III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Актуальным является разрешение противоречия между потребностью государства и общества в здоровом поколении и отсутствием необходимых действий по использованию разнообразных средств физической культуры и спорта в целях оздоровления различных категорий населения. Сегодня согласно статистике только 5% выпускников муниципальных образовательных учреждений общего и среднего образования можно признать здоровыми.
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Здоровый человек - это хороший работник. И поскольку именно люди создают все, что составляет валовый внутренний продукт, их здоровье и работоспособность должны находиться под пристальным вниманием.
В Пермском крае сложилась определенная система по развитию физической культуры и спорта. Неоспоримы успехи пермских спортсменов на российском и международном уровнях. На последних зимних Олимпийских играх в Турине пермскую делегацию представляли 6 спортсменов (С.Высокова - бронзовая медаль в конькобежном спорте). Тарас Крыжановский на Параолимпийских играх - две золотые и две серебряные медали. Успешные выступления пермяков имеются и по другим видам спорта: спортивное ориентирование, легкая атлетика, дзюдо, самбо, фигурное катание и др. Ведущая роль в этой системе принадлежит как государственным, так и общественным органам и организациям, занятым физическим воспитанием населения, ДЮСШ, федерациям по видам спорта.
Целым рядом образовательных учреждений проводится работа по внедрению и развитию образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья, развитие личности. Однако лишь в 48% общеобразовательных учреждений введен третий урок физической культуры. Основная проблема - отсутствие соответствующей материально-технической базы, кадров, а также показателей деятельности общеобразовательного учреждения, характеризующих состояние физического здоровья выпускников школ.
Реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения в Пермской области на 2003-2005 годы», утвержденной Законом Пермской области от 26.09.2003 N 1013-202, позволила:
увеличить количество занимающихся с 8,9% в 2003 г. до 10,5% в 2005 г.;
определить уровень физического здоровья (УФЗ) и уровень физической подготовленности (УФП), который характеризуется в основном низкими показателями. Численность учащихся, отнесенных по уровню физической подготовленности к группе «риска» в общеобразовательных учреждениях по состоянию на 01.01.2006 достаточно высока (14,1% - мальчики, 13,5% - девочки). 90% мальчиков имеют низкий уровень развития мышц верхнего плечевого пояса;
увеличить число плоскостных спортивных сооружений на 15% (в сравнении с 2002 годом);
увеличить количество занимающихся в группах: учебно-тренировочных (2002г. - 18%, 2005 г. - 26%), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (2002 г. - 1,4%, 2005 г. - 2,3%);
провести эксперимент по внедрению новых инновационных технологий в процесс физического воспитания.
Кроме этого накоплен кадровый инновационный потенциал (5 научно-практических конференций, 15 проблемных семинаров), создана определенная материальная база (из всего объема финансирования 71,8% потрачено на приобретение спортивного инвентаря и оборудования), приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе.
Вместе с тем, анализ состояния детско-юношеского спорта показывает, что наряду с такими проблемами, как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений для учебного процесса, дефицит спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, в последние годы появились новые проблемы, связанные с уменьшением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы из местных бюджетов, резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями.
Несмотря на некоторое увеличение единиц отдельных спортивных сооружений, общая нормативная обеспеченность территорий Пермского края спортивными сооружениями остается низкой (концепция целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)» (далее - Концепция).
Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей, как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками (на 100 тыс.чел.), в 3 с лишним раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что более 80% несовершеннолетних хотя бы раз употребляли алкоголь.
Людей, обладающих адаптационными способностями, тех, кто легко подстраивается под меняющиеся социальные, природные, экологические факторы, всего 3,5%.
В концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 1433-Р, отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся физической культурой, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом по сравнению с теми, кто этого не делает. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Исходя из приведенных данных, экономический и социальный эффект от реализации целевой Программы бесспорен.
По оценкам спортивных работников сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
В Пермском крае доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 11,1% от общего числа населения, тогда как в Российской Федерации - 13,0%, Приволжском округе - 14,3%, а в экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей вовлечены в регулярные занятия физкультурой и спортом.
Количество средств, выделенных на развитие физической культуры и спорта в пересчете на одного жителя, в 2006 году составило по Пермскому краю - 253,8 рублей, тогда как в Татарстане - 600 рублей, Оренбурской области - 477 рублей, Башкирии - 422 рубля.
Одним из основных аспектов развития детско-юношеского спорта является обеспечение данной отрасли педагогическими кадрами. Из общего числа имеющихся в спортивных школах тренеров-преподавателей только 31% являются штатными работниками, из них: с высшим профессиональным образованием - 49,7%, по квалификации с высшей категорией - 15,7%, первой - 35,8%, второй - 31,4%. Велика доля совместителей (69,0%) и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодые специалисты на работу идут неохотно - не устраивает зарплата (учитель физической культуры - 4200 рублей, тренер-преподаватель после института - 2200 рублей). Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:
слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта;
недостаточное привлечение населения Пермского края к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы (ее моральный и физический износ) и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае;
недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Существующие в настоящее время механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не всегда эффективны. Нарушено взаимодействие между краевой исполнительной властью и органами местного самоуправления муниципальных образований. В ряде городских округов (Александровск, Губаха и др.) упразднены городские (районные) спорткомитеты, должности специалистов по физической культуре и спорту, что привело к сокращению кадров и как следствие к резкому снижению основных показателей развития физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в Пермском крае, как было показано выше, является комплексной проблемой и требует системного решения.