(с изменениями от 4 июня 1997 года)
_____________________________________________________________________________________
Утратил силу с 19 ноября 1997 года на основании
приказа Комитета по здравоохранению
Администрации Санкт-Петербурга от 5 сентября 1997 года N 384
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
приказом Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга от 4 июня 1997 года N 235.
________________________________________________________________________
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 109 "О правилах предоставления платных медицинских услуг населению", в целях упорядочения условий предоставления платных медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями, усиления контроля за организацией и качеством оказываемых услуг, а также правильностью взимания платы с населения приказываю:
1. Утвердить Правила предоставления платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями Санкт-Петербурга (Приложение 1).
2. Руководителям районных органов управления здравоохранением, главным врачам лечебно-профилактических учреждений:
2.1. Принять к руководству и исполнению Правила предоставления платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями Санкт-Петербурга, утвержденные настоящим приказом. На основании данных Правил разработать правила оказания платных медицинских услуг в каждом медицинском учреждении.
2.2. Обеспечить восстановление затрат по бюджету за счет полученного дохода от оказания платной медицинской помощи.
2.3. Не допускать участия посреднических или коммерческих структур в предоставлении платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях.
2.4. Обеспечить постоянный контроль за деятельностью подведомственных структур, оказывающих платные медицинские услуги населению. Определить приказом по учреждению ответственного из административно-управленческого персонала по данному вопросу.
3. Заместителю председателя Комитета по экономическим вопросам - начальнику Планово-экономического управления и главному бухгалтеру провести рабочие семинары с ответственными финансовыми работниками по вопросу единой методики составления калькуляции цен на платные медицинские услуги.
4. Руководителям районных органов управления здравоохранением в срок до 01.12.96 г. представить в Управление амбулаторной базой Комитета копии приказов о разрешении предоставления платных медицинских услуг подведомственным учреждениям.
5. Главным врачам стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений, непосредственно подведомственных Комитету, в срок до 01.01.97 г. для получения разрешения на оказание платных медицинских услуг представить в Комитет разработанные в каждом конкретном учреждении Правила предоставления платных медицинских услуг, лицензию на избранный вид деятельности, Перечень платных услуг и Прейскурант с обоснованными расчетами цен на эти услуги.
6. Начальникам управлений Комитета обеспечить контроль в пределах своей компетенции при выдаче разрешения на право оказывать платные медицинские услуги населению лечебно-профилактическими учреждениями.
7. Начальнику Контрольно-ревизионного отдела централизованной бухгалтерии Комитета по здравоохранению Алексеевой О.А. включать в план ревизий и проверок медицинских учреждений вопросы правильности организации предоставления платных медицинских услуг (наличие Правил предоставления платных медицинских услуг, прейскуранта цен, ведение бухгалтерского учета и т.д.).
8. Считать утратившими силу: пункты 3, 4 приказа Комитета по здравоохранению от 04.03.93 г. N 75 "О медицинских услугах в условиях перехода к медицинскому страхованию в г.Санкт-Петербурге", приказ Комитета от 28.07.96 г. N 355 "О порядке организации в стационарах медицинских услуг, оказываемых сверх территориальной базовой программы".
9. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета и заместителя председателя Комитета по экономике.
Председатель Комитета
по здравоохранению
А.А.Редько
Правила
предоставления платных медицинских услуг
населению лечебно-профилактическими
учреждениями Санкт-Петербурга
Настоящие Правила разработаны в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", законами РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", "О защите прав потребителей", "Гражданским кодексом Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями".
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (базовая программа обязательного медицинского страхования) и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями на территории Санкт-Петербурга.
2. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
3. Основанием для оказания медицинских услуг за плату являются:
- отсутствие соответствующих медицинских услуг в городской программе обязательного медицинского страхования;
- желание пациента, обратившегося за медицинской услугой, получить ее за плату, в том числе предоставление медицинских услуг с повышенным уровнем сервисного обслуживания;
- оказание платных услуг иногородним жителям и гражданам иностранных государств.
4. Лечебно-профилактические учреждения имеют право оказывать платные медицинские услуги только по специальному разрешению органа управления здравоохранением по подчиненности.
5. В каждом лечебно-профилактическом учреждении определяются конкретные виды платной медицинской помощи.
6. Предоставление платных услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями осуществляется при наличии у них лицензии на избранный вид медицинской деятельности.
7. Лечебно-профилактические учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:
- о режиме работы учреждения;
- о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках городской программы ОМС;
- о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости;
- об условиях предоставления и получения этих услуг;
- о льготах для отдельных категорий граждан. Льготы и скидки для отдельных категорий граждан определяются приказом руководителя учреждения.
8. Платные медицинские услуги населению оказываются сверх государственного заказа - профиля и мощности учреждения, определенными приказами Комитета по здравоохранению. В случае невыполнения объема территориальной базовой программы медицинской помощи все средства от оказания платных услуг направляются на возмещение материальных затрат в полном объеме (исключение составляют хозрасчетные структуры учреждения).
9. Оказание платной медицинской помощи может производиться как в учреждении, так и на дому, а также на анонимных условиях.
10. Платные медицинские услуги оказываются населению в медицинских учреждениях на основе договоров, регламентирующих условия и сроки их предоставления, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Договор может быть заключен с юридическими или физическими лицами.
