ЗАКОН

ПЕРМСКОГО КРАЯ

от 23 декабря 2006 года N 41-КЗ


О краевой целевой программе «Социальное развитие
сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы»

(с изменениями на 30 апреля 2008 года)


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Пермского края от 29 августа 2007 года N 93-ПК
     Законом Пермского края от 30 апреля 2008 года N 233-ПК
     ________________________________


Принят Законодательным Собранием
      Пермской области и Законодательным
      Собранием Коми-Пермяцкого
      автономного округа 30 ноября 2006 года


Статья 1

    

Утвердить краевую целевую программу «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы» (прилагается).

Статья 2


Объем финансирования краевой целевой программы «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы» определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края.

Статья 3


Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 4


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.



Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов

 


Текст документа сверен по:

рассылка       

 

    Приложение
          к Закону Пермского края
          от 23 декабря 2006 года N 41-КЗ

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2007-2010 ГОДЫ» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции Закона Пермского края от 30 апреля 2008 года N 233-ПК)

Наименование Программы

Краевая целевая программа «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы»

Основание разработки Программы
(наименование, номер и дата
соответствующего нормативного акта)

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»;
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 21.10.2004 № 1687 «О концепции областной целевой программы «Социальное развитие сельской местности Пермской области до 2010 года»

Государственный заказчик, координатор Программы

Министерство сельского хозяйства Пермского края

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Пермского края;
Департамент экономического развития Пермской области;
Министерство образования Пермского края;
Министерство здравоохранения Пермского края;
Министерство культуры и молодежной политики Пермского края;
Министерство социального развития Пермского края;
Дорожное агентство Пермского края;
Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края;
Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края

Руководитель Программы

Заместитель председателя Правительства Пермского края

Исполнители Программы, ответственные за направления

Министерство сельского хозяйства Пермского края;
Департамент экономического развития Пермской области;
Министерство образования Пермского края;
Министерство здравоохранения Пермского края;
Министерство культуры и молодежной политики Пермского края;
Министерство социального развития Пермского края;
Дорожное агентство Пермского края;
Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края;
Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края

Участники Программы

Определяются на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пермского края

Цель и задачи Программы. Важнейшие
целевые показатели

   Основными целями Программы являются:
    создание условий для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры муниципальных образований сельских поселений и/или сельских территорий муниципальных образований;
    сокращение разрыва в качестве жизни населения между городом и селом за счет развития сельской местности;
     создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований сельских поселений, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
    расширение рынка труда в сельской местности и создание условий диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.
    Основными направлениями мероприятий Программы являются:
    совершенствование системы школьного образования в сельской местности;
    совершенствование системы здравоохранения в сельской местности;
    развитие культурно-досугового обслуживания в сельской местности;
    создание условий для обеспечения сельского населения благоустроенным жильем;
    развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности;
    повышение транспортной обеспеченности сельских территорий;
    развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы: 2007 - 2010 годы
 Этапы реализации Программы:
 I этап - 2007 год;
II этап - 2008 - 2010 годы»

Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования, а также внебюджетные источники финансирования по направлениям

Срок исполнения

Объем финансирования, всего, млн.руб.

В том числе за счет средств:

федерального бюджета

краевого
бюджета

местных бюджетов

Внебюджетных источников

2007-2010

6476,151

1528,72

2804,445

727,396

1415,59

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

1100,652

252,146

648,41

188,1

11,996

2007

797,375

83,91

439,434

208,131

65,9

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

67,752

6,496


38,89

19,37

2,996

2008

3115,035

832,78

1378,63

209,135

694,49

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

430,193

108,53


270,323

48,34

3,0

2009

1648,05

409,54

675,61

168,15

394,75

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

324,173

72,48


186,763

61,93

3,0

2010

915,691

202,49

310,771

141,98

260,45

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

278,534

64,64

152,434

58,46

3,0

По внебюджетным источникам

Внебюджетные источники финансирования

2007-2010

2007

2008

2009

2010

Всего по внебюджетным источникам финансирования

1415,59

65,9

694,49

394,75

260,45

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

11,996

2,996

5,0

5,0

5,0

Жилищное строительство в сельской местности

76,1

16,1

20,0

20,0

20,0

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

3,996

0,996

3,0

3,0

3,0

Национальный проект «Развитие АПК» по направлению «обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности»

119,8

29,8

30,0

30,0

30,0

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

8,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности

32,41

0

10,85

10,78

10,78

в т.ч. Коми-Пермяцкий округ

0

0

0

0

Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы

    Реализация Программы к 2010 году позволит:
    обеспечить доступность образовательных услуг и повысить качество их предоставления, улучшить жилищные условия 1821 семье, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 186 семьям. Кроме того, из числа молодых семей и молодых специалистов жилищные условия будут улучшены для 890 семей, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 60 семьям;
    улучшить условия обучения учащихся общеобразовательных школ и построить 9 новых школ на 2424 учащихся, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 1 школу на 50 учащихся;
     обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи для сельского населения, открытие 5 ФАПов, 9 офисов общей практики, обеспечить автотранспортом 9 офисов врача, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 3 офиса, 2 поликлиники, 1 больницу, инфекционное отделение;

