Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в 1996/97 учебном году
(с изменениями на 18 октября 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 4 августа 2023 года N 1003-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 8 октября 1999 года N 29-р;
распоряжением Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 22 февраля 2000 года N 26-р;
распоряжением Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 18 октября 2000 года N 216-р.
____________________________________________________________________
В 1995/96 учебном году всего аттестовано 17013 педагогических работников, в том числе:
Главной аттестационной комиссией на первую и высшую квалификационные категории - 3716 человек,
аттестационными комиссиями экспериментальных районов на высшую квалификационную категорию - 905 человек,
районными аттестационными комиссиями на первую квалификационную категорию - 6823 человека,
аттестационными комиссиями образовательных учреждений на вторую квалификационную категорию - 5569 человек.
Отрицательных решений принято по всем квалификационным категориям - 135.
Организованный в 1995/96 учебном году эксперимент по совершенствованию процедуры аттестации способствовал активному включению в экспертизу деятельности педагогических работников руководителей образовательных учреждений и районных органов управления образованием. Проведенный анализ показал необходимость продолжения эксперимента, его совершенствования и расширения.
Приказываю:
1. Утвердить Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Санкт-Петербурга, Правила о порядке присвоения квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов Санкт-Петербурга в редакции 1996 года с изменениями и дополнениями (Приложение N 1)
2. Утвердить порядок аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга в соответствии с нормативными документами, регламентирующими процесс аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Санкт-Петербурга.
3. Утвердить состав Главной аттестационной комиссии на 1996/97 учебный год (Приложение N 2)
4. Утвердить как экспериментальные площадки по совершенствованию процедуры аттестации в 1996/97 учебном году образовательные системы районов:
Адмиралтейского
Выборгского
Калининского
Красносельского
Кировского
Петроградского
Петродворцового
Приморского.
4.1. Продлить эксперимент по совершенствованию процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров в соответствии с приказом Комитета по образованию N 326 от 11 июля 1995 года.
5. Установить, что аттестация на высшую квалификационную категорию психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, в том числе и работающих в образовательных учреждениях в экспериментальных районах, проводится Главной аттестационной комиссией.
6. ЦПИ (Шмелева Л.М.) издать сборник нормативных документов, включающий Положение об аттестации педагогических и руководящих работников, Правила о порядке присвоения квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов Санкт-Петербурга.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета по образованию Ковину Т.Е.
Председатель
Комитета по образованию
В.И.Криличевский
Положение
об аттестации педагогических и руководящих работников
государственных, муниципальных учреждений
и организаций образования (всех типов) Санкт-Петербурга
__________________________________________________________________
Приложение утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию
Администрации Санкт-Петербурга
от 18 октября 2000 года N 216-р -
- см. предыдущую редакцию.
__________________________________________________________________
приказу Комитета по образованию
от 14.10.96 N 574
__________________________________________________________________
Приложение утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию
Администрации Санкт-Петербурга
от 18 октября 2000 года N 216-р -
- см. предыдущую редакцию.
__________________________________________________________________
от 14.10.96 N 574
Настоящие Правила разработаны на основе нормативных документов по аттестации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Введение Единой тарифной сетки, позволяющее обеспечить дифференцированную оплату труда педагогических и руководящих работников в зависимости от качества их труда, основывается на квалификационных требованиях к специалистам образовательных учреждений всех типов и является новым подходом к определению средств установления соответствия квалификационным категориям работников учреждений образования.
В качестве средства оценки уровня квалификации работника образования выступает экспертиза его профессиональной компетентности, включающей определенный уровень информированности работника, осмысления им собственною опыта, а также экспертиза педагогической результативности, ориентированной на достижения учащихся и воспитанников.
Разряд оплаты труда работнику определяется в соответствии с установленной квалификационной категорией.
Аттестация позволяет, с одной стороны, избежать уравниловки в оплате труда, дающего различный результат, а с другой, - стимулировать повышение квалификации специалистов, работающих в новых условиях развития образовательной системы.
Разработка настоящих Правил обусловлена необходимостью единого подхода на территории Санкт-Петербурга к квалификационным требованиям к специалистам, способным обеспечить реализацию основных направлений развития системы образования города.
