(с изменениями на 1 ноября 2008 года)
(редакция, действующая с 29 ноября 2008 года)
__________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 13 сентября 2006 года N 12-КЗ; (Газета "Российская газета" от 21 сентября 2006 года N 210 (4176))
Законом Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК; (Газета "Российская газета" от 17 июля 2007 года N 152 (4415))
Законом Пермского края от 26 декабря 2007 года N 185-ПК; (Пермская краевая газета "Звезда" от 4 января 2008 года N 1 (31221))
Законом Пермского края от 2 июля 2008 года N 257-ПК;
Законом Пермского края от 1 ноября 2008 года N 346-ПК;
__________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области и Законодательным
Собранием Коми-Пермяцкого
автономного округа 20 апреля 2006 года
Статья 1
Утвердить краевую целевую программу «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы» (прилагается).
Статья 2
Объем финансирования краевой целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы» на 2006 год определяется Законом Пермской области «О бюджете Пермской области на 2006 год» отдельной строкой.
Объемы финансирования на последующие годы определяются законами Пермского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Статья 3
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Финансирование мероприятий 26, 27 таблицы 1 «Сводная таблица программных мероприятий и финансовых затрат» осуществляется после вступления в силу Закона Пермского края о наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями.
Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов
от 12.05.2006 N 5-КЗ
Краевая целевая программа
«Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов
Пермского края на 2006-2008 годы»
Наименование Программы | Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы | ||||
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) | Распоряжение губернатора Пермской области от 24.06.2005 N 276-р «О разработке проекта областной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2010 годы» | ||||
Государственный заказчик Программы (в редакции Закона Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК) | Министерство социального развития Пермского края | ||||
Основные разработчики Программы (в редакции Закона Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК) | Министерство социального развития Пермского края | ||||
Исполнители Программы (в редакции Закона Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК) | Министерство социального развития Пермского края | ||||
Участники Программы | Организации различных форм собственности, организационно-правовых форм, привлекаемые на конкурсной основе по договору к реализации программных мероприятий | ||||
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели | Целью Программы является обеспечение социальной интеграции инвалидов в общество посредством формирования и реализации государственного заказа на услуги по комплексной социальной и медицинской реабилитации.
| ||||
Сроки и этапы реализации Программы (подпрограммы) | Программа будет выполняться поэтапно с 2006 года по 2008 год. | ||||
Общая стоимость Программы (подпрограммы) с расшифровкой по годам и источникам финансирования (в редакции Законов Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК, от 2 июля 2008 года N 257-ПК) | Источник финансирования | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Всего за 2006-2008 годы |
Областной (краевой) бюджет, тыс. руб. | 10259,1 | 24631,6 | 20506,0 | 55396,7 | |
Федеральный бюджет, тыс. руб. <(*)> | 1330,0 | 1453,0 | 1230,0 | 4013,0 | |
Местный бюджет, тыс. руб. < (**)> | - | 743,3 | 210,0 | 953,3 | |
Средства внебюджетных источников, тыс. руб. | 1143,0 | 2110,2 | 1846,2 | 5099,4 | |
Общая стоимость Программы, тыс. руб. | 12732,1 | 28938,1 | 23792,2 | 65462,4 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Увеличение на 37% доли инвалидов со снятыми ограничениями физической независимости от общего числа инвалидов, имеющих ограничения физической независимости. | ||||
Организация контроля за реализацией Программы (в редакции Закона Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК) | Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Администрация губернатора Пермского края, Администрация Коми-Пермяцкого округа, Контрольно-счетная палата Пермской области. |
_________________________
(*) Средства федерального бюджета распределяются ежегодно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на конкурсной основе.
(**) По согласованию.
1.1. Краевая целевая программа «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы» (далее -- Программа) направлена на решение задач по обеспечению интеграции инвалидов в общество посредством межведомственного взаимодействия и межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
1.2. В настоящей Программе используются основные понятия и термины:
Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Реабилитация профессиональная - комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных по состоянию здоровья условиях труда, с целью достижения им материальной независимости и интеграции в общество.
Реабилитация социальная - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановления их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, различных видов патроната и социального обеспечения.