      повысить оснащенность культурно-досуговых учреждений материально-техническими и информационными ресурсами в 330 библиотеках и обновить фонды литературы в 550 сельских библиотеках, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе в 30 и 50 библиотеках соответственно;
      создать дополнительные рабочие места в количестве 2546 мест и сохранить 1300 мест для населения сельских территорий, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 280 мест;
       повысить уровень развития телекоммуникационных сетей, телефонизировать 46 сельских населенных пунктов;
      расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, построить 450,0 км. дорог, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 103 км дорог;
       повысить уровень газификации природным газом сельского жилого фонда и ввести в действие 386,8 км сетей газопроводов, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 150 км;
      повысить уровень обеспеченности сельского населения водопроводной водой и ввести в действие 250,0 км сетей водоснабжения, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе 100 км;
      повысить качество энергоснабжения сельских территорий;
      реконструкция и техническое перевооружение ВЛ-0,38кВ - 802,9 км.;
      реконструкция и техническое перевооружение ВЛ-6-10кВ - 807,4 км;
      реконструкция и техническое перевооружение ТП-6-10/0,4кВ - 285 км

Организация контроля за реализацией Программы

      Текущее управление и контроль хода реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Пермского края.
      Контроль исполнения Программы, целевого и эффективного использования средств бюджета и иных источников осуществляется Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермской области, уполномоченными исполнительными органами государственной власти Пермского края.


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Социальное состояние агропромышленного комплекса Пермского края характеризуется неустойчивостью и развитием ряда негативных процессов.

За последнее десятилетие в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, ликвидации старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Естественная убыль сельского населения с 1999 по 2004 год составила 167 тыс. человек, или 23%. Коэффициент смертности на селе в расчете на 1000 человек населения составляет 20,3 промилле, что выше среднего по области на 2 промилле. Продолжительность жизни в сельской местности мужского населения составляет 54,21 лет против 58,49 лет в городе, продолжительность жизни женского населения - 67,99 лет против 70,67 лет в городе.

Экономическая активность сельского населения в настоящее время достаточно низкая - чуть более 30% от всего населения, находящегося в работоспособном возрасте.

На протяжении долгого времени в Российской Федерации превалировал узконаправленный отраслевой подход к развитию сельских территорий. Данный подход предполагал преимущественное развитие на селе агропромышленного (на части территорий лесопромышленного) производства. В результате занятость сельского населения в большинстве населенных пунктов ограничивается сельским производством.

Сокращение спроса на продукцию сельского хозяйства привело к тому, что часть аграрной рабочей силы оказалась невостребованной. Неразвитость альтернативных источников доходов в сельской местности послужила причиной формирования открытой и скрытой безработицы, последняя проявилась в первую очередь в существенном снижении заработной платы в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями национальной экономики.

Существуют предпосылки к тому, что в перспективе сельское хозяйство области станет компактным и высокоэффективным сектором. Однако рост эффективности сельского хозяйства будет неизбежно означать дальнейшее уменьшение занятости в этом секторе экономики. В случае недостаточной развитости альтернативных источников доходов в сельской местности подобное положение усугубит проблему безработицы в сельской местности, критически скажется на благосостоянии населения.

По состоянию на 01.01.2005 в Пермской области функционирует 628 сельских школ, что составляет 60% от всех общеобразовательных учреждений области, в которых обучается 74,1 тыс. человек.

Обеспеченность сельских школ компьютерами остается низкой: на 100 учащихся приходится только 3,9 компьютеров. Только 44% сельских школ подключены к системе Интернет и имеют возможность использования новых технологий в образовательном процессе.

По состоянию на 01.01.2005 число сельских школ, требующих капитального ремонта, составило 199 школ, или 31,7%. В аварийном состоянии находится 30 школ, или почти 5% от всего числа сельских общеобразовательных учреждений.

В настоящее время медицинскую помощь сельскому населению оказывают 11 центральных районных, 2 номерных районных, 11 участковых больниц и 75 сельских врачебных амбулаторий. Коечный фонд сельских больниц составляет 2336 коек (8,7% от всего коечного фонда Пермской области).

На 01.01.2005 на 1000 человек сельского населения приходится около 4,2 врачебных больничных коек, в то время как в городе - почти 14. Обеспеченность сельского населения врачами составляет 1,3 врача на 1000 человек, что в 4 раза меньше в сравнении с городом. Доля сельских территорий Пермской области, обслуживаемых скорой и неотложной медицинской помощью в соответствии с нормативами, составляет лишь 35,8%.

