___________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 9 декабря 2002 года № 523-100.
___________________________________________________________
Действие Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года на основании:
Закона Пермской области от 30 декабря 2002 года № 549-103.
___________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
5 декабря 2001 года
Утвердить областную целевую программу «Создание информационно-статистических ресурсов в Пермской области в 2002-2003 годах» (прилагается).
Финансовые средства на реализацию программы предусматриваются в бюджете Пермской области на соответствующий финансовый год.
Контроль за выполнением программы осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Ю. П. Трутнев
от 27 декабря 2001
№ 1939-348
Областная целевая программа
«Создание информационно-статистических ресурсов
в Пермской области в 2002-2003 годах»
Паспорт областной целевой программы «Создание информационно-статистических ресурсов в Пермской области в 2002-2003 годах» Программные мероприятия на 2002-2003 годы | 3 |
Наименование Программы | Областная целевая программа «Создание информационно-статистических ресурсов в Пермской области в 2002-2003 годах» |
Основание для разработки Программы | Решение Законодательного Собрания Пермской области от 22.06.2000 № 1026 |
Заказчики Программы | Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области |
Разработчики Программы | Пермский областной комитет государственной статистики, главное управление экономики администрации Пермской области |
Основные исполнители Программы и ее мероприятий | Пермский областной комитет государственной статистики, главное управление экономики администрации Пермской области |
Цель и задачи Программы | Основная цель Программы - создание информационно-статистических ресурсов Пермской области для наиболее полного удовлетворения потребностей исполнительных и представительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, других потребителей в оперативной и объективной информации о социально-экономическом развитии области. Для достижения этой цели будут реализованы следующие задачи: формирование оптимизированной системы экономико-статистических показателей и создание на ее основе комплексной трехуровневой базы данных (предприятие, территория, область); обеспечение высокой оперативности и максимальной объективности информации; формирование информационно-статистических ресурсов на современном программно-технологическом и техническом уровне; максимальное соблюдение требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа, при сборе, обработке, накоплении предоставлении информации. |
Срок действия Программы | 2002 - 2003 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Целевые ассигнования из областного бюджета: Всего - 3920 тыс. рублей, в том числе: 2002 год - 1920 тыс. рублей, 2003 год - 2000 тыс. рублей (с изменениями Закона Пермской области от 9 декабря 2002 года № 523-100) |
Ожидаемые результаты реализации Программы
| Реализация Программы будет способствовать расширению возможностей: анализа процессов и оценки эффективности развития экономики области, ее городов и районов; обеспечения информационной поддержки в сфере контроля за формированием и расходованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов и рационального управления ими; повышения эффективности принимаемых решений по управлению муниципальными образованиями; изучения формирования и развития рынка товаров и услуг, недвижимости, инвестиций с целью повышения их эффективности; изучения демографических и социальных процессов, происходящих в области и формированию эффективной социальной политики. |
Контроль за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет главное управление экономики администрации области |
Являясь территориальными органами федеральной исполнительной власти региональные комитеты государственной статистики в своей деятельности в первую очередь ориентированы на информационные потребности федерального центра. Госкомстат РФ обеспечивает формирование государственного заказа на региональную статистическую информацию и соответствующее методологическое и финансовое обеспечение.
При этом, система показателей, их масштаб (территориальный разрез) и периодичность, соответствующие федеральному госзаказу не всегда соответствуют информационным потребностям региональных органов власти и управления, а тем более органов местного самоуправления. Муниципальная статистика в настоящее время лишена возможности развиваться и полноценно обеспечивать функции управления регионального и территориального управления.
В Концепции комплексной целевой программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области, одобренной решением Законодательного Собрания Пермской области 22.06.2000 № 1026, отмечена необходимость развития информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и создания единого устойчивого информационного пространства в Пермской области. При этом среди основных проблем выделяются:
а) обеспечение органам местного самоуправления доступа к информации о ресурсах территории (трудовых, земельных, лесных, водных, полезных ископаемых и других);
б) создание системы обеспечения органов местного самоуправления информацией о субъектах хозяйственной деятельности территории (отношения собственности, результаты хозяйственной деятельности и др.).
Кроме того, потребность региона или муниципального образования в информации зависит от социально-экономических особенностей, действующей системы управления, полномочий органов управления, правовых и нормативных актов и только на базе федеральных работ невозможно всесторонне охарактеризовать многие происходящие в регионе процессы и явления.
Основная цель Программы - создание информационно-статистических ресурсов Пермской области для наиболее полного удовлетворения потребностей органов государственной власти области и других потребителей в оперативной и объективной информации о происходящих в экономике и обществе процессах.
Для достижения этой цели будут реализованы следующие задачи:
формирование оптимизированной системы экономико-статистических показателей и создание на ее основе комплексной трехуровневой базы данных;
обеспечение высокой оперативности и максимальной достоверности информации;
создание информационно-статистических ресурсов на современном программно-технологическом и техническом уровне;
максимальное соблюдение требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа, при сборе, обработке, накоплении предоставлении информации.
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному выполнению работ по созданию информационно-статистических ресурсов в Пермской области и дальнейшему их совершенствованию для полного удовлетворения потребностей органов власти и управления области в информации для принятия управленческих решений.
Программные мероприятия условно формируются в пять блоков:
формирование системы показателей и создание многоуровневой базы данных;
организация сбора и обработки информации на основе вновь разработанных систем показателей и актуализация базы данных;
реализация современных методов и информационных технологий при формировании и предоставлении информационных ресурсов;
обеспечение конфиденциальности информации и защиты от несанкционированного доступа;
правовая основа создания и использования статистических информационных ресурсов области.
