Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять концепцию областной целевой программы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
Текст документа сверен по:
рассылка
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 ноября 2005 года № 2698
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНВАЛИДОВ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ»
Концепция областной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы» (далее -Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению социальной интеграции инвалидов в общество.
Концепция разработана в соответствии с основными федеральными и региональными правовыми документами по социальной реабилитации и защите инвалидов.
Концепция является основой для разработки областной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы» (далее - Программа) и последующих областных нормативных актов, направленных на решение задач по обеспечению интеграции инвалидов в общество на основе взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
1. Содержание и актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения программными средствами
Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Численность инвалидов составляет 224,7 тыс. человек, то есть 8% от общей численности населения области. Отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов (приложение, таблица 1). Растет количество граждан, впервые признанных инвалидами (приложение, таблица 2). Превышение среднеобластного показателя первичной инвалидности (107,6 на 10000 взрослого населения) зарегистрировано в 23 территориях области, особенно в городских. Наиболее высокий показатель наблюдается в Ординском районе (198,6 промилле), Кизеле (195,4 промилле) и Соликамском районе (176,2 промилле).
Среди основных причин инвалидности отмечаются:
общее заболевание - 96,7% в общей структуре причин инвалидности, при этом основными являются заболевания системы
кровообращения, на втором месте - онкозаболевания, на третьем - травматизм;
военная травма - 1,3 %;
трудовое увечье - 1,0%;
заболевание, полученное вследствие ликвидации последствий радиационных аварий,- 0,3%.
Доля инвалидов I группы составляет 11,3%, инвалидов II группы - 63,9%, инвалидов III группы - 20,3% (приложение, таблица 3).
В целях оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидам в области создано 20 областных и муниципальных учреждений (отделений при муниципальных центрах социального обслуживания населения), работает 32 дома-интерната на 5410 стационарных мест, в которых обслуживается 86,5% инвалидов от общего контингента проживающих.
Финансирование из областного бюджета на содержание стационарных мест ежегодно увеличивается и в 2005 году запланировано 254,6 тыс. рублей. При этом средняя стоимость услуг на одного инвалида в год в доме-интернате составляет 46,2 тыс. рублей в год, тогда как стоимость услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов составляет 12,0 тыс. рублей в год.
Несмотря на значительные бюджетные и административные затраты на содержание государственных учреждений, их деятельность недостаточно эффективна. Существуют следующие нерешенные проблемы:
действующая сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5% инвалидов;
сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов развита лишь в 16 территориях области (приложение, таблица 4), что не позволяет обеспечить равные права инвалидов на доступ к услугам по комплексной реабилитации;
растет очередность на помещение в дома-интернаты, которая составляет в 2005 году 368 человек (в 2004 году - 341 человек), на надомное обслуживание очередность составляет в 2005 году 907 человек;
происходит снижение в 2 раза по сравнению с 2003 годом численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение;
оснащенность оборудованием и приспособлениями учебно-реабилитационного процесса в специализированных образовательных учреждениях для инвалидов не соответствует стандартам;
оснащенность учреждений комплексной реабилитации инвалидов реабилитационным оборудованием составляет только 40%;
обеспеченность учреждений социальной реабилитации инвалидов кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем только 36%;
отсутствуют стандарты гарантированных услуг, методика определения тарифов на услуги, методика оценки качества оказываемых услуг, новые малозатратные и высокоэффективные технологии комплексной реабилитации инвалидов;
отсутствует механизм обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры; ограничен доступ инвалидов к информационным и культурным ресурсам;
не используется в реабилитационном процессе потенциал негосударственных и общественных организаций.
Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках Программы.
Основной целью Программы является обеспечение социальной интеграции в общество инвалидов посредством формирования и реализации государственного заказа на услуги по комплексной социальной реабилитации.
Для достижения основной цели Программы требуется решение следующих задач:
обеспечение равных возможностей во всех территориях области в предоставлении услуг по комплексной социальной реабилитации инвалидам, имеющим стойкие ограничения жизнедеятельности, для самостоятельной ориентации в пространстве и самообслуживания в быту;
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество;
разработка и внедрение новых малозатратных и высокоэффективных нестационарных технологий и услуг комплексной реабилитации инвалидов;
создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп инвалидов к важнейшим объектам социальной инфраструктуры, информационным и культурным источникам;
создание конкурентной среды посредством привлечения в сферу услуг по комплексной реабилитации инвалидов новых агентов из негосударственного сектора;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальное обслуживание и реабилитацию инвалидов.
Система программных мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития комплексной реабилитации инвалидов, включая научное, технологическое, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.
