ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2005 года № 2698


О концепции областной целевой программы "Реабилитация
и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы"



Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Принять концепцию областной целевой программы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
 Н.А.Девяткин


Текст документа сверен по:
рассылка  

Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 ноября 2005 года № 2698

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНВАЛИДОВ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ»

Концепция областной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы» (далее -Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению социальной интеграции инвалидов в общество.

Концепция разработана в соответствии с основными федеральными и региональными правовыми документами по социальной реабилитации и защите инвалидов.

Концепция является основой для разработки областной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы» (далее - Программа) и последующих областных нормативных актов, направленных на решение задач по обеспечению интеграции инвалидов в общество на основе взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.

1. Содержание и актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения программными средствами


Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Численность инвалидов составляет 224,7 тыс. человек, то есть 8% от общей численности населения области. Отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов (приложение, таблица 1). Растет количество граждан, впервые признанных инвалидами (приложение, таблица 2). Превышение среднеобластного показателя первичной инвалидности (107,6 на 10000 взрослого населения) зарегистрировано в 23 территориях области, особенно в городских. Наиболее высокий показатель наблюдается в Ординском районе (198,6 промилле), Кизеле (195,4 промилле) и Соликамском районе (176,2 промилле).


     Среди основных причин инвалидности отмечаются:


общее заболевание - 96,7% в общей структуре причин инвалидности, при этом основными являются заболевания системы

кровообращения, на втором месте - онкозаболевания, на третьем - травматизм;


     военная травма - 1,3 %;

     трудовое увечье - 1,0%;


заболевание, полученное вследствие ликвидации последствий радиационных аварий,- 0,3%.

Доля инвалидов I группы составляет 11,3%, инвалидов II группы - 63,9%, инвалидов III группы - 20,3% (приложение, таблица 3).

В целях оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидам в области создано 20 областных и муниципальных учреждений (отделений при муниципальных центрах социального обслуживания населения), работает 32 дома-интерната на 5410 стационарных мест, в которых обслуживается 86,5% инвалидов от общего контингента проживающих.

Финансирование из областного бюджета на содержание стационарных мест ежегодно увеличивается и в 2005 году запланировано 254,6 тыс. рублей. При этом средняя стоимость услуг на одного инвалида в год в доме-интернате составляет 46,2 тыс. рублей в год, тогда как стоимость услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов составляет 12,0 тыс. рублей в год.

Несмотря на значительные бюджетные и административные затраты на содержание государственных учреждений, их деятельность недостаточно эффективна. Существуют следующие нерешенные проблемы:

действующая сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5% инвалидов;

сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов развита лишь в 16 территориях области (приложение, таблица 4), что не позволяет обеспечить равные права инвалидов на доступ к услугам по комплексной реабилитации;

растет очередность на помещение в дома-интернаты, которая составляет в 2005 году 368 человек (в 2004 году - 341 человек), на надомное обслуживание очередность составляет в 2005 году 907 человек;

происходит снижение в 2 раза по сравнению с 2003 годом численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение;

оснащенность оборудованием и приспособлениями учебно-реабилитационного процесса в специализированных образовательных учреждениях для инвалидов не соответствует стандартам;

оснащенность учреждений комплексной реабилитации инвалидов реабилитационным оборудованием составляет только 40%;

обеспеченность учреждений социальной реабилитации инвалидов кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем только 36%;

отсутствуют стандарты гарантированных услуг, методика определения тарифов на услуги, методика оценки качества оказываемых услуг, новые малозатратные и высокоэффективные технологии комплексной реабилитации инвалидов;

отсутствует механизм обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры; ограничен доступ инвалидов к информационным и культурным ресурсам;

не используется в реабилитационном процессе потенциал негосударственных и общественных организаций.

Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках Программы.


2. Основные цели, задачи Программы, система программных мероприятий


Основной целью Программы является обеспечение социальной интеграции в общество инвалидов посредством формирования и реализации государственного заказа на услуги по комплексной социальной реабилитации.

Для достижения основной цели Программы требуется решение следующих задач:

обеспечение равных возможностей во всех территориях области в предоставлении услуг по комплексной социальной реабилитации инвалидам, имеющим стойкие ограничения жизнедеятельности, для самостоятельной ориентации в пространстве и самообслуживания в быту;

обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество;

разработка и внедрение новых малозатратных и высокоэффективных нестационарных технологий и услуг комплексной реабилитации инвалидов;

создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп инвалидов к важнейшим объектам социальной инфраструктуры, информационным и культурным источникам;

создание конкурентной среды посредством привлечения в сферу услуг по комплексной реабилитации инвалидов новых агентов из негосударственного сектора;

повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальное обслуживание и реабилитацию инвалидов.

Система программных мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития комплексной реабилитации инвалидов, включая научное, технологическое, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.


Система программных мероприятий

Проблема

Причины

Целевая группа

Способ решения проблемы

Результат

1

2

3

4

5


I. Мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов

Снижение численности трудоустраиваемых и направляемых на профессиональное обучение инвалидов

Низкая самооценка и пассивность инвалидов на рынке труда

Незанятые инвалиды, имеющие показания к трудоустройству

консультирование с целью профессионального самоопределения и построения карьеры (оплата услуг, приобретение оборудования);
организация занятий инвалидов в «клубах ищущих работу» с целью развития навыков эффективного общения и освоения технологий поиска работы (оплата услуг, приобретение оборудования)

увеличение на 10% доли занятых инвалидов



Низкая конкурентноспособность инвалидов на рынке труда

Незанятые инвалиды, имеющие показания к трудоустройству

обеспечение профессиональной подготовки и повышения квалификации незанятых инвалидов (оснащение учебно-реабилитационного процесса);
оказание поддержки самозанятости инвалидов (субсидии незанятым малообеспеченным инвалидам)




Маломобильные инвалиды, имеющие показания к труду

надомные формы занятости и труда (социальный заказ)



Высокая напряженность на региональном рынке труда инвалидов (на 1 вакансию - 2 инвалида)

Незанятые инвалиды, имеющие показания к труду

временное трудоустройство (долевое участие в создании рабочих мест)



II. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов

Низкий и неравномерный охват и ограниченный доступ инвалидов к услугам по комплексной социальной
реабилитации

Отсутствие служб социальной реабилитации инвалидов в половине территорий области

Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи

создание и оснащение (техническое, технологическое, методическое, кадровое) кабинетов социальной реабилитации (социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации) инвалидов в каждой территории области.