Данные Правила следует рассматривать как ориентир в деятельности педучилищ по подготовке кадров, Университета педагогического мастерства, других учреждений системы повышения квалификации при организации работы с педагогическими работниками.
Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического (управленческого) труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Критерии квалификационных категорий указывают на качественные особенности уровня квалификации, профессионализма и результативности педагогического (управленческого) труда. Специалист может претендовать сразу на высшую категорию при условии, что он соответствует требованиям всех предшествующих категорий. Если соответствие специалиста требованиям разрядов устанавливается в зависимости от его стажа и образования, то соответствие специалиста требованиям квалификационных категорий устанавливается на основе Положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования (всех типов) Санкт-Петербурга, разработанного Комитетом по образованию.
Критерии квалификационных категорий специалистов сохраняют свое содержание независимо от вида образовательного учреждения и являются ориентиром для профессионального роста специалиста.
Критерии квалификационных категорий педагогических работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга включают:
- требования, предъявляемые к специалисту в отношении коммуникативной культуры;
- требования, предъявляемые к специалисту в отношении уровня сформированности профессиональной деятельности;
- требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.
Необходимость оценки коммуникативной культуры обусловлена спецификой педагогической деятельности, ролью педагога как образца социальных норм взаимодействия и той профессиональной позицией, которую он занимает в образовательном процессе.
В настоящее время действуют квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 N 463/1268. Квалификационные характеристики каждой должности содержат основные требования (разделы "Должностные обязанности" и "Должен знать"), а также квалификационные требования разрядов и категорий. Квалификационные характеристики являются основой для разработки должностных инструкций, определяющих конкретные обязанности отдельных исполнителей, а также для оценки уровня сформированности профессиональной деятельности специалиста.
В основе оценки результативности профессиональной деятельности лежит анализ достижений учащихся и воспитанников.
1.1. Критерии коммуникативной культуры специалиста.
При оценке коммуникативной культуры выявляется общая для педагогического (руководящего) работника тенденция к построению межличностных и деловых отношений, определяющая характер его общения с людьми. При этом во внимание принимаются проявления коммуникативной культуры, связанные с умением реализовывать на практике гуманистические, личностно-ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности.
К элементам коммуникативной культуры, которые являются объектом оценки при аттестации, относятся:
- наличие установки на реализацию способностей каждого учащегося, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;
- степень готовности к сотрудничеству с коллегами;
- степень готовности к сотрудничеству с родителями, общественностью;
- речевая культура.
Перечисленные выше элементы коммуникативной культуры изучаются по общепринятым и апробированным методикам, учитываются данные социометрии, результаты дополнительных наблюдений, сделанных независимыми экспертами при посещении открытых мероприятий, в процессе собеседования, аттестационных игр.
Суммарный результат выражается одним из суждений:
- безусловно высокая положительная оценка;
- преимущественно положительная оценка;
- в основном низкая оценка.
При этом уровень речевой культуры специалиста отмечается отдельно, и если он недостаточен, то присвоение категории становится невозможным. Лица, имеющие в основном низкую оценку, не могут претендовать на присвоение квалификационной категории.
1.2. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной деятельности.
Основой для оценки по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" являются требования к квалификации, изложенные в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений и организаций образования.
Степень соответствия изложенным требованиям может быть выяснена путем экспертизы, организуемой аттестационной комиссией, или анализа представленных документов, подтверждающих уровень квалификации специалиста.
1.3. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности аттестуемого.
Оценка результативности складывается из трех показателей:
а) соответствие индивидуальных достижений учащихся установленным образовательным стандартам;
б) создание педагогом условий для проявления учащимися (воспитанниками) своих творческих возможностей;
в) сохранение контингента, с которым непосредственно взаимодействует педагог (в случае аттестации руководителя во внимание принимается сменность кадрового состава).
Результативность профессиональной деятельности специалиста изучается в различных формах: анализ данных ГЭК; успешное участие воспитанников в смотрах, конкурсах, олимпиадах; анализ данных срезовых контрольных работ и т.п.