3.1. Формирование системы показателей и создание многоуровневой базы данных
Система показателей должна базироваться на формах государственных федеральных, региональных статистических наблюдений, а также показателях ведомственной статистики и отчетности, нецентрализованной в органах статистики. В основу системы показателей предполагается заложить трехуровневый принцип их подбора. За основу системы показателей будут взяты разработанные в рамках программы ТАСИС проект «Статистика-3» система показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования. Система показателей корректируется с учетом замечаний муниципальных образований и областных ведомств, после чего вносится на утверждение Законодательным Собранием Пермской области. В дальнейшем система показателей будет открытой: она может меняться в зависимости от условий изменения методологии исчисляемых отдельных показателей, проведения новых наблюдений и обследований, изменившихся потребностей органов власти в информации.
3.1.1. Первый уровень - система показателей, характеризующая деятельность хозяйствующих субъектов и позволяющая анализировать его собственную деятельность
Показатели этого уровня направлены на характеристику производителей товаров и услуг (всех отраслей и видов деятельности) с точки зрения условий и результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйствующие субъекты по составу характеризующих их показателей подразделяются на три группы.
К первой группе относятся крупные и средние предприятия и предприятия, имеющие в уставном капитале долю государства 25 и более процентов. В состав показателей, характеризующих данную группу предприятий, входят данные об их демографии, показатели, позволяющие анализировать количественный и качественный состав ресурсов предприятия, касающиеся его производственной деятельности (объемы производства, материальные затраты и т.п.) и эффективности работы (характеризующих отдачу факторов производства, финансово-экономическую устойчивость и др.).
Ко второй группе относятся субъекты малого бизнеса - юридические лица. Для их характеристики будут использованы показатели из Единого Государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), годовой бухгалтерской отчетности и единовременных обследований.
К третьей группе относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (частные предприниматели). Областную базу данных по ним только предстоит создать в 2002 году. В дальнейшем в нее можно будет включить данные налоговой инспекции и предполагающегося единовременного обследования деятельности частных предпринимателей.
3.1.2. Второй уровень - система показателей, характеризующая социально-экономическое развитие города, района
Значительная часть этих показателей будет получена за счет обработки информации первого уровня.
Но для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления муниципальным образованием необходимы показатели, характеризующие все формы жизнедеятельности: уровень жизни и занятости населения, бюджетно-финансовое состояние, демографическая ситуация, экология, правопорядок. Кроме того, показатели должны характеризовать состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории. Получить эти показатели можно из соответствующих государственных статистических наблюдений и ведомственной статистики.
Система показателей муниципальной статистики должна включать относительно небольшое количество показателей, но в то же время она должна быть достаточной для глубокого изучения муниципальной территории, для проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием. Для этой цели вводится группа индикативных показателей, позволяющая получить сводный индекс развития территории.
Данная система позволит оценить не только состояние дел в городе (районе), но и вклад отдельной территории в экономику области, получить информацию о хозяйствующих субъектах данной территории и их роли в экономике и социальной сфере города (района).
3.1.3. Третий уровень - система показателей, характеризующая социально-экономическое положение области
Эта система позволит анализировать фактическое состояние дел, прогнозировать тенденции развития области и базируется частично на показателях систем более низкого уровня, а частично на показателях, характерных только для третьего уровня. Особое значение для этого уровня имеют макроэкономические показатели, среди которых выделяется блок показателей эффективности экономики.
Важное место в системе показателей регионального уровня предполагается отвести показателям оценки деятельности муниципальных образований и уровня руководства ими.
Применение единой методологии расчетов и технологических подходов делают показатели сопоставимыми независимо от уровня использования информации.
Отдельной, но весьма актуальной проблемой, рассматриваемой в рамках настоящей Программы, является разработка методики построения интегрального показателя (показателей) развития административно-территориальных образований области.
На основе разработанной системы показателей проводятся проектно-технологические работы и создается многоуровневая база данных с годовым объемом более миллиона показателей, в том числе по характеристике муниципальных образований - около 200 тысяч показателей в расчете на год.
3.2. Реализация современных методов и информационных технологий при формировании и предоставлении информационных ресурсов
Для реализации современных методов и информационных технологий при формировании и предоставлении информационных ресурсов будут использованы следующие основные проектные решения:
1. Основу информационной системы составят два сервера баз данных с применением отказоустойчивой кластерной технологии. Система проектируется как устойчивая к возможным катастрофам. Серверы предполагается разместить: один - в здании Пермоблкомстата (ул.Революции, 66), другой - в здании Законодательного Собрания и администрации области (ул.Ленина, 51). ЛВС объединяются IP-каналом, по которому через определенные временные интервалы в автоматическом режиме будет осуществляться резервное копирование. ОС и СУБД определяются при формировании системы показателей с учетом эксплуатируемых платформ.
2. В качестве физической среды телекоммуникационной системы предлагается использовать волоконно-оптический кабель реализуемый «Информационно-телекоммуникационной системой специального назначения органов государственной власти Пермской области».
3. Для решения задач резервного копирования и архивирования данных серверы оснащаются системами хранения данных на базе автоматической библиотеки на магнитных лентах или магнитооптических дисках.
4. Производится наращивание программно-технологических ресурсов локальной вычислительной сети Пермоблкомстата за счет увеличения количества рабочих станций типа Пентиум.
5. Технологический этап передачи информации с муниципального на региональный уровень обеспечивается средствами электронной почты через модемную связь в сети Интернет.