2. Анализ состояния проблемы
В современных формах развития общества социальная сфера является не просто затратной сферой, поглощающей финансовые средства, но и становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики региона. Социальная переориентация, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор в функционировании общества и производства. Таким образом, среди основных ресурсов региона важным, главным и основным является население. Молодежь является его стратегической составляющей. Изменение качества этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе в момент перехода граждан из категории «молодежь» в зрелую жизнь. Учитывая отсутствие массовой миграции молодежи и усиление тенденции включения молодежных лидеров в территориальные и отраслевые элиты, можно отметить, что наиболее активная сегодня часть молодежи будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
По данным проведенного в 2000 году Пермским государственным университетом социологического исследования «Социальные проблемы молодежи Прикамья в условиях трансформации российского общества» количество молодых людей в области на рубеже веков составляло 733 тысячи человек или 26% всего населения Прикамья. Из числа трудоспособного населения области 43,7% - молодые граждане. Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В настоящее время для молодежи характерен рост привлекательности образования, особенно высшего. Наблюдается рост количества молодых людей, образующих свое собственное дело. Увеличивается число молодых граждан, реализующих свой творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях, которые играют все большую роль в решении социальных проблем как молодежи, так и общества в целом.
В то же время, большая часть молодежи позиционирует себя вне поля реализации молодежной политики (54% опрошенных молодых людей считают, что государственная молодежная политика в Пермской области недостаточно эффективна, 24% - что ее вообще нет):
отсутствием информированности молодежи в области гражданских, социальных и трудовых прав (75% молодежи отмечают, что не информированы о своих правах);
наличием острой жилищной проблемы (молодежь в Пермской области в среднем обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в целом по России: у 43% - комната в квартире родителей, у 20% - государственная квартира, у 2% - кооперативная квартира, у 5% - комната в коммунальной квартире, у 6% - свой дом, 6% - проживают в одной комнате с родителями, 18% - живут в общежитии);
не обеспечено развивающее обучение кадров, работающих в сфере молодежной политики;
в целом слабо выстроено обеспечение молодежной политики в регионе;
общественные организации не являются проводниками государственной молодежной политики: недостаточна поддержка их деятельности и инициатив.
В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. Размываются духовные ценности, ориентиры. Сохраняется высокий уровень преступности. По данным ГУВД Пермской области 67,6% всех преступлений совершаются гражданами от 14 до 30 лет; количество несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния в возрасте от 14 до 16 лет, на протяжении 1999-2001 годов постоянно увеличивается. Около 70% лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
Одним из факторов, влияющих на уход молодежи в наркотическую зависимость и криминальную среду, является отсутствие в жизни молодого человека иных, организованных при помощи и в интересах государства, «адреналиновых зон» - побед, выступлений, споров, творчества, геройствования и др.
Интенсивная адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, т.е. начало активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного потенциала, приходится на возраст от 14 до 30 лет (активное социальное становление, получение общего, профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей). Именно в этот период исключительно важно государственное внимание и стимулирование созидательного потенциала молодежи.
В 1998 году Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области «О государственной молодежной политике в Пермской области». В целях его реализации, создания экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодежи, начиная с 1998 года за счет средств областного бюджета производилось финансирование плана мероприятий по реализации основных направлений данного Закона. С 1999 года в Закон Пермской области «О минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области» внесен раздел 1803 «Молодежная политика», в соответствии с которым финансируются учреждения и мероприятия в сфере молодежной политики.
На первом этапе реализации областной целевой программы «Молодежь Прикамья» активно начали решаться многие проблемы в сфере молодежной политики.
В настоящее время наблюдается рост внимания административных органов к проблемам молодежи: во всех исполнительных органах местного самоуправления созданы структуры по работе с молодежью. В двадцати одной из сорока территорий Пермской области представительными органами местного самоуправления приняты и действуют комплексные программы по молодежной политике. За последние два года в тридцати одной территории области создана и развивается сеть учреждений по работе с молодежью: 69 клубов по месту жительства, 3 центра клубов по месту жительства, 7 социально - реабилитационных центров, 8 молодежных информационных центров, 10 дворцов молодежи. Растет осознание необходимости постоянной работы с молодежью у руководителей организаций независимо от их формы собственности (создаются службы по работе с молодежью).
Существенно выросло в 2002 году количество участников культурно-массовых мероприятий, проводимых учреждениями органов по делам молодежи, - фестивалей, смотров, конкурсов. Создаются службы содействия занятости и студенческие отряды. Внедряются конкурсные механизмы поддержки молодежных инициатив как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Выявляются инновации в работе с молодыми семьями. С 2002 года становится традиционным проведение фестиваля исторических городов Прикамья. Возрождаются различные формы военно-патриотического воспитания молодежи.
Таким образом, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Пермской области по решению молодежных проблем осуществляется в условиях правового, организационного и финансового обеспечения.
Реализация областной целевой программы «Молодежь Прикамья» позволит осуществить систему экономических, социальных, организационных мер в создании условий для решения проблем молодежи.