____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 декабря 2013 года на основании
постановления Правительства Пермского края от 27 ноября 2013 года N 1644-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 05.04.2007 № 52-п «Об утверждении Порядка представления, отбора, разработки и реализации краевых проектов»
Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый краевой проект «Софинансирование гранта Министерства образования и науки Российской Федерации на реализацию программы «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета».
2. Определить Министерство образования Пермского края исполнителем краевого проекта «Софинансирование гранта Министерства образования и науки Российской Федерации на реализацию программы «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета».
3. Поручить Министерству образования Пермского края подготовить проект дополнительного соглашения с Федеральным агентством по образованию и науке в соответствии с пунктом 2.1.6 Соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта «Образование» между Министерством образования и науки Российской Федерации и Пермским краем от 26.05.2006. № СОГ-80/03/21 в течение месяца со дня вступления в силу настоящего постановления.
4. Министерству финансов Пермского края подготовить соответствующие предложения по внесению изменения в Закон Пермского края от 12.12.2006 № 35-КЗ «О бюджете Пермского края на 2007 год».
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания, за исключением пунктов 1, 2 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня подписания дополнительного соглашения с Федеральным агентством по образованию и науке, указанного в пункте 3 настоящего постановления, но не ранее вступления в силу закона Пермского края о внесении изменений в Закон Пермского края от 12.12.2006 № 35-КЗ «О бюджете Пермского края на 2007 год» в части выделения соответствующих средств на реализацию краевого проекта, указанного в пункте 1 настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о.заместителя председателя Правительства Пермского края Уткина Ю.А.
И.о.председателя Правительства края
М.В.Антонов
Текст документа сверен по:
рассылка
Утвержден
постановлением Правительства Пермского края
от 07 сентября 2007 года N 206-п
Краевой проект
«Софинансирование гранта Министерства образования и науки
Российской Федерации на реализацию программы «Создание инновационной
системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра
инновационного развития региона на базе многопрофильного
технического университета»
Понятия и термины, используемые в описании:
Объект интеллектуальной собственности (далее - ОИС) - результат интеллектуальной деятельности, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации интеллектуальной собственностью.
Инновационный проект (далее - ИП) - совокупность документов, определяющих технические, экономические, правовые и другие акты введения и использования ОИС в хозяйственном обороте.
Маркетинговые исследования - процесс планирования, прогнозирования, организации и проведения исследований рынка сбыта, ценообразования, продвижения и реализации продукта ОИС.
Анализ рынка - определение потребительского спроса на продукт ОИС на основе анализа его потенциального рынка.
Технологический парк (далее - технопарк) - объединение наукоёмких организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, на начальной стадии их развития при высших учебных заведениях с общей системой экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системой инвестиций и общей системой ведения инновационной деятельности.
Бизнес-инкубатор (далее - БИ) - формальное объединение наукоёмких организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, на начальной стадии их развития на территории с общей системой экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системой инвестиций и общей системой ведения инновационной деятельности.
Центр трансфера технологий (далее - ЦТТ) - структурное подразделение государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» (далее - ПГТУ), основной целью которого является развитие инновационной деятельности в Пермском крае, содействие коммерциализации и внедрению в организациях Пермского края новых технологий, обеспечивающих выпуск приоритетной конкурентоспособной продукции, обеспечение технологической безопасности промышленных объектов и их производств, выявление и защита объектов интеллектуальной собственности и введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
Продукт ОИС - результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Коммерциализация ОИС - продажа ОИС или прав на его использование, введение ОИС в хозяйственный оборот или иные действия, направленные на получение прибыли от использования ОИС.
Научно-образовательный комплекс (далее - НОК) - временное объединение научных и образовательных структурных подразделений ПГТУ для решения проектных задач.
1.Общие положения
Краевой проект «Софинансирование гранта Министерства образования и науки Российской Федерации на реализацию программы «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета» (далее - краевой проект) направлен на реализацию мероприятий «Приоритетного национального проекта «Образование».
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
проектными методами
Экономический рост государств в XXI веке будет обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики и, главным образом, в промышленности. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70% до 85% прироста валового внутреннего продукта. Сегодня, когда мир вступил в эпоху «интеллектуальной экономики», главным источником благосостояния становятся не природные ресурсы, а творческие достижения людей. При этом результаты интеллектуальной деятельности становятся эффективно реализуемыми новшествами - инновациями в форме охраняемой законом интеллектуальной собственности.
