доля расходов на оплату физкультурно-спортивных услуг, приобретение инвентаря в личное пользование в общей сумме семейного бюджета составила 0,3%, что, по данным Госкомстата, в 12 раз меньше доли расходов на табак и алкоголь. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, средний показатель расходов на развитие физической культуры и спорта на 1 человека в год по России составляет 868 руб., по Приволжскому федеральному округу - 1015 руб., по Пермскому краю - 742 руб.
Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:
отсутствие управленческой модели, оптимизирующей действия субъектов управления и потребителей физкультурно-оздоровительной услуги, адекватно реагирующей на формирование спроса и предложения внешней среды;
отсутствие информационно-аналитического обеспечения процесса регулирования и развития физической культуры и спорта;
слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта (до сих пор не принят закон Пермского края о физической культуре);
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае, а также ее моральный и физический износ;
недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни;
противоречие между нормированностью ресурса и разнородностью получаемого результата;
неопределенность результата деятельности спортивных организаций и факторов, влияющих на его достижение.
Преимущества решения рассматриваемой проблемы программно-целевым методом:
комплексный, системный подход к решению проблемы (цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Пермском крае, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий);