Недействующий

ЗАКОН

 

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 августа 2004 года N 1518-306


ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ"

(в ред. Законов Пермской области от 06.05.2005 N 2192-483, от 11.11.2005 N 2616-578, Законов Пермского края от 05.06.2006 N 3058-691, от 19.12.2006 N 3382-787)

Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
22 июля 2004 года


Статья 1. Утвердить программу "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004-2006 годы" (прилагается).

Статья 2. Объем финансирования настоящей областной целевой Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермской области отдельной строкой.

Статья 3. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. губернатора
Пермской области
О.А.ЧИРКУНОВ

11.08.2004 N 1518-306




Приложение
к Закону
Пермской области
от 11.08.2004 N 1518-306

     

 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ"

 (в ред. Законов Пермской области от 06.05.2005 N 2192-483, от 11.11.2005 N 2616-578, Законов Пермского края от 05.06.2006 N 3058-691, от 19.12.2006 N 3382-787)

Паспорт областной целевой программы "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004-2006 годы"

     
     Наименование программы     "Развитие первичной медико-санитарной помощи

     сельскому населению Пермской области на

     2004-2006 годы"

     Основание разработки       Решение коллегии Минздрава России от 22.05.2001

     программы                  N 10 "О состоянии и мерах по улучшению медицинской

     помощи сельскому населению Российской Федерации",

     Постановление Законодательного Собрания Пермской

     области от 22.01.2004 N 1239 "О концепции областной

     целевой программы "Развитие первичной

     медико-санитарной помощи сельскому населению

     Пермской области"

     Государственный заказчик   Администрация Пермской области

     программы

     Разработчик программы      Управление здравоохранения Пермской области

     Руководитель программы     Заместитель губернатора Пермской области

     Исполнители программы      Управление здравоохранения Пермской области, органы

     местного самоуправления (по согласованию)

     Участники программы        Учреждения здравоохранения области, хозяйствующие

     субъекты различных форм собственности, привлекаемые

     на конкурсной основе по договору к реализации

     программных мероприятий

     Цель и задачи программы    Улучшение показателей состояния здоровья сельского

     населения на основе повышения качества и

     доступности медицинской помощи.

     Укрепление материально-технической и лечебно-

     диагностической базы сельских учреждений

     здравоохранения.

     Введение в практику работы сельских лечебно-

     профилактических учреждений современных методов

     диагностики и лечения.

     Проведение рациональной кадровой политики в

     сельском здравоохранении

     Сроки реализации           2004-2006 годы

     программы

     Объемы и источники         Общий объем финансирования Программы - 216952,0

     финансирования программы   тыс. руб. (2004 г. - 18699,3 тыс. руб., из них:

     средства областного бюджета - 13868,6 тыс. руб.,

     средства муниципальных бюджетов - 4830,7 тыс. руб.;

     2005 г. - 90097,1 тыс. руб., из них: средства

     областного бюджета - 65710,1 тыс. руб., средства

     муниципальных бюджетов - 24387,0 тыс. руб.; 2006 г.

     - 108155,6 тыс. руб., из них: средства областного

     бюджета - 78283,5 тыс. руб., средства муниципальных

     бюджетов - 29872,1 тыс. руб.)

     (в ред. Закона Пермской области от 06.05.2005 N 2192-483)

     Ожидаемые конечные         Обеспечение потребностей сельского населения

     результаты реализации      первичной медицинской помощью, гарантированного

     программы                  объема и качества;

     достижение положительной динамики целевых

     показателей: снижение младенческой смертности,

     рост числа выявленных заболеваний

     Организация контроля за    Контроль за реализацией Программы осуществляют:

     реализацией программы      Законодательное Собрание Пермской области,

     администрация Пермской области, Контрольно-счетная

     палата Пермской области

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Правовой основой для принятия и реализации областной целевой программы "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004-2006 годы" (далее - программа) являются: Конституция Российской Федерации, Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1202-р, решение коллегии Минздрава России от 22.05.2001 "О состоянии и мерах по улучшению медицинской помощи сельскому населению Российской Федерации", Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах", Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22.01.2004 N 1239 "О концепции областной целевой программы "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004-2006 годы".

Областная целевая программа "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на период 2004-2006 годы" - это комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в области совершенствования первичной медико-санитарной помощи сельскому населению области.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Программа предусматривает консолидацию действий государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления по комплексному решению проблем:

оптимизации системы сельского здравоохранения;

укрепления материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения;

проведения рациональной кадровой политики.

Анализ функционирующей системы здравоохранения позволяет сделать вывод, что среди неблагоприятных тенденций в здравоохранении следует выделить недостаточный уровень финансирования, прогрессирующее ухудшение материально-технической базы, дороговизна лекарств, кадровые проблемы и сопряженное с этим снижение доступности медицинской помощи широким слоям населения. В этих условиях наблюдается нарастающая тенденция ухудшения медико-демографических данных и показателей состояния здоровья населения.

