Действующий

О концепции жилищной политики в Пермской области на 2003-2010 годы


2. Состояние нормативной правовой базы


Поворотным этапом в законодательном регулировании жилищных отношений в России можно считать принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность реализации гражданами права на жилище путем предоставления жилья на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также приобретения и строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Статьей 36 Конституции были сняты ограничения на право свободного владения, пользования и распоряжения земельными участками, предназначенными для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.

Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", в развитие конституционного права граждан на жилище, были установлены основы правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Принятие Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обусловило ускорение приватизации жилищного фонда и увеличение слоя частных собственников жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1993 N 595 была утверждена Государственная целевая программа "Жилище", определившая принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики и наметившая конкретные меры по решению следующих основных задач:

создание правовой базы в целях осуществления жилищной реформы;

преодоление сокращения объемов жилищного строительства;

изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения;

поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;

демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства, а также управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда;

комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.

В целях реализации указанной программы в течение последних 10 лет на федеральном уровне принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений, в том числе:

Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации;

федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс;

Федеральный закон "О товариществах собственников жилья";

Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и изданные на его основе ведомственные акты;

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

федеральные законы, предусматривающие предоставление жилья отдельным категориям населения бесплатно или на льготных условиях и многие другие.

Следует особо отметить Указ Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.97 N 425, предусматривающий изменение системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства путем перехода от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Данный нормативный акт стал основой для разработки соответствующих региональных программ.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, направлена на продолжение вышеуказанных преобразований в жилищной сфере. В рамках данной программы приняты и реализуются следующие нормативные правовые акты:

подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";

подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";

подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";

подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";

подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации".

Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".

Кроме того, разрабатываются подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе молодых ученых".

Таким образом, в результате осуществления намеченных мероприятий на федеральном уровне созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.

Правовое регулирование жилищной сферы в Пермской области в рассматриваемый период осуществлялось по двум направлениям: