Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2000 года № 1026


О Концепции целевой комплексной программы развития
муниципальных образований и реализации конституционных
полномочий местного самоуправления в Пермской области

(с изменениями на 23 марта 2001 года)
____________________________________________________
Документ утратил силу с 21 марта 2005 года на основании
Закона Пермской области от 05 марта 2005 года № 2097-459
("Российская газета" от 11 марта 2005 года № 48 (3717))
____________________________________________________

___________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Законодательного Собрания от 23 марта 2001 года № 1452

___________________________________________________


В соответствии с рекомендацией областного съезда депутатов

Законодательное Собрание Пермской области РЕШАЕТ:

1. Одобрить Концепцию целевой комплексной программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области (прилагается).

2. Отделу по взаимодействию с органами местного самоуправления совместно с экспертно-аналитическим управлением аппарата Законодательного Собрания продолжить работу по подготовке проекта целевой комплексной программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области в соответствии с одобренной Концепцией.

3. Для подготовки к первому чтению проекта целевой комплексной программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области создать рабочую группу в следующем составе:

Карпов В.А., депутат Законодательного Собрания от избирательного округа № 19, заместитель председателя Законодательного Собрания

Зотина Л.В., депутат Законодательного Собрания от избирательного округа № 11, заместитель председателя комитета по региональной политике;

Кац А.Б., депутат Законодательного Собрания от избирательного округа № 4, член комитета по социальной политике и правам человека;

Крепышев П.К., депутат Законодательного Собрания от избирательного округа № 38, заместитель председателя комитета по экономической политике и налогам

Разутдинов Р.З., депутат Законодательного Собрания от избирательного округа № 36, член комитета бюджету и внебюджетным фондам;

Зуев Л.П., заведующий отделом по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания;

Лукьяненко З.Б., начальник экспертно-аналитического управления аппарата Законодательного Собрания;

Яшин Н.А., заместитель губернатора области (введен постановлением Законодательного Собрания от  23 марта 2001 года № 1452);


Пихтовников Г.Л., начальник отдела по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата администрации области (введен постановлением Законодательного Собрания от  23 марта 2001 года № 1452);

Леонченко М.В., заместитель председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации области (по согласованию);

Полошкин В.С., заместитель начальника главного управления природопользования администрации области (по согласованию);

Портнова Н.А., заместитель председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области (по согласованию);

Тимофеева Н.Б., заместитель начальника главного управления финансов и налоговой политики администрации области (по согласованию);

Щербинин Ю.Б., заместитель начальника главного управления экономики администрации области (по согласованию).

4. Контроль за выполнением решения возложить на комитет по региональной политике (Бурцев О.Б.).

Заместитель председателя
Законодательного Собрания
В.А. Карпов


Приложение
 к решению Законодательного Собрания Пермской области
 от 22 июня 2000 года № 1026


КОНЦЕПЦИЯ
комплексной целевой программы развития муниципальных
образований и реализации конституционных полномочий
местного самоуправления в Пермской области


СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание проблем развития муниципальных образований

2. Основные цели, задачи и обоснование необходимости решения проблем местного самоуправления программными методами

3. Структура Программы

4. Механизм реализации Программы

5. Ресурсное обеспечение, сроки и организация исполнения Программы

6. Ожидаемые результаты


1. Содержание проблем развития муниципальных образований


Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в системе общественных властно-политических отношений определяется тем, что самоуправление наиболее приближено к населению, им формируется, ему непосредственно подконтрольно, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

В 1993-1999 годах принят ряд федеральных и более 50 областных законов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления. Приняты основополагающие законы - определены территориальная основа муниципальных образований;

порядок создания, преобразования и упразднения муниципальных образований;

финансовые основы местного самоуправления и основы межбюджетных отношений. Сформированы муниципальные органы.

Вместе с тем система правового обеспечения местного самоуправления и конституционных прав на местное самоуправление еще не сложилась полностью. Существуют пробелы в регулировании отношений собственности, внебюджетных отношений, недостаточна нормативная база инвестиционной деятельности субъектов местного самоуправления.

Система управления социально-экономическим развитием муниципальных образований не обеспечена достоверной информацией, позволяющей разрабатывать стратегию, прогнозировать и планировать развитие муниципальных образований. Многие муниципальные образования не имеют специалистов достаточной квалификации для разработки обоснованных и реализуемых программ развития.

В настоящее время необходимо ставить и решать вопросы перехода от государственной поддержки становления местного самоуправления, к обеспечению развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления:

во-первых, совершенствование системы нормативных правовых актов по местному самоуправлению (федеральных, областных и муниципальных) как основы, обеспечивающей прогнозирование, стратегию и планирование социально-экономического развития муниципальных образований и реализацию конституционных прав субъектов местного самоуправления;

во-вторых, развитие информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (органов местного самоуправления) и создания устойчивого единого информационного пространства в Пермской области;

в-третьих, формирование организационно-кадровых предпосылок (условий) развития муниципальных образований и обеспечения конституционных прав субъектов местного самоуправления в Пермской области.

При развитии правового пространства Пермской области (системы нормативных правовых актов - федеральных, областных и муниципальных), связанного с местным самоуправлением, основными проблемами являются:

а) распределение полномочий и ответственности между органами местного самоуправления и государственной власти, в том числе отношений собственности и эффективности управления ею; формирование системы анализа (мониторинга) эффективности влияния нормативных правовых актов на социально-экономические процессы;

б) взаимодействие органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами по поводу использования (включения в оборот) ресурсов территории, в том числе бюджетных;

в) поддержка инвестиционной активности субъектов территории как собственно через бюджет развития, так и через другие механизмы, обеспечивающие правовые гарантии инвесторам.

При развитии информационного пространства Пермской области, связанного с местным самоуправлением, основными проблемами являются:

а) обеспечение органам местного самоуправления доступа к информации о ресурсах территории (трудовых, земельных, лесных, водных, полезных ископаемых и других);

б) создание системы обеспечения органов местного самоуправления информацией о субъектах хозяйственной деятельности территории (отношения собственности, результаты хозяйственной деятельности и др.);

в) создание и организация эффективной работы систем информирования органов местного самоуправления и населения о планируемых к принятию, рассматриваемых (принимаемых) и принятых нормативных правовых актах (информация о правовых возможностях субъектов деятельности и правовая пропаганда; инвестиционные условия; взаимоотношения с собственниками и оперативный обмен иной информацией, в том числе по электронным сетям).

При формировании организационно-кадровых предпосылок (условий) развития муниципальных образований в Пермской области необходимо решить следующие основные проблемы:

а) создание и реализация на практике методики (системы) прогнозирования и стратегического (перспективного) планирования развития муниципальных образований Пермской области, а также оперативного планирования деятельности органов местного самоуправления;

б) повышение эффективности управления ресурсами (природными, финансовыми, недвижимостью);

в) формирование кадровой политики органов государственной власти и местного самоуправления в Пермской области (подготовка программ и методик обучения, повышение уровня культуры деятельности менеджеров, предпринимателей, муниципальных служащих).

Для решения указанных проблем необходима согласованность действий органов государственной власти и местного самоуправления. В качестве средства такого согласования предлагается Программа развития муниципальных образований и обеспечения конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области (далее Программа).

2. Основные цели, задачи и обоснование необходимости решения проблем
местного самоуправления программными методами

2.1. Пермская область является одним из ведущих регионов Российской Федерации по уровню развития местного самоуправления формированию экономической основы жизнедеятельности местных сообществ, обеспечению конституционных прав становления муниципальных образований и формирования органов местного самоуправления.

В соответствии с Основными положениями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.99 № 1370), учеными ряда вузов и институтов г.Перми в феврале 2000 года по инициативе Законодательного Собрания Пермской области проведен предварительный анализ развития муниципальных образований. Выполненная учеными работа выявила ряд объективно (исторически) обусловленных проблем и является обоснованием сформулированных выше стратегически важных задач развития муниципальных образований и обеспечения конституционных прав субъектов местного самоуправления.

В Пермской области объективно сформировались разные стартовые условия вхождения муниципальных образований в рынок, а именно: производственный и социальный потенциал, природно-ресурсная основа, подготовленность и компетентность органов местного самоуправления и другие. Именно эти факторы в период с 1994 по 2000 годы способствовали усилению дифференциации муниципальных образований области по уровню социально-экономического развития и, соответственно, обострению внутрирегиональных противоречий как между областью и местным самоуправлением, так и между муниципальными образованиями. Эти различия и противоречия проявляются в самых разных сферах общественной жизни.

