Действующий

О Концепции управления государственной собственностью в Пермской области

1.3. Состояние нормативной правовой базы


Для эффективного управления государственной собственностью законодательство предоставляет следующие возможности:

разграничивать права собственности в государственном секторе экономики между Российской Федерацией, областью, муниципальными образованиями;

пересматривать приоритеты управления и распоряжения государственным имуществом, устанавливать контроль и регулирование в государственном секторе экономики области;

повышать эффективность приватизации на основе существенного расширения ее способов, закрепленных в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

создать систему экономических критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты и правоотношения включаются в сферу государственных интересов и государственного регулирования в рамках компетенции органов государственной власти;

проводить мониторинг земель в целях упорядочения и оптимизации процедур их использования;

создать инфраструктуру рынка земли;

упорядочить подход к организации рыночной оценки стоимости государственного имущества Пермской области независимыми оценщиками;

разработать комплекс нормативных правовых и распорядительных актов в сфере экономики, определяющих направления реализации единой политики сбалансированного функционирования и развития объектов государственной собственности в Пермской области.

Разграничение полномочий и компетенции в управлении и распоряжении государственной собственностью базируется на следующих принципах:

приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

необходимость повышения эффективности использования ресурсов в той мере, в какой это позволяет федеративное устройство;

обеспечение соответствия между полномочиями, обязательствами и их ресурсным обеспечением на каждом уровне власти.

Основополагающими в этой части среди нормативных правовых актов являются: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы: «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 № 101-ФЗ, «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ.

На областном уровне введен в действие указ губернатора Пермской области от 20.08.2001 № 202 «О преобразовании комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области в департамент имущественных отношений Пермской области» (этим указом утверждено Положение о департаменте). Постановлением губернатора Пермской области от 19.12.96 № 448 утвержден ряд положений о порядке управления государственной собственностью Пермской области.

В развитие нормативной правовой базы для повышения эффективности управления государственной собственностью необходимо нормативные правовые акты области привести в соответствие с федеральным законодательством. В этих целях необходимо совершенствование и создание нормативных актов:

определяющих разграничение полномочий ресурсного обеспечения между органами государственной власти Российской Федерации, Пермской области  и органами местного самоуправления;    

определяющих принципы и процедуры перераспределения ресурсов;

характеризующих специфику использования государственной собственности в отдельных отраслях и сферах деятельности.

Требуется в законодательном порядке урегулировать порядок разграничения прав собственности на особые объекты, определить перечень ресурсов федеральной собственности в Пермской области, основываясь на принципе исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации). Разграничение ресурсов должно повлечь изменение статей расходов и доходов соответствующих бюджетов.

В частности, следует внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

Закон Пермской области «Об управлении государственной собственностью Пермской области» от 05.08.96 № 516-82;

постановление губернатора области от 19.12.96 № 448 «Об утверждении Положений о порядке управления государственной собственностью Пермской области» (в части приложений);

указ губернатора области от 24.11.2000 № 300 «О порядке назначения, деятельности и отчетности представителей Пермской области в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ»;

постановление губернатора области от 14.11.96 № 406 «Об обеспечении интересов области в органах управления акционерными обществами».

В связи с введением в действие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ следует внести изменения и дополнения в части возможности закрепления областного имущества за унитарными предприятиями на праве оперативного управления (казенное предприятие), определения порядка осуществления заимствований унитарными предприятиями и др. в следующие нормативные правовые акты:

Закон Пермской области «Об управлении государственной собственностью Пермской области» от 05.08.96 № 516-82;

постановление губернатора от 19.12.96 № 448 «Об утверждении положений о порядке управления государственной собственностью Пермской областью».