Проблема | Причины | Целевая группа | Способ решения проблемы | Результат | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
| |||||||
Снижение численности трудоустраиваемых и направляемых на профессиональное обучение инвалидов | Низкая самооценка и пассивность инвалидов на рынке труда | Незанятые инвалиды, имеющие показания к трудоустройству | консультирование с целью профессионального самоопределения и построения карьеры (оплата услуг, приобретение оборудования); | увеличение на 10% доли занятых инвалидов | |||
Низкая конкурентноспособность инвалидов на рынке труда | Незанятые инвалиды, имеющие показания к трудоустройству | обеспечение профессиональной подготовки и повышения квалификации незанятых инвалидов (оснащение учебно-реабилитационного процесса); | |||||
Маломобильные инвалиды, имеющие показания к труду | надомные формы занятости и труда (социальный заказ) | ||||||
Высокая напряженность на региональном рынке труда инвалидов (на 1 вакансию - 2 инвалида) | Незанятые инвалиды, имеющие показания к труду | временное трудоустройство (долевое участие в создании рабочих мест) | |||||
| |||||||
Низкий и неравномерный охват и ограниченный доступ инвалидов к услугам по комплексной социальной | Отсутствие служб социальной реабилитации инвалидов в половине территорий области | Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи | создание и оснащение (техническое, технологическое, методическое, кадровое) кабинетов социальной реабилитации (социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации) инвалидов в каждой территории области. | увеличение на 40% доли инвалидов соснятыми ограничениями физической независимости; | |||
Отсутствие условий для разработки и внедрения эффективных технологий реабилитации для различных целевых групп инвалидов в различных территориях области | Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи | открытие и оснащение на базе Областного центра реабилитации инвалидов лаборатории социаль- ной реинтеграции; | |||||
Низкая обеспеченность реабилитационным оборудованием | Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи | содействие в обеспечении инвалидов средствами реабилитации, не предусмотренными федеральным перечнем, для облегчения их социально-бытовой адаптации | |||||
Низкая обеспеченность и низкий уровень подготовки специалистов | Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи | создание и оснащение единой образовательно-методической службы на базе областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр комплексной реабилитации инвалидов» | |||||
Ограничение доступа инвалидов к информации, достижениям культуры | Маломобильные группы инвалидов, глухие и слепые инвалиды | новые технологии беспрепятственного доступа инвалидов к информации и достижениям культуры | |||||
Ограничения в реализации творческого, физического и интеллектуального потенциала | Инвалиды со стойкими ограничениями в жизне-деятельности | конкурсы, фестивали, спортивные мероприятия, клубы общения, развитие творческих способностей инвалидов | |||||
| |||||||
Отсутствие механизма обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры | Отсутствие правового механизма и системы контроля, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры | Маломобильные инвалиды (колясочники, глухие, слепые) | разработка и внедрение нормативной базы и межведомственного механизма; | увеличение на 15% доли инвалидов со снятыми ограничениями мобильности | |||
Неразвитость рынка услуг по обслуживанию технических средств реабилитации | Инвалиды-колясочники | обучение навыкам пользования техническими средствами пере- движения |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно с 2006 года по 2008 год.
На первом этапе (2006-2007 годы) будут осуществляться мероприятия по:
разработке областной нормативной базы, государственных стандартов в сфере социального обслуживания инвалидов и технологий по комплексной реабилитации инвалидов;
размещению государственного заказа на нестационарные услуги комплексной реабилитации;
исследованию потребностей инвалидов в реабилитационных мероприятиях;
созданию единого информационного пространства (банка данных о субъектах, объектах, структуре, средствах реабилитации, реабилитационных возможностях территорий);
разработке методики оценки качества услуг;
приобретению реабилитационного оборудования для внедрения новых нестационарных технологий и услуг;
созданию системы подготовки кадров для работы по новым технологиям.
На втором этапе (2008 год) будут реализовываться мероприятия по:
внедрению новых технологий комплексной реабилитации инвалидов;
приобретению реабилитационного оборудования;
подготовке кадров.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки их эффективности
Таблица 2
№ п/п | Показатели | Прогнозируемый результат | ||
2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
1. | Доля инвалидов со снятыми ограничениями физической независимости от общего числа инвалидов, имеющих ограничения физической независимости, (%) |
|
|
|
2. | Доля инвалидов со снятыми ограничениями мобильности от общего числа инвалидов, имеющих ограничения мобильности, (%) |
|
|
|
3. | Доля занятых инвалидов от общего числа инвалидов, имеющих показания к труду, (%) |
|
|
|
4. | Доля инвалидов, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, от общего числа инвалидов, (%) |
|
|
|
5. | Доля инвалидов с суицидальной активностью от общего числа инвалидов (%) |
|
|
|
6. | Доля инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации, от общей численности инвалидов (%) |
|
|
|
7. | Продолжительность жизни инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации (число лет) |
|
|
|
8. | Доля инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании, от общего числа первично признанных инвалидов I, II групп (%) |
|
|
|
9. | Экономия средств областного бюджета на стационарное обслуживание инвалидов (тыс. рублей) |
|
|
|