В межбюджетных отношениях предполагается обеспечить сдвиг от их преимущественно выравнивающей или компенсаторной функции к функции экономического стимулирования.
Последнее может быть достигнуто на основе реальной заинтересованности муниципальных образований, даже наиболее слабых в финансовом отношении, в наращивании и более эффективном использовании своего налогового потенциала, в том числе и через различные формы поддержки инвестиционной активности на местах.
При этом стимулирующая функция не может быть адресована лишь доходной стороне бюджетного процесса, но в значительной мере должна содержать инструменты, обеспечивающие эффективность бюджетных расходов.
Ориентиром и критерием должно служить достижение муниципальными образованиями максимума количества и качества бюджетных услуг на единицу затрат бюджетных ресурсов, для оценки чего должны быть осуществлены соответствующие методологические разработки. Наличие среди муниципальных образований «слабых звеньев», администрация которых неспособна обеспечить необходимое качество бюджетного процесса, приводит к необходимости разработки особых режимов бюджетных отношений с наиболее слабыми муниципальными образованиями, а затем - к практическому использованию данных моделей для известного числа муниципальных образований области на основе специально разработанной федеральной и региональной нормативно-правовой базы. Целесообразность таких специальных режимов как гаранта интересов налогоплательщиков, получателей бюджетных средств, а также и как инструмента стабилизации и подъема экономики той или иной территории широко подтверждена международной практикой.