Особенно неблагоприятное положение наблюдается среди сельских жителей, численность которых в Пермской области 732 тыс. человек или 25% от общей численности населения Пермской области. Об этом свидетельствуют показатели состояния здоровья сельских жителей Пермской области в сравнении с аналогичными показателями у городского населения.

Демографические показатели

Период

Рождаемость
 (на 1000
 насел.)  

Смертность
 (на 1000
 насел.)

Естественный
 прирост   

 Младенческая
 смертность
 (на 1000
родившихся жив.)

город

село

город

село

город

село

 город  

 село  

1998 г.

 8,9

 11,5

 12,8

14,9

 -3,9

 -3,4

 14,0

 18,7

1999 г.

 8,4

 11,1

 14,4

16,0

 -6,0

 -4,9

 17,0

 23,1

2000 г.

 8,8

 11,0

 15,2

17,1

 -6,4

 -6,1

 14,2

 20,5

2001 г.

 9,6

 10,9

 15,5

17,2

 -5,9

 -6,3

 13,2

 16,6

2002 г.

 10,4

 11,6

 16,7

19,3

 -6,3

 -7,7

 12,6

 17,5


Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных в Пермской области

Мужчины

Женщины

Город     

 58,49

 70,67

Село      

 54,21

 67,99


Темпы снижения уровня здоровья сельских жителей, как правило, выше чем у городских, а показатели состояния здоровья ниже чем в городской местности. Общая смертность сельских жителей в области за 10 лет (1991-2001 годы) выросла на 29,3%, достигнув 17,2% на 1000 населения, что на 11% больше чем среди городских жителей. Младенческая смертность в сельской местности выше смертности городских младенцев на 27,3% и составила в 2001 году - 16% на 1000 родившихся живыми в 2001 году. Отмечаются высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, прежде всего, от травм и отравлений. Возрастная структура населения в сельской местности имеет регрессивный тип: дети в общей численности составляют всего 18,2%. За 10-летний период (1991-2001 годы) рождаемость в сельских районах снизилась на 69,9% и составила всего 10,9% на 1000 населения.

Уровень выявляемости заболеваний у сельских жителей, в связи с низкой доступностью врачебной медицинской помощи, в 2 раза ниже истинного.

Общая (выявленная) заболеваемость (на 1000 населения)

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Город       

 1528,3

 1621,9

 1669,6

 1695,6

 1732,8

Село        

 686,1

 737,5

 802,2

 901,9

 910,1


Неблагоприятная ситуация в сельских районах создалась по ряду социально значимых заболеваний: туберкулез, алкоголизм, ряд онкозаболеваний, психозы. Ухудшение состояния здоровья сельского населения требует совершенствования сети и структуры лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

Инфраструктура сельского здравоохранения существенно отличается от инфраструктуры городского здравоохранения. Первичная медицинская помощь оказывается на фельдшерских пунктах (47,9%), в сельских врачебных амбулаториях (23,8%), в участковых больницах (16,4%) и в ЦРБ (11,8%). До 40% амбулаторных приемов для сельских жителей выполняются средними медицинскими работниками. При этом число посещений к врачам в течение года на 1 жителя в ряде сельских территорий составило менее 4,5% (при среднеобластном показателе - 8,1%).

Уровень обеспеченности врачами на 10000 населения в сельской местности в среднем менее 20, при среднеобластном показателе 42. Отмечается высокая текучесть медицинских кадров, в основном, в связи с жилищно-бытовыми проблемами и проблемами профессионального роста и, как следствие, неукомплектованность 6% фельдшерских пунктов средним медицинским персоналом, 9,3% сельских врачебных амбулаторий и 14,3% участковых больниц - врачами.

Уровень госпитализации сельского населения по совокупному показателю всех уровней организации лечебно-диагностического процесса мало отличается от аналогичного показателя по городскому населению. При этом на уровне участковых больниц и ЦРБ, где сельское население получает основной объем медицинской помощи, квалифицированная стационарная помощь может быть оказана по 8-10 специальностям. Потенциальные возможности этих учреждений ниже чем в городских учреждениях здравоохранения (число исследований по функциональной диагностике в сельских учреждениях здравоохранения в среднем 40 на 100 пролеченных больных, при среднеобластном показателе 90,7). При этом в сельских больницах нередко лечатся больные по медико-социальным показаниям.

Проблемы, связанные с организацией скорой и неотложной помощи сельскому населению, связаны с большим радиусом обслуживания, перегруженностью непрофильными вызовами и неудовлетворительным состоянием автотранспорта службы скорой медицинской помощи.

Сельские территории области, как правило, дотационные и не имеют дополнительных источников финансирования для развития социальной сферы.

В целях преодоления негативных тенденций в организации медицинской помощи сельскому населению и улучшения показателей состояния его здоровья разработана программа "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на период 2004-2006 годы", обеспечивающая приоритетность развития первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»