Реабилитация медицинская - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов (больных) к бытовой, общественной и профессиональной деятельности путем проведения восстановительных медицинских мероприятий, реконструктивной хирургии, протезирования, ортезирования и санаторно-курортного лечения. (абзац шестой в редакции Закона Пермского края от 10 июля 2007 года N 68-ПК)
Интеграция в общество - процесс и итог восстановления разрушенных связей человека с обществом, обеспечивающий и характеризующий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Доля инвалидов составляет 8% от общей численности населения края.
Среди главных причин инвалидности отмечаются:
общее заболевание - 96,7% в общей структуре причин инвалидности, причем основными являются заболевания системы кровообращения, на втором месте - онкозаболевания, на третьем - травмы;
военная травма - 1,3%;
трудовое увечье - 1,0%;
заболевание, полученное вследствие ликвидации последствий радиационных аварий, - 0,3%.
Доля инвалидов I группы составляет 11,3%, инвалидов II группы - 63,9%, инвалидов III группы - 20,3%. При этом в структуре численности инвалидов в большей степени возрастает количество инвалидов II и III группы, которые при использовании современных методов реабилитации имеют наибольший потенциал для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности.
В целях оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидам в крае по состоянию на 01.12.2005 создано 21 областное и муниципальное учреждение (отделение) социального обслуживания населения, работает 40 домов-интернатов на 5591 стационарное место, в которых обслуживается 86,5% инвалидов от общего контингента проживающих.
Финансирование из областного бюджета на содержание стационарных мест в областных домах-интернатах ежегодно увеличивается, и в 2005 году составило 258600,0 тыс. рублей. Причем средняя стоимость услуг на одного инвалида в доме-интернате составляет 46,9 тыс. рублей в год, тогда как стоимость услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов, в которых оказываются нестационарные услуги, составляет 12,0 тыс. рублей в год.
Несмотря на значительные бюджетные и административные затраты на содержание государственных учреждений, их деятельность недостаточно эффективна. Существуют следующие нерешенные проблемы:
действующая сеть учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5% инвалидов; ежегодно оперируется более 1500 инвалидов (больных) с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с каждым годом на 14% возрастает число больных с осложненной травмой. Реабилитация этой категории инвалидов (больных) проводится разрозненно, без единой методики и не в полном объеме;
растет очередность на помещение в дома-интернаты, которая составляет 368 человек (в 2004 г. - 341 чел.), на надомное обслуживание очередность составляет 907 человек;
сеть учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, развита лишь в 16 территориях края, что не позволяет обеспечить равные права инвалидов на доступ к услугам по комплексной реабилитации;
произошло снижение в 2 раза по сравнению с 2003 годом численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение;
оснащенность оборудованием и приспособлениями учебно-реабилитационного процесса в специализированных образовательных учреждениях для инвалидов не соответствует стандартам;
оснащенность учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, реабилитационным оборудованием составляет только 40%;
обеспеченность учреждений кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем только 36%;
отсутствуют стандарты гарантированных услуг, методика определения тарифов на услуги, методика оценки качества оказываемых услуг, новые малозатратные и высокоэффективные технологии комплексной реабилитации инвалидов;
отсутствует механизм обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры; ограничен доступ инвалидов к информационным и культурным ресурсам;
не используется в реабилитационном процессе потенциал негосударственных и общественных организаций.
Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках Программы.
3. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение социальной и медицинской интеграции инвалидов в общество посредством формирования и реализации государственного заказа на услуги по комплексной социальной и медицинской реабилитации.
Для достижения основной цели Программы требуется решение следующих задач:
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество;
обеспечение равных возможностей во всех территориях края в предоставлении услуг по комплексной социальной реабилитации инвалидов, имеющих стойкие ограничения жизнедеятельности, для самостоятельной ориентации в пространстве и самообслуживания в быту;
разработка и внедрение новых малозатратных и высокоэффективных нестационарных технологий и услуг по комплексной реабилитации инвалидов; разработка и внедрение новых высокоэффективных технологий по медицинской реабилитации инвалидов (больных) с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп инвалидов к важнейшим объектам социальной инфраструктуры, информационным и культурным источникам;
создание конкурентной среды посредством привлечения на рынок услуг по комплексной реабилитации инвалидов новых агентов из негосударственного сектора;