увеличение на 40% доли инвалидов соснятыми ограничениями физической независимости;
уменьшение на
10% доли инвалидов, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость;
уменьшение на 5% доли инвалидов с суицидальной активностью;
увеличение на 71,5% охваченных услугами социальной реабилитации инвалидов;
увеличение продолжительности жизни инвалидов, охваченных услугами социальной реабили- тации на 0,5 лет

Отсутствие условий для разработки и внедрения эффективных технологий реабилитации для различных целевых групп инвалидов в различных территориях области

Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи

открытие и оснащение на базе Областного центра реабилитации инвалидов лаборатории социаль- ной реинтеграции;
открытие и оснащение опорно- экспертных площадок для разра- ботки и внедрения новых техноло- гий (на конкурсной основе);
разработка и внедрение новых высокоэффективных и малоза- тратных технологий социальной реабилитации (социальный заказ);
разработка и внедрение стандар тов услуг, методики определения тарифов на услуги, исследование потребностей инвалидов различ ных территорий области в реаби литационных мероприятиях;
создание единого информационного пространства (банк данных о субъектах, объектах, структуре, средствах реабилитации, реабилитационных возможностях территорий);

Низкая обеспеченность реабилитационным оборудованием

Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи

содействие в обеспечении инвалидов средствами реабилитации, не предусмотренными федеральным перечнем, для облегчения их социально-бытовой адаптации

Низкая обеспеченность и низкий уровень подготовки специалистов

Инвалиды со стойкими ограничениями жизнедеятельности в быту, труде и обучении, нуждающиеся в посторонней помощи

создание и оснащение единой образовательно-методической службы на базе областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр комплексной реабилитации инвалидов»

Ограничение доступа инвалидов к информации, достижениям культуры

Маломобильные группы инвалидов, глухие и слепые инвалиды

новые технологии беспрепятственного доступа инвалидов к информации и достижениям культуры

Ограничения в реализации творческого, физического и интеллектуального потенциала

Инвалиды со стойкими ограничениями в жизне-деятельности

конкурсы, фестивали, спортивные мероприятия, клубы общения, развитие творческих способностей инвалидов


III. Мероприятия по обеспечению доступа к социальным объектам инфраструктуры

Отсутствие механизма обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры

Отсутствие правового механизма и системы контроля, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры

Маломобильные инвалиды (колясочники, глухие, слепые)

разработка и внедрение нормативной базы и межведомственного механизма;
внедрение технологий беспрепятственного передвижения на улице (социальный заказ)

увеличение на 15% доли инвалидов со снятыми ограничениями мобильности

Неразвитость рынка услуг по обслуживанию технических средств реабилитации

Инвалиды-колясочники

обучение навыкам пользования техническими средствами пере- движения


3. Сроки и этапы реализации Программы


     Программа будет выполняться поэтапно с 2006 года по 2008 год.

     На первом этапе (2006-2007 годы) будут осуществляться мероприятия по:


разработке областной нормативной базы, государственных стандартов в сфере социального обслуживания инвалидов и технологий по комплексной реабилитации инвалидов;

размещению государственного заказа на нестационарные услуги комплексной реабилитации;

исследованию потребностей инвалидов в реабилитационных мероприятиях;


созданию единого информационного пространства (банка данных о субъектах, объектах, структуре, средствах реабилитации, реабилитационных возможностях территорий);

разработке методики оценки качества услуг;


приобретению реабилитационного оборудования для внедрения новых нестационарных технологий и услуг;

созданию системы подготовки кадров для работы по новым технологиям.

     На втором этапе (2008 год) будут реализовываться мероприятия по:

     внедрению новых технологий комплексной реабилитации инвалидов;

     приобретению реабилитационного оборудования;

     подготовке кадров.

     

4. Ожидаемые результаты реализации Программы, формы и методы оценки их эффективности

Таблица 2

п/п

Показатели

Прогнозируемый результат



2006 год

2007 год

2008 год

1.

Доля инвалидов со снятыми ограничениями физической независимости от общего числа инвалидов, имеющих ограничения физической независимости, (%)



10



20



45

2.

Доля инвалидов со снятыми ограничениями мобильности от общего числа инвалидов, имеющих ограничения мобильности, (%)



5



15



20

3.

Доля занятых инвалидов от общего числа инвалидов, имеющих показания к труду, (%)


5


10


15

4.

Доля инвалидов, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, от общего числа инвалидов, (%)


37


35


30

5.

Доля инвалидов с суицидальной активностью от общего числа инвалидов (%)


8


7


6

6.

Доля инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации, от общей численности инвалидов (%)


20


50


80

7.

Продолжительность жизни инвалидов, охваченных услугами социальной реабилитации (число лет)


60


60


60,5

8.

Доля инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании, от общего числа первично признанных инвалидов I, II групп (%)


27,5


25,0


22,0

9.

Экономия средств областного бюджета на стационарное обслуживание инвалидов (тыс. рублей)


0


6310,62


30121,50

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»