Емкость мирового рынка лицензий на использование интеллектуальной собственности оценивается не менее чем в 150 млрд. долларов в год. Темпы роста этого рынка в 3-4 раза превышает темпы роста традиционных рынков товаров и услуг, что объясняет роль интеллектуальной собственности для экономического развития любого государства. В развитых странах 90% роста внутреннего валового продукта определяется инновационными процессами. За 20 лет объемы продаж наукоёмкого сектора в развитых странах росли в 1,7 раза быстрее, чем обрабатывающая промышленность.
Современная экономика всех развитых стран основана на знаниях, научных достижениях, передовых технологиях. Традиционные источники экономического роста - новые сырьевые ресурсы, неосвоенные территории, дешевая рабочая сила - практически исчерпаны. В условиях глобальной экономики капитал мобилен, технологии распространяются быстро, товары производятся в странах с низкими издержками и поставляются на рынки развитых стран. В этих условиях основным источником конкурентных преимуществ и развития являются инновации во всех сферах. В последние годы правительства развитых стран приняли специальные программы по созданию инфраструктуры инновационной деятельности, объединению усилий государства и бизнеса в этом направлении. Первоочередной целью ставится создание инновационной инфраструктуры.
Научно-техническая революция и стимулируемый ею непрерывный инновационный процесс резко повысили значение результатов творческой деятельности человека, ставших главным фактором экономического роста.
Особенно ценными становятся те достижения творческого труда, которые защищены действующим в этой сфере законодательством, обрели форму охраняемой правом интеллектуальной собственности.
Если вчера предприниматели стремились завладеть в первую очередь фабрикой, рудником или металлургическим заводом, то сегодня многие из них предпочитают обрести права на новую технологию или программный продукт, позволяющие автоматически управлять производством и выпускать продукцию более высокого качества и с новыми потребительскими свойствами.
Управление интеллектуальными активами в организациях становится в экономически развитых странах составляющей корпоративной стратегии.
Одной из важнейших характеристик сегодняшнего этапа трансформации всех сфер жизни российского общества является поиск моделей (структур, систем), позволяющих эффективно реализовывать финансово-экономические и научно-технические инструменты управления (воздействия, влияния) как со стороны федерального центра, так и в рамках самоуправляемых региональных структур и субъектов.
Имеется несколько уровней структур управления, которые должны видоизмениться или дополниться принципиально иными, новыми механизмами (структурами, инструментами): федеральная инфрастуктура власти и управления (на данном уровне эти процессы активизировались); региональная инфрастуктура власти и управления; инфрастуктура взаимоотношений между федеральным центром и региональными субъектами; взаимоотношения между региональной властью, инвесторами и промышленностью.
Последние два механизма представляют наибольшую сложность, так как в традиционные формы управленческих взаимоотношений между центром и регионом привнесены национально-культурные, политико-географические, исторические и прочие компоненты, а управление в рамках традиционного административно-правового контура в промышленном секторе стало затрудненным (в отдельных случаях уже фактически невозможным).
Необходимо учитывать, что общество значительно продвинулось от жестко централизованной модели управления и взаимодействия в сторону правового государства и создания активной инфраструктуры гражданского общества, функционирующей на основе собственных (естественных) законов, не управляемых непосредственно в рамках административной сферы.
Государство обладает огромными информационными и интеллектуальными ресурсами, которые не используются эффективно в силу того, что прежняя государственная инфрастуктура, которая распоряжалась ресурсами, оказалась неспособной вписаться в новые условия и потому по большей части влачит жалкое существование.
Одним из основополагающих применений факторов информационного управления субъектами промышленного сектора экономики является инновационная политика.
В настоящее время сложилась ситуация безальтернативности инновационного пути развития экономики России. Концепция такого развития закреплена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576). Одновременно поставлена задача создания национальной инновационной системы и государственной системы информационной поддержки инновационной деятельности. Становление такой системы в федеральном масштабе на сегодня представляется трудноосуществимым. Однако реальным является формирование территорий инновационного развития как компонентов будущей национальной инновационной системы в таких продвинутых регионах, как Приволжский федеральный округ в целом и Пермский край в частности.
Развитый инновационный потенциал Пермского края является, однако, лишь необходимым, но не достаточным условием формирования территории инновационного развития в регионе. В сегодняшних условиях развития региональной экономики необходимо сконцентрировать основное внимание на обеспечении эффективного протекания процессов коммерциализации технологий, что требует проведения целенаправленных и системных действий, в первую очередь направленных на развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер технологий.
В целом ряде регионов России центрами инфраструктуры инновационной деятельности могут и должны стать технические университеты, имеющие высокий научный потенциал. Серьезным препятствием для этого сегодня являются отсутствие отработанных организационных схем и рабочих технологий трансфера (коммерциализации) результатов исследований и разработок, дефицит соответствующих кадров и (или) недостаточный уровень их квалификации.