Из 123 медицинских учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах, в капитальном ремонте нуждается 12 или 9,7%.

Учреждения культуры и досуга представляют собой значимую составляющую социальной инфраструктуры сельской местности для обеспечения условий культурного развития и отдыха сельского населения. В сельской местности расположено 1810 объектов культуры и искусства, а также историко-культурных объектов, из которых 21 имеет федеральное значение.

Число объектов историко-культурного значения, требующих ремонта, реставрации, по состоянию на 01.01.2005 составляет 179 единиц, при этом в процессе реставрации находится лишь 23 единицы и 7 единиц - в процессе реконструкции. Морально и физически устарело музыкальное, звуковое и светотехническое оборудование.

Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки. Ими пользуются 54% всего сельского населения. На одно сельское поселение приходится 3,85 библиотек. Библиотеки в значительной степени обеспечивают конституционное право жителей села на свободный доступ к информации. На сегодняшний день в сельской инфраструктуре именно библиотеки являются единственными учреждениями, способными взять на себя всю полноту информационного обеспечения сельского населения, включая обеспечение информацией по вопросам права, местного самоуправления и социальной защиты.

Тем не менее сельские библиотеки не в полной мере удовлетворяют информационные потребности населения. Низкими темпами осуществляется обновление книжного фонда, большинство сельских библиотек не имеют компьютерной и копировальной техники (компьютеризировано лишь 12,8%), не телефонизированы.

Экономическая ситуация, сложившаяся в сельской местности, отрицательно сказалась, прежде всего, на состоянии материально-технической базы отрасли культуры, не позволяя сельским культурно-досуговым учреждениям в полной мере выполнять свою культурную миссию. Органы местного самоуправления районов Пермской области без использования программных средств и поддержки бюджетов разных уровней не в состоянии обеспечить развитие культурной инфраструктуры, сопоставимой с городским уровнем.

Сельский жилищный фонд Пермской области по состоянию на 2003 год составил 203958 жилых зданий (домов). Доля аварийного и ветхого жилья в сельской местности составляет 9,2%. При этом доля жилья, построенного до 1970 года, в общей численности жилых домов на селе составляет 58,2%.

По состоянию на конец 2003 года на учете на получение жилой площади стояло 80722 семьи, из которых 17,5% проживают в коммунальных квартирах, 12,1% - в общежитиях, 13,6% - в ветхом и аварийном жилье, а 46,9% от всех этих семей числятся на очереди в течение 10 и более лет. За 2003 год смогли улучшить свои жилищные условия лишь 4% от числа нуждающихся.

Одной из основных причин плохой обеспеченности сельского населения жильем, невозможности улучшения жилищных условий является низкий уровень благосостояния сельского населения, который, в свою очередь, обусловлен высоким уровнем безработицы на селе и невозможностью трудоустройства сельских жителей.

Доля сельского жилого фонда, полностью обеспеченного набором коммунальных услуг по данным на 2002 год составила 9,8% от всего сельского жилого фонда. По состоянию на 01.01.2005 центральным водоснабжением обеспечено 36,8% сельских жилых домов, горячим водоснабжением - 8,0%, канализацией - 18,9%, центральным отоплением - 15,5%.

По состоянию на 01.01.2005 в сельской местности газифицировано в среднем 60,5% жилого фонда, включая сетевое газоснабжение и снабжение сжиженным газом. Необходимость расширения сети центрального газоснабжения обусловлена тем, что газ является неотъемлемой составляющей для обеспечения как централизованных, так и локальных, автономных систем отопления и горячего водоснабжения жилых домов.

Обеспеченность сельского населения телефонными аппаратами на 100 человек составила 10,5 шт., что в 2,5 раза ниже обеспеченности телефонными аппаратами городских жителей. Доля телефонизированных сельских населенных пунктов в настоящее время составляет 63%.

Большинство телефонных сетей в сельской местности морально устарели. Значительное количество учреждений социальной сферы не телефонизировано. Отсутствие телефонной связи в населенных пунктах может привести к несвоевременному информированию оперативных служб.

Основные перевозки сельскохозяйственных грузов производятся по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе сельским. Общая протяженность дорог в сельской местности Пермской области по состоянию на 01.01.2005 составляет 15139,1 км, из них федерального значения - 36,6 км, областного значения - 9036,5 км, сельских дорог - 5739,9 км.

Дороги с твердым покрытием в общей протяженности дорог в сельской местности составляют 74,7%. Обеспеченность дорогами с твердым покрытием на 1000 человек сельского населения в настоящее время составляет 11,5 км. Одновременно по плотности автомобильных дорог (на 1000 кв. км территории) и плотности дорожной сети (на 1000 человек населения) Пермская область занимает предпоследнее место среди других регионов Приволжского федерального округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»