Форма и содержание договора определяются самим лечебно-профилактическим учреждением. Предлагается примерный порядок заключения договоров:
10.1. Оказание платных услуг самостоятельно обратившимся частным лицам в амбулаторно-поликлинических учреждениях осуществляется на основании договора - квитанции, который содержит информацию о виде, сроках предоставления и стоимости оказываемых услуг, а также сведения о лицах, заключающих такой договор (пациент - ФИО, адрес; врач - ФИО, специальность).
10.2. В отдельных случаях возможно размещение в доступном месте текста типового договора на оказание платной медицинской услуги в амбулаторно-поликлинических учреждениях вместе с информацией об условиях предоставления и получения этих услуг и перечнем платных услуг с указанием их стоимости. В истории болезни пациент делает запись о том, что ознакомлен с условием договора и ответственностью сторон.
10.3. Возможно оформление договоров в виде амбулаторной карты больного отделения платных услуг.
10.4. Договора могут быть заключены на платное комплексное медицинское обслуживание юридических лиц (прикрепленный контингент), а также отдельных граждан.
11. Источниками финансовых средств лечебных учреждений при оказании платной медицинской помощи являются:
- средства страховых компаний;
- личные средства граждан;
- другие разрешенные законодательством источники.
12. Порядок и организация предоставления платных услуг:
12.1. Оказание платных медицинских услуг в медицинском учреждении организуется приказом руководителя учреждения о порядке и условиях предоставления таких услуг, о назначении ответственных лиц за соблюдение Правил предоставления платных услуг в учреждении (в отделениях, осуществляющих платную медицинскую помощь), утверждается список специалистов, принимающих непосредственное участие в оказании платной медицинской помощи, а также работников, оказывающих содействие в их обеспечении.
12.2. Оказание платных медицинских услуг сотрудниками лечебно-профилактических учреждений осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг раздельно. Платная медицинская помощь не может оказываться параллельно основной деятельности и в рабочее время специалистов.
12.3. В структуре бюджетного учреждения возможна организация хозрасчетных подразделений (отделение, кабинет) для оказания платной медицинской помощи. В таких случаях руководитель учреждения устанавливает и утверждает в вышестоящем органе управления здравоохранением Положение об отделении (кабинете) по оказанию платных медицинских услуг, в котором оговариваются следующие вопросы:
- потребители услуг;
- способ организации помощи;
- задействованные кадры, площади, расходные материалы;
- механизм ответственности ЛПУ за оказанные услуги;
- способы внутреннего распределения фонда оплаты труда;
- режим работы ЛПУ по разным системам оказания услуг и ряд других.
Штаты отделения (кабинета) устанавливаются в зависимости от спроса населения на разрешенные лицензией виды медицинской деятельности, наличия необходимых средств и утверждаются в установленном порядке.
12.5*. В состав коллективов, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг, могут включаться специалисты-консультанты из других лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений.
________________
* Здесь и далее нумерация приводится в соответствии с оригиналом.
12.6. В случае необходимости при оказании платных медицинских услуг могут выдаваться листки временной нетрудоспособности в установленном Законом порядке.
13. Бухгалтерский учет и отчетность:
13.1. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять и представлять отчетные данные по формам N 1-услуги "Отчет об объеме платных услуг населению" (статистическая отчетность) и N 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетных организаций, переведенных на новые условия хозяйствования" (бухгалтерская отчетность) в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
13.2. Статистический и бухгалтерский учет и отчетность должны вестись раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам в соответствии с Инструкцией Министерства Финансов Российской Федерации от 03.11.93 г. N 122 "По бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете".
13.3. Средства, полученные по безналичному расчету за оказание платных медицинских услуг, предусмотренных Уставом учреждения, а также наличные денежные средства (через кассу учреждения) зачисляются непосредственно на единый расчетный счет учреждения.
13.4. Ответственными за ведение бухгалтерского учета и отчетность по платным медицинским услугам являются главные бухгалтера учреждений.
14. Расчеты с населением:
14.1. В случае произведения расчетов с отдельными гражданами за платные медицинские услуги через кассу учреждения применяются контрольно-кассовые машины.
При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк-квитанцию, являющийся документом строгой отчетности и утвержденный МФ РФ письмом от 20.04.95 г. N 16-00-30.
Медицинские учреждения обязаны выдать пациенту кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
14.2. Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением условий договора, либо об обоснованном возврате денежных средств за неоказанные услуги, что оформляется в установленном порядке (заявление с указанием причины возврата, акт или другие документы, заверенные лицом, ответственным за оказание платной медицинской помощи в учреждении/подразделении).
По соглашению сторон возврат может быть произведен за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления пациенту дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
15. Цены на платные медицинские услуги:
15.1. Стоимость платных медицинских услуг в обязательном порядке определяется на основании калькуляции цен с учетом всех расходов, связанных с предоставлением этих услуг. В стоимость каждой услуги закладываются: усредненная заработная плата с начислениями, технологический расход материалов, медикаментов, реактивов, продуктов питания, нормативная амортизация оборудования, степень вовлеченности вспомогательного и хозяйственного персонала. Из этих составляющих формируется себестоимость услуги, на которую начисляется прибыль.
15.2. Оказание платной медицинской помощи гражданам СНГ и других государств осуществляется только по договорным ценам.
15.3. Кроме платной медицинской помощи в медицинском учреждении возможно оказание дополнительных сервисных услуг по договорным ценам (предоставление отдельной оборудованной палаты и т.п.). Средства, полученные от оказания дополнительных сервисных услуг (без учета сервисных услуг, связанных с трудозатратами персонала), направлять в полном объеме на возмещение дефицита бюджетных средств.