(с изменениями на 30 апреля 2008 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 29 августа 2007 года N 93-ПК
Законом Пермского края от 30 апреля 2008 года N 233-ПК
________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области и Законодательным
Собранием Коми-Пермяцкого
автономного округа 30 ноября 2006 года
Статья 1
Утвердить краевую целевую программу «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы» (прилагается).
Статья 2
Объем финансирования краевой целевой программы «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы» определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края.
Статья 3
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов
Текст документа сверен по:
рассылка
Приложение
к Закону Пермского края
от 23 декабря 2006 года N 41-КЗ
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2007-2010 ГОДЫ» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
(в редакции Закона Пермского края от 30 апреля 2008 года N 233-ПК)
Наименование Программы | Краевая целевая программа «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы» | |||||
Основание разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»; | |||||
Государственный заказчик, координатор Программы | Министерство сельского хозяйства Пермского края | |||||
Основные разработчики Программы | Министерство сельского хозяйства Пермского края; | |||||
Руководитель Программы | Заместитель председателя Правительства Пермского края | |||||
Исполнители Программы, ответственные за направления | Министерство сельского хозяйства Пермского края; | |||||
Участники Программы | Определяются на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пермского края | |||||
Цель и задачи Программы. Важнейшие | Основными целями Программы являются: | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | Срок реализации Программы: 2007 - 2010 годы | |||||
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования, а также внебюджетные источники финансирования по направлениям | Срок исполнения | Объем финансирования, всего, млн.руб. | В том числе за счет средств: | |||
федерального бюджета | краевого | местных бюджетов | Внебюджетных источников | |||
2007-2010 | 6476,151 | 1528,72 | 2804,445 | 727,396 | 1415,59 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 1100,652 | 252,146 | 648,41 | 188,1 | 11,996 | |
2007 | 797,375 | 83,91 | 439,434 | 208,131 | 65,9 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 67,752 | 6,496 |
| 19,37 | 2,996 | |
2008 | 3115,035 | 832,78 | 1378,63 | 209,135 | 694,49 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 430,193 | 108,53 |
| 48,34 | 3,0 | |
2009 | 1648,05 | 409,54 | 675,61 | 168,15 | 394,75 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 324,173 | 72,48 |
| 61,93 | 3,0 | |
2010 | 915,691 | 202,49 | 310,771 | 141,98 | 260,45 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 278,534 | 64,64 | 152,434 | 58,46 | 3,0 | |
По внебюджетным источникам | ||||||
Внебюджетные источники финансирования | 2007-2010 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Всего по внебюджетным источникам финансирования | 1415,59 | 65,9 | 694,49 | 394,75 | 260,45 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 11,996 | 2,996 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
Жилищное строительство в сельской местности | 76,1 | 16,1 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 3,996 | 0,996 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | |
Национальный проект «Развитие АПК» по направлению «обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» | 119,8 | 29,8 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 8,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности | 32,41 | 0 | 10,85 | 10,78 | 10,78 | |
в т.ч. Коми-Пермяцкий округ | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации | Реализация Программы к 2010 году позволит: | |||||
повысить оснащенность культурно-досуговых учреждений материально-техническими и информационными ресурсами в 330 библиотеках и обновить фонды литературы в 550 сельских библиотеках, в т.ч. в Коми-Пермяцком округе в 30 и 50 библиотеках соответственно; | ||||||
Организация контроля за реализацией Программы | Текущее управление и контроль хода реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Пермского края. |
Социальное состояние агропромышленного комплекса Пермского края характеризуется неустойчивостью и развитием ряда негативных процессов.
За последнее десятилетие в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, ликвидации старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Естественная убыль сельского населения с 1999 по 2004 год составила 167 тыс. человек, или 23%. Коэффициент смертности на селе в расчете на 1000 человек населения составляет 20,3 промилле, что выше среднего по области на 2 промилле. Продолжительность жизни в сельской местности мужского населения составляет 54,21 лет против 58,49 лет в городе, продолжительность жизни женского населения - 67,99 лет против 70,67 лет в городе.
Экономическая активность сельского населения в настоящее время достаточно низкая - чуть более 30% от всего населения, находящегося в работоспособном возрасте.
На протяжении долгого времени в Российской Федерации превалировал узконаправленный отраслевой подход к развитию сельских территорий. Данный подход предполагал преимущественное развитие на селе агропромышленного (на части территорий лесопромышленного) производства. В результате занятость сельского населения в большинстве населенных пунктов ограничивается сельским производством.
Сокращение спроса на продукцию сельского хозяйства привело к тому, что часть аграрной рабочей силы оказалась невостребованной. Неразвитость альтернативных источников доходов в сельской местности послужила причиной формирования открытой и скрытой безработицы, последняя проявилась в первую очередь в существенном снижении заработной платы в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями национальной экономики.
Существуют предпосылки к тому, что в перспективе сельское хозяйство области станет компактным и высокоэффективным сектором. Однако рост эффективности сельского хозяйства будет неизбежно означать дальнейшее уменьшение занятости в этом секторе экономики. В случае недостаточной развитости альтернативных источников доходов в сельской местности подобное положение усугубит проблему безработицы в сельской местности, критически скажется на благосостоянии населения.
По состоянию на 01.01.2005 в Пермской области функционирует 628 сельских школ, что составляет 60% от всех общеобразовательных учреждений области, в которых обучается 74,1 тыс. человек.
Обеспеченность сельских школ компьютерами остается низкой: на 100 учащихся приходится только 3,9 компьютеров. Только 44% сельских школ подключены к системе Интернет и имеют возможность использования новых технологий в образовательном процессе.
