Недействующий


ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

РЕШЕНИЕ

от 2 июля 1991 года № 158


О правилах приема производственных
сточных вод в системы канализации
населенных пунктов Пермской области

___________________________________________
Утратило силу с 1 января 2004 года на основании:
указа губернатора Пермской области от 29 августа 2003 года № 167.
___________________________________________



В целях защиты водных объектов от загрязнений и упорядочения взаимоотношений предприятий водопроводно- канализационного хозяйства с промышленными предприятиями в части приема от них сточных вод на основе внедрения экономических методов регулирования исполнительный комитет областного Совета народных депутатов

решает:

1. Исполкомам городских и районный Советов народных депутатов:

- разработать и утвердить до 01.10.1991 г. местные правила приема производственных сточных вод с учетом экологической обстановки и специфики работы системы канализации конкретного населенного пункта. За основу принять типовые правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов (прилагаются);

- организовать контроль за выполнением указанных Правил приема промышленных стоков.

2. Территориальному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства (т. Бердоносов) представить в декабре 1991 года отчет о выполнении настоящего решения.

Исполняющий обязанности
председателя облисполкома
     А.А. Кочков


Управляющий делами облисполкома
     В.П. Прокопенко

          

Приложение
к решению Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов
от 2 июля 1991 года № 158

ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА
приема производственных сточных вод
в системы канализации населенных пунктов Пермской области

1. Общие положения


1.1. Типовые правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов Пермской области, далее - "Правила...", направлены на упорядочение сброса сточных вод промышленными предприятиями в системы канализации населенных пунктов Пермской области, стабилизацию работы очистных сооружений канализации, повышение ответственности промышленных предприятий и организаций за состояние водоохранной деятельности, внедрение ресурсосберегающих (безотходных) технологий.

1.2. Данные "Правила..." разработаны в соответствии с "Основами водного Законодательства СССР и союзных республик", "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", "Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (МЖКХ РСФСР, 1988), с учетом закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и постановления Верховного Совета СССР "О неотложных мерах экологического оздоравливания страны" от 27 ноября 1989 года, а также на основании "Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 179 от 30.05.90 г.

1.3. Правилами предусматривается нормирование сброса производственных сточных вод как по количеству стоков, принимаемых в систему канализации населенного пункта, так и по концентрации загрязнений, содержащихся в них. Максимальный объем производственных сточных вод принимаемый от абонента (лимит сброса сточных вод), устанавливается в договоре, заключаемом предприятием водопроводно-канализационного хозяйства с абонентами. Нормы предельно-допустимого сброса (ПДС) разрабатываются предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства на основании экологической паспортизации водоотведения промышленных предприятий и с учетом специфики их производства, технологического состояния, эффективности работы очистных сооружений канализации данного населенного пункта.

В случае отсутствия расчетных ПДС, временно разрешается применять установленные предельные допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ.

1.4. Разработанные нормы ПДС или установленные ПДК для загрязняющих веществ, содержащихся в сбрасываемых производственных стоках, согласовываются областным комитетом по охране природы и утверждаются райгорисполкомами местных Советов народных депутатов.

1.5. В  качестве меры экономического воздействия на абонентов за ущерб, наносимый системами канализации, и загрязнение водных объектов, вводится повышенная плата за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов.

1.6. Повышенная плата за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов взимается с абонентов, отнесенных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июня 1970 г. № 351 "Об упорядочении тарифов на услуги, оказываемые коммунальными водопроводными и канализациоными предприятиями в городах РСФСР" к третьей группе.

1.7. Заключение договоров на прием производственных стоков в канализацию между предприятиями водопроводно- канализационного хзяйства и абонентами производится в соответствии с действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 июня 1983 г. № 285 и настоящими правилами.

1.8. Абоненты обеспечивают соблюдение нормативов на сброс и условий водоотведения, разработанных в установленном порядке и утвержденных исполкомами местных Советов народных депутатов.

1.9. Постоянный контроль за соблюдением абонентами требований настоящих Правил, количеством и составом производственных сточных вод, принимаемых от абонентов в системы канализации населенных пунктов, осуществляется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства.