В Пермском крае необходимая организационная и инфраструктурная база для активизации инновационной деятельности сформирована на базе ПГТУ: создан Университетский инновационный научно-образовательный комплекс, функции и структура которого сформированы при выполнении программ и проектов Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Пермского края. Инновационные преобразования региональной экономики немыслимы без подготовки соответствующих специалистов высшей квалификации.
В настоящее время ПГТУ является сообществом ведущих ученых-инноваторов, способных одновременно создавать кадры для инновационной деятельности региона на основе компетентностного подхода.
Новые образовательные программы ПГТУ будут строиться по принципу модульности и компетентностного подхода. В основе создаваемой инновационной системы формирования профессиональных компетенций выпускников ПГТУ находятся отраслевые квалификационные стандарты профессиональных компетенций, в разработке которых ПГТУ участвует и будет участвовать в тесном сотрудничестве с отраслевыми организациями работодателей и профсоюзов, а также с другими заинтересованными сторонами.
Создание сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок обеспечит расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособных на российском и мировом рынке. Развитие инжиниринговой и консалтинговой деятельности, сферы научно-технических и информационных услуг ПГТУ будет осуществляться путем расширения перечня конкурентоспособных научно-технических услуг, увеличения внебюджетного финансирования и создания условий для расширенного воспроизводства научно-технического сектора ПГТУ в целом.
Главным итогом развития сферы инжиниринговой и консалтинговой деятельности, научно-технических и информационных услуг ПГТУ будет являться позиционирование ПГТУ как инновационного центра, обеспечивающего расширенное взаимодействие сектора фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок с промышленным сектором Приволжского федерального округа, с учетом перспективы встраивания его в систему глобальной экономики.
Основными ожидаемыми результатами и целевыми индикаторами реализации стратегии поддержки ведущих научных школ и научных коллективов ПГТУ будут являться создание и развитие «технологических коридоров» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, расширенное воспроизводство научных знаний и устойчивый рост бюджетных и внебюджетных средств, привлекаемых для развития научно-технического сектора ПГТУ.
2.2. Тенденции развития ситуации, прогноз социальных,
экономических, общественно-политических и других последствий реализации мероприятий
Главным условием устойчивого роста экономики края и страны в целом, как показывает практика, является технологический прогресс. Существует немало исследований о новом технологическом укладе, о повышении значения информационных технологий, однако доминирующий технократический подход к определению перспектив общественного развития явно недостаточен.
Опыт США и стран Запада свидетельствует, что главным признаком инновационного развития обычно считается количество технических изобретений за конкретный период. Но не учитываются резкие изменения ситуации, когда создание изобретений все менее определяет степень их использования в крае. При этом управленческие инновации часто оказываются важнее технических инноваций. Отсюда можно сделать вывод, что не только технические новшества определяют характер инновационности общества. Инновационное развитие края наряду с совершенствованием технологий предполагает создание соответствующих организационно-экономических форм. Более того, оно базируется на историческом сознании населения - его традициях, новаторстве и навыках людей.
Необходимо, чтобы духовное развитие общества органически включалось в материальное развитие на основе вовлечения людей в процесс создания нового образа жизни, новых потребностей с учетом в первую очередь новаторства во всех сферах. Это предполагает формирование инновационного общества, которое сочетает в себе все черты гражданского и информационного обществ. Оно создает условия для научно-технической революции в настоящий и будущий периоды. Это свободное и самоорганизующееся общество.
Таким образом, инновационный потенциал, который будет определять стратегию инновационного развития края, включает наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.
Для регионов России, несомненно, существует возможность ускоренного преобразования и инновационного развития. Для этого требуется устранить существенные противоречия в функционировании научно-инновационной сферы, несоответствие ее структуры и управления новым задачам. Длительное время научные исследования проводились главным образом в оборонных отраслях при недостаточном внимании к решению социальных задач. Известна избыточная концентрация научного потенциала в Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с другими крупными городами. В организационном отношении научно-инновационная сфера представляет собой изолированные островки, разделенные ведомственными барьерами, а также излишней секретностью.
Другой, и не менее важной, проблемой является недостаток специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками в области производства инноваций. В настоящее время необходимо производить не изделия в прежнем понимании, а продукты, которые будут востребованы обществом через рыночные механизмы.
Именно в крупных региональных технических университетах, по мнению многих российских и зарубежных экспертов, на сегодня сконцентрированы необходимые предпосылки создания инфраструктурных центров инновационной деятельности.
В этой связи региональные технические университеты могут и должны взять на себя миссию многофункциональных центров инновационного развития регионов, одновременно обеспечивая компетентностный подход и инновационные технологии подготовки кадров по инновационной деятельности.
2.3. Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке
с использованием проектного метода