По состоянию на 01.01.2005 число сельских школ, требующих капитального ремонта, составило 199 школ, или 31,7%. В аварийном состоянии находится 30 школ, или почти 5% от всего числа сельских общеобразовательных учреждений.
В настоящее время медицинскую помощь сельскому населению оказывают 11 центральных районных, 2 номерных районных, 11 участковых больниц и 75 сельских врачебных амбулаторий. Коечный фонд сельских больниц составляет 2336 коек (8,7% от всего коечного фонда Пермской области).
На 01.01.2005 на 1000 человек сельского населения приходится около 4,2 врачебных больничных коек, в то время как в городе - почти 14. Обеспеченность сельского населения врачами составляет 1,3 врача на 1000 человек, что в 4 раза меньше в сравнении с городом. Доля сельских территорий Пермской области, обслуживаемых скорой и неотложной медицинской помощью в соответствии с нормативами, составляет лишь 35,8%.
Из 123 медицинских учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах, в капитальном ремонте нуждается 12 или 9,7%.
Учреждения культуры и досуга представляют собой значимую составляющую социальной инфраструктуры сельской местности для обеспечения условий культурного развития и отдыха сельского населения. В сельской местности расположено 1810 объектов культуры и искусства, а также историко-культурных объектов, из которых 21 имеет федеральное значение.
Число объектов историко-культурного значения, требующих ремонта, реставрации, по состоянию на 01.01.2005 составляет 179 единиц, при этом в процессе реставрации находится лишь 23 единицы и 7 единиц - в процессе реконструкции. Морально и физически устарело музыкальное, звуковое и светотехническое оборудование.
Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки. Ими пользуются 54% всего сельского населения. На одно сельское поселение приходится 3,85 библиотек. Библиотеки в значительной степени обеспечивают конституционное право жителей села на свободный доступ к информации. На сегодняшний день в сельской инфраструктуре именно библиотеки являются единственными учреждениями, способными взять на себя всю полноту информационного обеспечения сельского населения, включая обеспечение информацией по вопросам права, местного самоуправления и социальной защиты.
Тем не менее сельские библиотеки не в полной мере удовлетворяют информационные потребности населения. Низкими темпами осуществляется обновление книжного фонда, большинство сельских библиотек не имеют компьютерной и копировальной техники (компьютеризировано лишь 12,8%), не телефонизированы.
Экономическая ситуация, сложившаяся в сельской местности, отрицательно сказалась, прежде всего, на состоянии материально-технической базы отрасли культуры, не позволяя сельским культурно-досуговым учреждениям в полной мере выполнять свою культурную миссию. Органы местного самоуправления районов Пермской области без использования программных средств и поддержки бюджетов разных уровней не в состоянии обеспечить развитие культурной инфраструктуры, сопоставимой с городским уровнем.
Сельский жилищный фонд Пермской области по состоянию на 2003 год составил 203958 жилых зданий (домов). Доля аварийного и ветхого жилья в сельской местности составляет 9,2%. При этом доля жилья, построенного до 1970 года, в общей численности жилых домов на селе составляет 58,2%.
По состоянию на конец 2003 года на учете на получение жилой площади стояло 80722 семьи, из которых 17,5% проживают в коммунальных квартирах, 12,1% - в общежитиях, 13,6% - в ветхом и аварийном жилье, а 46,9% от всех этих семей числятся на очереди в течение 10 и более лет. За 2003 год смогли улучшить свои жилищные условия лишь 4% от числа нуждающихся.
Одной из основных причин плохой обеспеченности сельского населения жильем, невозможности улучшения жилищных условий является низкий уровень благосостояния сельского населения, который, в свою очередь, обусловлен высоким уровнем безработицы на селе и невозможностью трудоустройства сельских жителей.
Доля сельского жилого фонда, полностью обеспеченного набором коммунальных услуг по данным на 2002 год составила 9,8% от всего сельского жилого фонда. По состоянию на 01.01.2005 центральным водоснабжением обеспечено 36,8% сельских жилых домов, горячим водоснабжением - 8,0%, канализацией - 18,9%, центральным отоплением - 15,5%.
По состоянию на 01.01.2005 в сельской местности газифицировано в среднем 60,5% жилого фонда, включая сетевое газоснабжение и снабжение сжиженным газом. Необходимость расширения сети центрального газоснабжения обусловлена тем, что газ является неотъемлемой составляющей для обеспечения как централизованных, так и локальных, автономных систем отопления и горячего водоснабжения жилых домов.
Обеспеченность сельского населения телефонными аппаратами на 100 человек составила 10,5 шт., что в 2,5 раза ниже обеспеченности телефонными аппаратами городских жителей. Доля телефонизированных сельских населенных пунктов в настоящее время составляет 63%.
Большинство телефонных сетей в сельской местности морально устарели. Значительное количество учреждений социальной сферы не телефонизировано. Отсутствие телефонной связи в населенных пунктах может привести к несвоевременному информированию оперативных служб.
Основные перевозки сельскохозяйственных грузов производятся по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе сельским. Общая протяженность дорог в сельской местности Пермской области по состоянию на 01.01.2005 составляет 15139,1 км, из них федерального значения - 36,6 км, областного значения - 9036,5 км, сельских дорог - 5739,9 км.
Дороги с твердым покрытием в общей протяженности дорог в сельской местности составляют 74,7%. Обеспеченность дорогами с твердым покрытием на 1000 человек сельского населения в настоящее время составляет 11,5 км. Одновременно по плотности автомобильных дорог (на 1000 кв. км территории) и плотности дорожной сети (на 1000 человек населения) Пермская область занимает предпоследнее место среди других регионов Приволжского федерального округа.