Муниципальные образования Пермской области вполне оправданно (в соответствии с федеральными и областными законами) ставят вопросы о наделении их отдельными государственными полномочиями. Как правило, эти функции ранее исполняли местные Советы, а органы местного самоуправления продолжают их работу по традиции, не имея на то достаточных правовых оснований, а часто и ресурсов. Это - ведение воинского учета и военной мобилизации; опека и попечительство;

государственная и муниципальная статистика; метеорология, другие. Законодательным Собранием Пермской области принят рамочный Закон <О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями>, принят Закон <О передаче органам местного самоуправления полномочий ЗАГСов>. Необходимо продолжить эту законотворческую работу по передаче отдельных государственных полномочий, традиционно исполняемых на уровне местной власти, но отнесенных статьями 71 и 72 Конституции РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти.

Не менее остро поставлены вопросы о разграничении муниципальной и государственной собственности, полномочий органов местного самоуправления в управлении ею. Именно состоянием производственной сферы определяется наполняемость бюджета территории и, соответственно, вклад ее в пополнение областного консолидированного бюджета. Наряду с городами и районами - постоянными донорами (11 муниципальных образований), имеются дотационные территории. В бюджете 2000 года доля дотаций из областного бюджета в ряде районов составляет от 77 до 87 % (Б-Сосновский, Чердынский и другие районы). Важным аспектом данной проблемы является отсутствие стимулов у территорий-доноров к сохранению и закреплению своего статуса. Зачастую при формировании консолидированного бюджета происходит ежегодное снижение процентных отчислений по регулируемым налогам (налогу на прибыль, НДС) в их бюджеты.

В то же время территории-доноры имеют собственные проблемы, которые должным образом не решаются. Одна из основных несбалансированная структура экономики, невысокая доля отраслей, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей человека в товарах и услугах. Не сбалансирована и отраслевая структура промышленности. Со временем ситуация обостряется. Наметилась тенденция <вымывания> целых отраслей из промышленности территорий-доноров (в Чайковском точного машиностроения, в Добрянке - деревообработки и т. д.). Стихийное, эволюционное изменение производственной базы муниципальных образований способствует нарастанию территориальных диспропорций в уровне жизни населения и обеспеченности услугами социальной инфраструктуры. В 1998 г. разница в величине среднемесячной заработной платы между самой благополучной территорией (Березники) и самой бедной (Куединский район) составила 2,6 раза. По числу врачей, в расчете на 10000 жителей, Пермь превосходила Чердынский район в 7,7 раза. Наряду с территориями, где все дети школьного возраста обучаются только в первую смену, есть территории, где во вторую смену занимаются свыше 30% учащихся (города Добрянка, Кунгур, Чайковский, Чусовой; Очерский район).

<Расслоение> муниципальных образований по уровню благополучия провоцирует рост социальной напряженности, что находит свое выражение в росте преступности (за 1991 - 1999 гг. уровень преступности вырос в 2,2 раза), в распространении социальных патологий (наркомания, алкоголизм и пр.) и, в конечном счете, в психологическом дискомфорте. Отдельные муниципальные образования приобретают в глазах населения устойчивый негативный имидж, и жители их покидают. Причем решаются на этот шаг самые продуктивные (трудоспособные и квалифицированные) категории населения. В результате проигрывает и область в целом (миграционный прирост сократился только за последние три года в 1,5 раза).

Негативные тенденции, охватившие аграрную сферу, не только угрожают продовольственной безопасности Пермской области, но и (с учетом территориальных особенностей проявления) разрушают саму экономическую основу существования ряда муниципальных образований. В наибольшей степени в ходе реформ пострадали те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали поставки продовольствия в областной и государственный фонд и были представлены крупными государственными и коллективными предприятиями. Например, сбор зерна в области за 1990-1998 гг. сократился в 2,3 раза, производство молока - в 1,3 раза, мяса (только за 1995-1998 гг.) - в 1,2 раза. В итоге из 34 преимущественно аграрных муниципальных образований области к 1999 г. 100% убыточность сельхозпредприятий имели 15.

Практически не пострадали и даже демонстрируют подъем отрасли, традиционно опирающиеся на личные подсобные хозяйства населения, коллективные сады и огороды граждан. В первую очередь это выращивание овощей и картофеля (рост производства за 1990-1998 гг. соответственно в 2 и 1,5 раза). Очевидно, что эти примитивные формы организации сельскохозяйственного производства оказались важным средством выживания населения в современных условиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»