1.10. Данные правила вступают в силу после утверждения их исполкомами местных Советов народных депутатов и являются обязательными для всех предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Требования к производственным сточным водам,
принимаемым в системы канализации


2.1. В системы канализации населенных пунктов разрешается принимать производственные сточные воды, которые не вызывают нарушений в работе канализационых сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации и могут быть очищены на очистных сооружениях совместно со сточными водами населенных пунктов до нормативов ПДС, согласованных с органами Госкоприроды.

2.2. Концентрации загрязняющих веществ в производственных сточных водах не должны превышать уровней расчетных норм ПДС или в случае их отсутствия расчетных норм ПДК, согласованных с органами Госкомприроды.

2.3. Запрещается сбрасывать в систему канализации населенных пунктов производственные сточные воды промышленных предприяий, содержащие:

- вещества, способные засорять трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, гипс, металлическая стружка и т.д.);

- вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений канализации;

- вредные вещества в концентрациях, препятствующих процессу биологической очистки сточных вод;

- опасные бактериальные загрязняющие вещества;

- нерастворимые масла, смолы, мазут;

- биологически трудноокисляемые органические вещества;

- взвешенные и всплывающие вещества в концентрациях, превышающих 500 мг/л;

- биологические не окисляющиеся "жесткие" СПАВ;

- только минеральные вещества;

- вещества, для которых не установлены предельно-допустимые концентрации (ПДК) в воде водных объектов;

- кислоты, горючие примеси, токсичные и растворенные газообразные вещества (растворители: бензин, диэтиловый эфир, дихлорэтан, бензол идр.) способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, цианистоводородная кислота, пары летучих ароматических углеводородов и др.) и другие взрывоопасные и токсичные смеси;

- концентрированные маточные и кубовые растворы;

- грунт, строительный или бытовой мусор;

- радиоактивные вещества;

- производственные стоки, имеющие температуру выше 40 градусов С, pH ниже 6,5 или выше 9,0, ХПК выше БПК5 более чем в 2,5 раза.

2.4. Не допускается прием в систему канализации объединенных производственных сточных вод, взаимодействие которых может привести к образованию эмульсий, ядовитых или взрывоопасных газов, а также большого количества нерастворимых веществ, стоки, содержащие соли кальция, магния и щелочных растворов, соду, сульфид натрия, хлор, фенолы и т.д.

2.5. Сброс производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольного колодца, размещаемого за пределами предприятия. Указанные выпуски абоненты по согласованию с предприятиями водопроводно-канализационного хоозяйства должны оборудовать приспособлениями для постоянного контроля за расходом и качеством сточных вод по каждому выпуску (расходомерами, автоматическими пробоотборниками, пломбируемыми запорными устройствами).

2.6. В случаях, когда количество и состав производственных сточных вод значительно изменяется в течение суток, предприятия должны устанавливать специальные емкости-усреднители, обеспечивающие равномерный в течение суток сброс сточных вод.

2.7. Оценка эффективности работы очистных сооруений канализации определяется по параметрам, заложенным в проекте.

3. Экономический механизм компенсации наносимого ущерба


3.1. Экономический механизм компенсации за наносимый ущерб системам канализации и водоемам представляет взимание повышенной платы за сверхнормативный сброс производственных сточных вод в систему канализации.

3.2. Размер повышенной платы определяется исходя из объема общего водоотведения и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах следующим образом:

- за превышение лимита сброса сточных вод - в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сверхнормативного сброса;

- за превышение допустимых концентраций (ПДС или ПДК) по одному загрязнителю - в двухкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод;

- за превышение допустимых концентраций одновременно по двум загрязнителям - в трехкратном, по трем - в четырехкратном и т.д. размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод. При этом кратность увеличения действующего тарифа ограничивается десятью;

- за сброс веществ, не удаляемых на очистных сооружениях канализации, а также за залповый сброс любого вида загрязнений - в десятикратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод.

В случае обнаружениия в сточных водах предприятия загрязняющих веществ, не представленных в перечне сбрасываемых ингредиентов, предприятие заказывает и оплачивает разработку норм ПДС для этого вещества. До окончания разработки норм ПДС предприятие оплачивает штрафы, кк сверхнормативный сброс или обязано прекратить сброс.

3.3. При превышении одновременно лимита сброса сточных вод и допустимых концентраций повышенная плата начисляется отдельно по каждому виду нарушения нормативов сброса сточных вод.

3.4. В случае выхода из строя очистных сооружений в результате гидравлического перезагруза или сброса в канализацию токсических веществ, ущерб нанесенный "водоему-приемнику" и сооружениям компенсируется абонентом-нарушителем за все время восстановления технологии нормативной биологической очистки (наращивания активного ила).

3.5. Повышенная плата за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, взимаемая с абонентов, не является компенсацией за нанесение ими прямого ущерба сетям и сооружениям коммунальной канализации или водному объекту, на возмещение которого предприятия водопроводно-канализационного хозяйства предъявляют абонентам соответствующие иски, оформленные в установленном порядке.

3.6. Объем сточных вод, за который взимается повышенная плата при превышении установленных нормативов на водоотведение, исчисляется следующим образом:

- при превышении лимита сброса сточных вод по фактически зарегистрированному объему водоотведения за установленный срок взимается с расчетов в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР;

- при превышении допустимых концентраций - по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период со дня предыдущего контроля состава сточных вод до устранения загрязнения и получения результатов нового контроля;

- при сбросе веществ, не удаляемых на очистных сооружениях канализации, или при залповом сбросе - фактическому объему водоотведения за установленный срок взаимных расчетов.

Залповым сбросом считается сброс сточных вод с превышением в 100 и более раз допустимой концентрации по любому виду загрязнений (за исключением меди, по которой залповым сбросом считается превышение допустимых концентраций более чем в 1000 раз), а также сброс агрессивного стока с pH менее 2 или более 12.

3.7. Порядок взимания повышенной платы за превышение установленных нормативов на водоотведение включается в условиях приема производственных сточных вод в систему канализации населенных пунктов, и устанавливается в договоре, заключаемым предприятием водопроводно-канализационного хозяйства с абонентами на отпуск воды и прием сточных вод.

3.8. Дополнительная плата, вносимая абонентами за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в систему канализации населенных пунктов, относится на хозрасчетный доход (убытки), остающийся в распоряжении предприятий, объединений и организаций.

3.9. Суммы платежей за превышение установленных нормативов на водоотведение снимаются со счетов абонентов по безакцептной форме расчетов.

3.10. Дополнительный доход, полученный предприятиями водопроводно-канализационого хозяйства при взимании повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, относится на хозрасчетный доход (прибыль), остающийся в распоряжении предприятий, и направляется на финансирование плановых мероприятий по развитию и эксплуатации систем канализации.

4. Порядок контроля за сбросом производственных сточных вод
в сети канализации населенных пунктов


4.1. Контроль  за качеством и составом производственных сточных вод, принимаемых от абонентов в системы канализации населенных пунктов, осуществляется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, путем производства химических анализов состава сточных вод, взятых в контрольных колодцах и кгидрометрических замеров объемов сбрасываемых сточных вод.

4.2. Абоненты обеспечивают:

- соблюдение нормативов и условий водоотведения, разработанных в установленном порядке и утвержденных исполкомами местных Советов народных депутатов;

- систематическое представление предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства сведений об объемах, качественном составе сточных вод и режиме их сброса в сети канализации, а также передачу информации в органы госкомприроды ио всех аарийных ситуациях, приводящих к сверхнормативным сбросам. Периодичность представления данных определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства. Абонент несет ответственность за достоверность представленных материалов;

- возможность проведения предприятиями водопроводно-канализационного хоязйства или привлекаемыми для этих целей специализированными организациями в любое время суток контроля за сбросом сточных вод, включая представление необходимых документов, приборов, устройств и эксплуатационного персонала.     

Главный инженер ТПО ЖКХ
     В.М. Кучев

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»